Покровское кладбище. Слава и забвение.

Андрей Михайлович Кузубов

Андрей Михайлович Кузубов (1 сентября 1858 — 16 марта 1940)

Мария Ионовна Кузубова (13 апреля 1865 - 15 ноября 1941)

KuzubovРига, благодаря своему географическому положению, всегда была городом, в котором процветала торговля. Рижские торговые фирмы основывались прочно, вели дела солидно, неторопливо. С гордостью они отмечали на своих письмах, вывесках, знаках дату своего основания. Одной из таких долголетних фирм являлась фирма Кузубовых, для которой 1938 год стал юбилейным. Перед нами ожившие страницы старинной хроники, насыщенной ароматом стародавнего быта.

Многие годы жил в Риге и честно трудился бывший крестьянин Воронежской губернии Андрей Михайлович Кузубов. Здесь он основал свою торговую фирму, открыл консервный завод, продукция которых пользовалась огромным успехом и в Риге, и в Европейских странах.

Любопытна история возникновения всего кузубовского дела. Родился Андрей Кузубов в крестьянской семье. Жили бедно, дети рано начинали подрабатывать, в доме жгли лучину, настоящие свечи считались роскошью.

Андрей рос смышленым мальчиком, в свободное от домашних дел время он стал работать на яичном складе богатого скупщика Филиппова, отправлявшего свой товар, яйца и битую птицу, не только в Петербург, но и за границу. Хозяин сразу обратил внимание на расторопного юношу, на его трудолюбие и честность и стал поручать ему сопровождать партии товара. Груз транспортировался по железной дороге. И если вагоны с живой птицей ехали без задержек, то партии битой птицы порой днями простаивали на промежуточных станциях. Понятно, что товар при этом портился. И тогда Андрей Кузубов предложил: в каждый вагон с битой птицей сажать 2-3 живые курицы. Таким образом вагон уже мог на полном основании обозначаться, как «живой груз».

Как-то зимой Кузубов сопровождал груз в Англию, путь пролегал через Ригу, где в эти дни стояла такая стужа, что замерз даже Либавский (Лиепайский) порт. Ехать дальше было невозможно. Тогда Андрей Михайлович распродал часть груза в Риге и остался здесь на несколько месяцев — до весны. Через некоторое время, в 1880 году, Филиппов оставил в Риге Кузубова своим доверенным лицом. Так началась новая страница жизни Андрея Михайловича, которая навсегда связала его с Латвией.

Жизнь сложилась так, что Филиппов разорился, и только тогда Андрей Михайлович открыл свое дело в Риге. В конце ХIХ столетия рижский рынок находился на набережной Даугавы. Именно там появился большой прилавок, где рижанам предлагались битая птица, яйца, дичь, которые предприниматель скупал по всей России. Самым известным ресторанам Кузубов поставлял рябчиков, тетеревов, вальдшнепов, куропаток, диких уток, зайцев, а также всякую зелень. Продавал икру, рыбу лучших сортов. Сам хозяин вставал в 4 часа утра, покупал у приезжих крестьян зелень, платил наличными, чеков и векселей не признавал.  Всегда руководствовался деловым принципом: «Не тот богат, у кого денег много, а тот богат, у кого деньги в деле и долгов нет». Такой подход к делу оправдал себя во время Первой мировой войны, революции и немецкой оккупации.

Тогда как многие торговцы потеряли вложенные в банки деньги, Кузубов сумел сохранить созданное им дело, оправдав и вторую любимую свою поговорку: «Деньги и дурак зарабатывает, а сбережет только умный». Во время независимой Латвии Андрей Михайлович основал и консервный завод, продукция которого отправлялась на экспорт.

Семья Кузубовых напоминала единый организм, жили дружно, без ссор и раздоров. Воспитывали детей в строгости, но никогда не били. Разве что мать иногда говорила шалуну: «Пойди, постой-ка в углу». А там, в углу, стояла клетка с попугаем, которого Мария Ионовна Кузубова научила повторять: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Кстати, семья была очень религиозной — всегда ходили на всенощную и литургию в Благовещенскую церковь. По праздникам приходил к Кузубовым отец А. Македонский, настоятель Благовещенской церкви, и играл с Андреем Михайловичем у самовара в столовой в шашки.

Андрей Михайлович часто бывал за границей, знал многие иностранные языки. Дети в семье получили хорошее образование, некоторые учились за границей. Но все обязательно были участниками общего семейного дела, которое крепло и разрасталось.

К 30-м годам прошлого века семья сильно выросла, сыновья женились, дочери вышли замуж, появились внуки. Жили все вместе на Тургеневской улице, 13. Потом стали отделяться, но с родителями связи не теряли. Ничто не предвещало краха делу этой дружной и работящей семьи, если бы не 1940 год…

Беда настигла сына Сергея. Богатырского сложения, он был самым «русским» в семье — ходил в косоворотке, на масленицу лихо ездил по Риге на тройке, щедро оплачивал все семейные торжества. Сергей издал в Риге книгу профессора В. Синайского о Псково-Печерском монастыре с репродукциями картин академика С. Виноградова.

14 июня 1941 года, когда в Прибалтике шли массовые аресты, Сергея Кузубова выслали в Усольлаг. Поскольку молодой человек хорошо готовил, его назначили поваром. Однажды во время раздачи пищи к нему обратился один из арестованных, бывший товарищ Сергея по Политехническому институту, и попросил добавки. На Сергея тут же донесли, он был сослан в штрафной лагерь, где заболел воспалением легких и скончался 27 декабря 1942 года.

Многим членам этой большой семьи после Второй мировой войны удалось обосноваться в Соединенных Штатах, где они получили образование и стали инженерами, педагогами и предпринимателями. Все они знают и помнят о своих корнях, бережно хранят семейные реликвии. Благодаря одному из потомков, живущему сегодня в Риге, Кириллу Боброву, мы и смогли сегодня рассказать о родоначальнике крупнейшего торгового дела в нашем городе в конце ХIХ века — Андрее Михайловиче Кузубове.

Андрей Михайлович Кузубов и супруга его Мария Ионовна похоронены на Покровском кладбище. Могила находится в секторе Г, № 21.

В 2015 году внучка Кузубовых Марина Дроздова установила на могиле своих предков новый надгробный памятник.

Светлана Видякина