Покровское кладбище. Слава и забвение.

Святой священномученик Иоанн, архиепископ Рижский

Святой священномученик Иоанн, архиепископ Рижский (1876 — 1934)

Будь верен до смерти,
И дам тебе венец жизни.
Откр. Иоанна Богослова

Ioann Pommer  Особым светом была озарена жизнь православных христиан Латвии в период, когда здесь служил архиепископ Иоанн Поммер. Удивительный этот человек обладал особым даром примирять и объединять людей. К нему шли за помощью, поддержкой, советом, утешением. Сильный, высокий, стремительный архиепископ пешком ходил по правосланым храмам, разговаривал с прихожанами, навещал болящих и умирающих. С особой любовью относился к детям — никогда не проходил мимо, не погладив малыша по головке, не улыбнувшись ему. В кратком изложении жизнь Владыки Иоанна (Поммера) может быть представлена следующим образом: архиепископ Иоанн (в миру Jānis Pommers) родился 6 января 1876 года в латышской православной крестьянской семье Лаздонского прихода в Цесисском уезде. Первоначальное обучение проходил в приходской школе, затем обучался в Рижском Духовном училище и в Рижской Духовной семинарии. По окончании семинарии три года учительствовал, одновременно исполняя обязанности псаломщика. В 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Будучи студентом академии в 1903 году принял монашеский постриг. В 1904 году он становится преподавателем Черниговской Духовной семинарии, затем инспектором Вологодской (1906) и через год ректором Виленской, одновременно являясь настоятелем Виленского Св.-Троицкого монастыря; тогда же был возведен в сан архимандрита.

Архимандрит Иоанн был первым священником в истории Вильнюса, который организовал крестные ходы в сельские храмы с иконой Божией Матери «Одигитрия». В 1912 году 12 марта в Александро-Невской Лавре хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Затем следуют перемещения в Одессу и вскоре в Таганрог — после революции в Тверь и правящим архиереем в Пензу с возведением в сан архиепископа. В Пензе служение Владыки происходило в крайне тяжелых условиях — в борьбе с учинившим церковный раскол и поддерживаемым большевистской властью бывшим Пензенским архиепископом Владимиром Путятой.

В результате Владыка Иоанн был арестован и лишь чудом избежал смерти. Архиепископ Иоанн своей стойкостью в вере совершал в России много духовных подвигов. Недаром святой Патриарх Тихон прозвал его «мужем борьбы», а простой русский народ называл его «новым Златоустом» [1] .

В 1920 году архиепископ Иоанн был избран Собором Латвийской Православной Церкви на Рижскую кафедру, но лишь в 1921 году отпущен Патриархом Тихоном в Латвию, при этом Латвийской Церкви была дарована широкая каноническая самостоятельность. По возвращении на родину Владыке в тяжелейших условиях приходилось восстанавливать церковную жизнь. С 1925 года он представляет в Сейме Латвийской Республики интересы православного населения Латвии — в значительной части русского национального меньшинства. В это же время архиепископ Иоанн добивается определения официального статуса Православной Церкви в Латвии, признания ее органов и учреждений юридическими лицами. Православная Церковь в правовом отношении была приравнена к прочим церквам Латвии. Благодаря усилиям Владыки с 1926 года возобновила работу Духовная семинария. Кроме того, Владыка Иоанн добился обеспечения духовенства пенсией, выделения государственных субсидий на восстановление церквей, было достигнуто равноправие в обеспечении русских школ и библиотек, русского высшего учебного заведения и т.д. Поселившись в подвале собора, Иоанн Поммер тем самым спасает собор от неминуемой гибели.

В ночь на 12 октября 1934 года архиепископ Иоанн (Поммер) был зверски убит на архиерейской даче близ Кишозера: подвергнут пыткам и заживо сожжен. Убийство не было раскрыто и причины его до сих пор с полною определенностью не ясны.

24 сентября 2001 года на Соборе Латвийской Православной Церкви Владыка Иоанн был причислен к лику святых (еще ранее он был канонизирован Русской Православной Церковью за границей). Первое литургическое поминовение в Латвии состоялось 12 октября того же года.

Приводим с некоторыми сокращениями публикацию из газеты «Сегодня» (1934, 22 окт., № 292, с. 4), посвященную проводам и погребению Владыки на рижском Покровском кладбище:

«Десятки тысяч рижан доказали вчера свою любовь и уважение к почившему архиепископу Иоанну. И заупокойная литургия и отпевание несколько затянулись против предположенного времени. Но уже задолго и до предполагавшегося конца отпевания улицы по пути следования погребального шествия были переполнены публикою.

 Журнал, издаваемый Иоанном Поммером
Страница журнала «Вера и жизнь»

Отпевание закончилось только около 5 часов вечера. Стоявшие в притворе шеренгами православные солдаты рижского гарнизона, а также представители многочисленных организаций со знаменами, вышли из храма. Вслед за тем при крестном ходе на руках духовенства был вынесен гроб с останками Владыки. При пении канона Андрея Критского «Помощник и покровитель» крестный ход с останками Владыки со всем духовенством обошел кругом собора, останавливаясь на каждой из его сторон для совершения краткой литии. При появлении гроба на высоком соборном крыльце стоявшая кругом толпа благоговейно обнажила головы. Обнеся тело Владыки кругом собора, духовенство возложило его на открытый катафалк, запряженный шестериком лошадей. Руководивший шествием рижский благочинный протоиерей Н. Перехвальский указал всем участникам свое место и Владыка Иоанн под погребальный перезвон колоколов собора начал свой последний путь. Начался величественный крестный ход. Рига еще не видала подобных погребальных шествий. Длинная процессия заняла добрую половину Бривибас улицы. Во время следования процессии по Бривибас, Карлинес и Миера улицам было прервано всякое сообщение. Полицейские чины всюду наблюдали за порядком. От Кафедрадьного собора до Покровского кладбища стояли сплошные шпалеры людей. Заняты были также все балконы и окна домов, выходящих на улицы следования процессии.

