Покровское кладбище. Слава и забвение.

Николай Алексеевич Белоцветов

Николай Алексеевич Белоцветов
(1863 — 1935)
Сергей Алексеевич Белоцветов
(1873 — 1938)

Belocvetov 
Братья Белоцветовы.
Слева направо: Всеволод Алексеевич, Николай Алексеевич, Сергей Алексеевич.
Из архива Т. Фейгмане

На Покровском кладбище нашли упокоение родные братья Белоцветовы. Пожалуй, самым видным и деятельным в русской общественной жизни Латвии был Николай Алексеевич. Он родился во Владимирской губернии в 1863 году. Николаю было 13 лет, когда скончался его отец, священник в Покровском уезде, Владимирской губернии. Алексий Белоцветов оставил о себе добрую память как выдающийся проповедник и заслуженный пастырь. Когда в начале 20-х годов XX столетия Н. А. Белоцветов с семьей приехал в Ригу, он в беседе с архиепископом Иоанном (Поммером) узнал, что книга поучений его отца была в свое время принята в Рижской Духовной семинарии в качестве дополнительной литературы.

После смерти отца юный Николай Белоцветов, тогда ученик Муромского реального училища, должен был заботиться о семье. Для этого он отправился в Петербург, где зарабатывая деньги частными уроками, закончил реальное училище и стал помогать семье. Позже поступил в Петербургский горный институт.

При врачебном обследовании у Н. Белоцветова была обнаружена злокачественая опухоль, поэтому на профессии горного инженера пришлось поставить крест и искать более «кабинетную» карьеру. Еще во время учебы в институте он взялся за изучение страхового дела и вскоре стал работать в страховом обществе «Россия». Ему поручают создание журнала, освещающего вопросы страхования. Задача эта была блестяще решена, и он стал первым редактором первого в России журнала о страховом деле «Страховое Обозрение».

Со временем Н. Белоцветов все больше вовлекался в страховую деятельность и был направлен на практику в Америку. В 40-летнем возрасте получил приглашение на пост директора-распорядителя страхового общества «Саламандра». На этой должности он приобрел известность в торгово-промышленных кругах и позже был назначен председателем правления югославского страхового общества «Триглав», местопребывание которого находилось в Загребе.

Будучи не только удачливым предпринимателем, но и человеком, которого интересовали нужды простого народа, вместе с двумя общественными деятелями он основал в Псковской губернии сельское потребительское общество, а также сельскую школу с интернатом для крестьянских детей из дальних деревень. После революции 1917 года некоторое время он делал попытки восстановить деятельность общества на Украине, но вынужден был уехать в Югославию. С большими трудностями ему удалось провести в Париже общее собрание акционеров общества «Саламандра», на котором общество было реорганизовано, а центральный офис переместился в Копенгаген. Филиалы а/о «Саламандра» существовали в ряде европейских стран.

Из Югославии Н. А. Белоцветов переехал в Ригу. Зарабатывал деньги страхованием и много тратил на издательскую работу. Для своих изданий Н. А. Белоцветов создал акционерное общество печатного дела, также названное «Саламандра». Главной задачей ставилась не прибыль, а просветительская деятельность. Так, с 1924 по 1929 год выходила национально-демократическая газета «Слово», ставшая второй по значимости русской газетой Латвии. С ноября 1925 года издавался литературно-художественный журнал «Перезвоны» и журнал для юношества «Юный читатель», сборники, посвященные Дню Русской Культуры, сочинения русских классиков. Установка для всех печатных изданий «Саламандры» была единой — приобщение, оторванных от родины русских, к великому прошлому России, к ее истории, искусству, а также знакомство с литературными новинками. Современники, характеризуя Н. А. Белоцветова, подчеркивали, что он является сторонником Великого князя Николая Николаевича, а это означало, что он — «человек умеренно-консервативного мировоззрения», имевший устойчивые взгляды на политику, религию, культуру. Белоцветов — добросердечный, неравнодушный, открытый — состоял членом общества друзей Русского Театра в Латвии. Самые дружеские отношения семья Н. А. Белоцветова поддерживала с семьей премьера русского театра Н. С. Барабанова. При всей занятости Белоцветов активно работал в Русском Просветительном обществе и был почетным членом общества филистров старейшей русской корпорации «Фратернитас Арктика».

Около десяти лет в Латвии процветало страховое общество «Саламандра», но экономический кризис, разразившийся в конце 20-х годов, нанес сильный удар по экономической стабильности и общества и по всем начинаниям Николая Алексеевича. В 1932 году газета «Сегодня» в № 178 сообщала об отъезде Николая Белоцветова к сыну Андрею в Загреб. В Югославии Белоцветов был назначен председателем правления страхового общества «Триглав». Но, прожив за пределами Латвии около года, вернулся в Ригу, которая, по его собственным словам, была «особенно близка его сердцу». Ведь в Риге оставались три его дочери и сын Николай, снискавший себе славу на европейском поэтическом поприще. Через два с половиной года после смерти старшего брата в Риге умирает Сергей Алексеевич Белоцветов. Он в свое время пошел по стопам отца — закончил Духовную семинарию. А уже позже получил светское образование на юридическом факультете Московского университета. До приезда в Ригу служил нотариусом в городе Александровске Екатеринославской губернии. В Риге помогал брату в его издательских начинаниях — принимал участие в создании газеты «Слово» и журнала «Перезвоны». После закрытия печатных изданий занялся педагогической деятельностью, в которой пригодились знания, полученные в Духовной семинарии. Сергей Алексеевич преподавал Закон Божий в Рижской городской основной школе № 13. Был активным членом Союза русских учителей Латвии, принимал деятельное участие в жизни приходского совета при Кафедральном Христорождественском соборе.

Потомки Н. А. Белоцветова, ныне проживающие в Берлине, прислали Пушкинскому обществу деньги для восстановления могилы деда. Ну а общим памятником всем Белоцветовым пусть станут поэтические строчки Николая Николаевича Белоцветова:

Ветер гуляет по миру,
Кружится ветер вокруг
Ветер безродный и сирый,
Горестный ветер разлук…

Ветер, вздымающий волны,
Ветер, взвивающий прах,
Ветер томления полный,
С вестью о дальних мирах…

Ветер, внимающий жадно
Песням мирской суеты,
Ветер, как ты, безотрадный,
Ветер, бездомный, как ты…

 

Могила находится в секторе Д, № 4.

С. Ковальчук, О. Пухляк