Покровское кладбище. Слава и забвение.

Гарри Кларк

Гарри Кларк
(1906 — 1958)
Дмитрий Николаевич Акимов
(1876 — 1946)
Анна Григорьевна Акимова
(1876 — 1946)

 

Слева от захоронения солдат, павших в Первую мировую войну, в металлической ограде стоит всегда ухоженное скромное надгробие. На нем написано Кларк Гарри Чарльзович, а по бокам его могилы два чуть заметных холмика. Никак не удавалось встретить тех, кто бережно ухаживает за могилой. Помог счастливый случай. И оказалось, что невидимые нити связуют судьбы людей, покоящихся на Покровском кладбище, и тех, чьи могилы стерты с лица земли на некогда величественном, но разоренном, Большом кладбище. Выяснилось, что Гарри Кларк, принадлежавший по крещению к Евангелически-реформаторской церкви, покоится рядом с православными родителями его супруги — Акимовыми. Ведь некогда большое фамильное англо-саксонское захоронение Кларков в пределах Большого кладбища находит по особым приметам только его младший сын. Словно те, вершившие расправу над памятью, неустанно твердили:

Нет памяти о прежнем;
да и о том, что будет,
не останется памяти
У тех, которые будут после.

(Еккл. Пролог, 11)

Мне надо было встретиться с Сергеем Гарриевичем Кларком, чтобы увидеть бесценные семейные реликвии, услышать семейные предания и восстановить эту незримую нить.

Гарри Чарльзович происходил из некогда очень известной в Риге профессорской семьи Кларков, чьи корни находятся в Шотландии. В семье гордились своим происхождением, что подтверждалось сохранением подданства Британской короне. Плодотворная научно-практическая деятельность профессоров Кларков до революции 1917 года связана с механическим факультетом Рижского политехникума, а в 20—30-е годы с Латвийским университетом. Дед Гарри Кларка — Джон Кларк — был профессором черчения и рисования. Супругой профессора Джона Кларка стала дочь ректора Тербатского университета Вильгельмина фон Хавнер, связанная родством с фон Ливенами. Пожалуй, наибольшую славу профессорской семье принес Чарльз Кларк (1867—1942) — один из двух сыновей Джона Кларка. Если его отец провел детство и отрочество в Великобритании и там получил блестящее образование, то Чарльз Кларк получил образование в Риге: в школе Фромма, городской классической гимназии и в Рижском политехникуме.

Вся жизнь этого замечательного человека с 1894 года была связана с кораблестроением — это работа в Риге на Экспериментальном судомеханическом заводе, преподаванием в политехникуме новой дисциплины «судостроение». Чарльз Кларк являлся с 1905 по 1917 год неизменным деканом механического факультета. В 1912 году принимал непосредственное участие в создании ледокола «Петр Великий».

Увлеченность кораблями не отвлекла одаренного ученого от личной жизни. В спутницы жизни Чарльз Кларк выбрал дочь полковника А. А. Лысенко. Но строгие правила Православной церкви требовали от молодого человека при вступлении в брак перехода в православное вероисповедание, чего не желал Чарльз Кларк. Таким образом, не имея в Риге возможности обвенчаться с православной Надеждой Аркадьевной Лысенко (1866—1942?), Чарлз Кларк в апреле 1897 года уезжает с невестой в Берлин. В Берлинской церкви св. князя Владимира при посольстве Российской империи молодых обвенчали. При этом каждый из супругов сохранил свое вероисповедание, но их восьмерых детей крестили в Риге в реформаторской церкви. Гарри Юлий Кларк был шестым ребенком в этой чадолюбивой семье и так же, как отец, имел техническое образование, закончив в Риге в 20-е годы частный техникум Н. Н. Около-Кулак.

Во время Первой мировой войны вместе с Рижским политехникумом Чарльз Кларк эвакуировался в Москву. Позже переехал с семьей в Одессу, где плодотворно трудился до августа 1923 года, став активным создателем механического и инженерно-строительного факультета Одесского политехнического института. А с руководством Латвийского университета на протяжении нескольких лет профессор вел интенсивную переписку, пока не принял окончательного решения вернуться в родную Латвию. Чарльз Кларк стал руководителем кафедры судостроения механического факультета ЛУ. Под его непосредственным руководством в 20—30-е годы построены многие суда независимой Латвийской республики — ледокол «Кришьян Валдемар», подводные лодки «Спидола» и «Ронис», траулеры «Имант» и «Виестурс». Кстати, Латвия в те годы состояла в тесном сотрудничестве с Францией, на верфях которой строились суда.

 
Д. Н. Акимов с учениками 4-й Рижской русской городской основной школы.
Фото из семейного архива С. Кларка

В 1926 году Французская республика наградила профессора орденом Почетного легиона, а в 1928-м им была получена награда орден Трех звезд от правительства Латвии. Уйдя в 1937 году на заслуженный отдых, профессор Кларк тем не менее до самой смерти читал лекции в университете. Последний свой приют именитый профессор Чарльз Кларк нашел на Большом кладбище в Риге, где уже покоились его родители. Вскоре рядом с профессором похоронили православную жену Надежду Аркадьевну и их старшего сына Джона. Когда мы встречались с Сергеем Кларком, он мне сразу сказал, что на Покровском кладбище бабушка и дедушка Акимовы были похоронены в 1946 году на месте фамильного захоронения. Здесь нашел упокоение полковник Аркадий Лысенко, скончавшийся в середине 1890-х годов, значащийся в некоторых изданиях как Видземский губернатор. А в 1958 году между супругами Акимовыми их дочь похоронила своего безвременно почившего мужа Гарри Кларка, приходившегося полковнику внуком.

Дмитрий Николаевич Акимов и его супруга Анна Григорьевна происходили из небогатых дворянских семей. Дмитрий Николаевич трудился в Риге до революции инспектором в сфере социального обеспечения, а с 1919 до 1938 год служил на ниве просвещения в 4-й русской городской основной школе, находившейся на пересечении улиц Гоголя и Гайзиня. Эта школа осталась в памяти старых рижан как Суздальская школа. Одно время он занимал даже пост директора. Я нашла учеников Дмитрия Николаевича Акимова, рассказавших мне самые яркие воспоминания о его уроках истории, русского языка и литературы. Один из них, Д. И. Анохин, в своей книге «Как мы жили в довоенной Риге» (Рига, 1998) написал о своем учителе следующие строки: «Особенно хочется отметить моего классного наставника Дмитрия Николаевича Акимова. Добрый, внимательный к ученикам, хорошо знавший свой предмет, он научил нас не только любить родную речь, но и воспитал в нас нравственные качества, дав моральную основу для дальнейшего пути. Светлую память о нем я сохранил на всю жизнь».

Могила находится в секторе Д, № 8.

 

(Составлено по материалам: личное дело Ч. Кларка — ЛГИА, ф. 7427, оп. 13, № 809)

 

С. Ковальчук