Пропуск на похороны

Погребальное шествие открыли корпоранты и филистры русской студенческой корпорации «Фратернитас Арктика» со знаменем, обвитым траурным крепом, и огромным венком. Среди арктов были видны многие общественные деятели и представители искусства. Затем следовали члены русской студенческой организации «Корпорация Рутения», также несшие огромный венок. За ними шла русская женская корпорация «Сороритас Татьяна» и члены русской корпорации при русском институте университетских знаний «Фратернитас Россика». Далее шли: общество русских торговопромышленных служащих и хозяев, русское певческое общество «Баян», гимнастическое общество «Русский Сокол», общество «Русская Сокольня», скауты и гайды, Русское студенческое единение и «витязи» и общество русских студентов Латвийского Университета. За организациями следовал крестный ход во главе с рижским благочинным протоиереем Н. Перехвальским и настоятелем Кафедрального собора протоиереем Я. Балодом.

В крестном ходе несли внешние знаки архиепископского достоинства — митру, посох и рипиды покойного. Тут же несли кутью и св. Евангелие. За крестным ходом шли объединенные хоры рижских православных церквей и духовенство в светлых облачениях. В шествии приняли участие также и представитель лютеранской церкви в Латвии обер-пастор Э. Берг, представитель католической курии проф. доктор Журомский, настоятель англиканского прихода священник Гаррисон, пастор Биргель и др. Шествие духовенства замыкали митрополит Ревельский Александр, шедший в полном митрополичьем облачении, епископ Печерский Николай и архимандрит Феофан. За духовенством следовал катафалк с останками покойного, окруженный многочисленными иподиаконами и хоругвеносцами. За покрытым архиерейской мантией гробом шли родственники покойного Владыки, его брат, учитель А. Поммер, приехавший из провинции старший брат усадьбовладелец А. Поммер и обе сестры Владыки госпожи Турьян и Наудин, члены Синода, военный министр ген. Я. Балодис, министр юстиции Г. Апсит, государственный контролер А. Каминский, прокурор А. Карчевский, префект Т. Гринвадьд, член городской управы А. Кацен, помощник префекта Поммер, многие офицеры и высшие чины латвийской армии и делегации общественных организаций с венками. За ними во всю ширину улицы двигалась огромная толпа. Без преувеличения можно считать, что в проводах Владыки Иоанна, включая публику, стоявшую в шпалерах, приняло участие около 100 000 человек, что составляет приблизительно четвертую часть всего населения Риги...

Толпа на Бривибас бульваре по пути следования погребальной процессии.
Фото из газеты

Лишь к 7 часам шествие прибыло на Покровское кладбище. По дороге были совершены остановки у Александро-Невского храма и у Вознесенской церкви, где были отслужены настоятелями приходов краткие литии.

Вечерние сумерки спустились над городом, когда голова шествия приблизилась к кладбищу. У открытой могилы-склепа, с правой стороны Покровского храма горели яркие лампионы и газовые фонари. На кладбище были допущены только духовенство и делегации. Но и этого оказалось достаточным, чтобы небольшое пространство кругом могилы было сплошь заполнено многоголовой толпой. Снова, уже в последний раз представители духовенства подняли на своих руках гроб с останками Владыки и перенесли его к открытой могиле. После литии гроб был опущен духовенством в могилу. Под печальное пение «Вечной памяти» и погребальный звон осиротевшая паства, не желая сдерживать своих чувств, рыдая, оплакивала своего Архипастыря.

Над открытой могилой склонились рипиды и хоругви, посох, дикирий и трикирий архиепископа. Первую горсть земли, сказав на эстонском и русском языках прощальное слово, бросил митрополит Ревельский Александр. Глубокая скорбь звучала во всех произнесенных над открытой могилой речах…

Хотя, согласно просьбе Синода, речи, произносившиеся у могилы, и не были продолжительными, все же возложение венков представителями многочисленных организаций и приходов заняло около 2 часов времени.

Над могилой-склепом был устроен настил, на котором сооружен надмогильный холм. Со временем здесь будет построена часовня в виде копии Кафедрального собора. Огромное количество венков превратило могилу архиепископа Иоанна в благоухающий холм. До поздней ночи к могиле нашедшего на Покровском кладбище вечное упокоение Владыки струился поток верующих, склонявших головы в молитвенном молчании перед могилой святителя».

(Подробнее о жизни и деятельности Владыки Иоанна см.: Игумен Феофан. Архиепископ Иоанн. Рига, Путник, 2000; Людмила Келер. Никем не сломленный. Жизнь и мученическая кончина архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Москва, изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 1999; Rīgas un visas Latvijas Arhibīskaps Jānis (Pommers). Svētrunas, raksti un uzstāšanās (sastādītājs pr. J. Kalniņš). Rīga, Labvēsts, 1993. — 1., 2. sēj.; Priesteris Jānis Kalniņš. Svētais Rīgas Jānis. Rīga, Jumava, 2001.)

Ю. Сидяков