Покровское кладбище. Слава и забвение.

Василий Христофорович Рейнгаузен

Василий Христофорович Рейнгаузен, протоиерей (1811 — 1892)

Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев

Ин. 3, 16

ReingauzenЛюди обыкновенно боятся вечера жизни. А между тем благословен закат и тихий свет вечерний. Только тогда правду высшую постигает дух, когда земных страстей умолкнет голос властный…

8 мая скончался в Риге один из старейших пастырей Рижской епархии, много потрудившийся на ниве Православия в здешнем крае, протоиерей Василий Христофорович Рейнгаузен. Протоиерей Рейнгаузен происходил из светского звания и родился в Псковской губернии, Порховского уезда, селе Жадиновиче 12 июля 1811 года. Отец его был иностранец, принявший русское подданство, Христофор Иванович фон Рейнгаузен, а мать — дочь Динабурского коменданта полковника фон Графа, православная. Василий Христофорович в детстве вел тяжелую жизнь сироты, полную лишений, потеряв отца на первом году жизни. До поступления в Рижскую губернскую гимназию жил он у матери, которая работала гувернанткой у разных помещиков, зарабатывая таким образом на свое и его пропитание. В гимназии он воспитывался за счет смотрителя судоходства роммельской дистанции ротмистра Куровского, женатого на родной его тетке. По окончании курса гимназии ему, за неимением средств, не пришлось поступить в университет, куда он стремился, а поступил он в ведомство XII округа путей сообщения письмоводителем; эту должность занимал 12 лет. Затем некоторое время занимал должность частного учителя при частных рижских учебных заведениях.

В 1845 году началось массовое движение латышских крестьян в Православие, и епископ Рижский Филарет I сделал Василию Христофоровичу предложение принять священство. Сознавая всю важность, тяжесть и ответственность предлагаемой ему должности, к которой он не готовился, он не сразу согласился на предложение. Священник Цвинев, духовный отец Василия Христофоровича, около полугода уговаривал его посвятить себя делу Православия в здешнем крае. Наконец, в 1846 году он был возведен в духовное звание и в том же году в декабре рукоположен во священники в новооткрытую Гензельсгофскую церковь, а затем служил в разных сельских приходах. Начальство вполне оценило его деятельность, и 8 февраля 1860 года он был переведен в город Ригу в Покровскую церковь, в которой он служил до апреля 1879 года. В этот период своей деятельности батюшка, кроме прямых своих пастырских обязанностей, по поручению начальства, исполнял множество безвозмездных должностей: был депутатом по разным учреждениям города Риги, переводил поступающие на имя епархиального начальства на латышском и немецком языках бумаги, в течение года (1860 — 1861) совершал все духовные требы по рижскому военному госпиталю, занимал должность в комитете по переводу богослужебных книг на латышский язык, приводил к присяге православных рекрутов из латышей, состоял в следственной комиссии по раскрытию злоупотреблений по рижско-псковскому шоссе, отправлял богослужение и требы на Александровской высоте, числился преподавателем Закона Божия в приюте общества противодействия нищенству, был членом разных временных ревизионных и строительных комитетов, членом и кандидатом в члены правления Рижского Духовного училища и пр.

С переводом в апреле 1879 года во Всехвятскую церковь, в большой чисто русский приход с ежедневною службою и множеством треб, он с прежней энергией и точностью продолжал исполнять пастырские обязанности. В течение своего священства о. Василий присоединил к православию из лютеранства и католичества до 2000 человек, из которых в Риге 549 человек. Начальство оценило его труды, удостоив сана протоиерея и ордена св. Анны 3-й степени. В день 25-летия службы он получил от прихожан Вознесенской церкви несколько адресов, покрытых множеством подписей, а в день 40-летней годовщины его священнического служения прихожане Всехсвятской церкви преподнесли ему наперсный крест, украшенный драгоценными камнями.

Чувствуя слабость сил своих для служения в таком многочисленном приходе, как Всехсвятский, он просил предоставить ему какой-нибудь небольшой приход в деревне и ему предоставлен был Гензельсгофский приход, но и там силы отказали ему, поэтому в октябре 1891 года он вышел за штат и переселился в город Ригу, где мирно скончался 8 мая в 12 час. 30 мин. на 81-м году от рождения.

12 мая состоялось погребение почившего на Покровском кладбище. При отпевании участвовало почти все духовенство Риги с архимандритом Иннокентием во главе, а церковь была полна молящихся. Как обедню и отпевание, так и на проводах пел хор кузнецовской фабрики, управляющий которой освободил на этот день от работы всех, желавших участвовать в погребении бывшего своего пастыря. Процессия тронулась от Всехсвятской церкви. Впереди двое из членов Всехсвятского приходского попечительства несли венок с надписью: «Незабвенному пастырю Василию Рейнгаузену от Всехсвятского приходского попечительства»; гроб покойного несли на руках прихожане, желавшие выразить особую свою признательность и уважение к бывшему своему пастырю. Около Вознесенской церкви ее встретила другая процессия во главе с настоятелем протоиереем Кангером, который при встрече произнес речь и отслужил литию на латышском языке. В своей речи о. Кангер выразил благодарность покойному от имени Вознесенского латышского прихода, в котором о. Василий был священником 18 лет: «Ты посеял, а мы теперь жнем», — сказал о. Кангер. Опустили гроб в могилу и пропели в последний раз «со святыми упокой», а народ еще долго оставался у могилы.

От главного входа на кладбище, по аллее, сразу с правой стороны находится семейная могила Рейнгаузенов. Глава рода, В. Х. Рейнгаузен, о котором мы уже рассказали, его дети, родные, близкие.

Рейнгаузен Николай Васильевич (1849 — 1928) — священник и председатель приходской школы Нитауского прихода. Неоднократно за свое служение получал благодарность и одобрение за заботливость, проявленную к своей пастве и к школе. Был награжден наперсным крестом.

Александр Рейнгаузен — священник Преображенской церкви, скончался 11 февраля 1904 года. Служил также в Рижской Всехсвятской церкви и в Рижской Иоанновской церкви. Оба батюшки закончили Рижскую Духовную семинарию и являлись членами Православного Миссионерского Общества при Рижской епархии. До наших дней сохранилось послание к членам этого общества епископа Рижского и Митавского Арсения: «Ввиду того, что Прибалтийский край преимущественно лютеранский, православное духовенство в оном должно особенно держать себя на высоте своего призвания, твердо и высоко держать знамя Православия, оберегать своих пасомых и быть миссионерами по отношению к окружающим нас, не принадлежащим к Православной Церкви, жителям. Честь и благодарность ревнителям Православия!».

Таковыми были все представители этого Богом благословенного рода, ныне покоящиеся в одной семейной могиле, сектор Ж, № 10, на которой часто можно видеть зажженные свечи…

Вечная память!

(Составлено по материалам: Рижск. Епарх. Вед., 1892, № 11)

С. Видякина