Покровское кладбище. Слава и забвение.

Андрей Иванович Кангер

Андрей Иванович Кангер, протоиерей, настоятель Вознесенской церкви (1839 — 1909)

Ты, Господи, светильник мой.

2 Цар. 22, 29

Значительный вклад в православную жизнь края внесли бывшие семинаристы, члены Рижской Консистории. Среди них известный деятель Православия протоиерей Андрей Иванович Кангер.

Это было время, когда семинаристы-латыши были увлечены утверждением в народе национальных традиций. Эти устремления они реализовывали практически повсеместно, занимая места священников и учителей в латышской среде.

К сожалению, об этих достойных церковных служителях можно узнать либо из архивных материалов, либо из старых изданий «Рижских Епархиальных Ведомостей». В одном из них, в № 16, 1909 года, читаем некролог: «Отошел в вечность на 71-м году жизни 20 июля один из редких по трудолюбию и ревностных пастырей — настоятель Рижской Вознесенской церкви, провидением выделенный из крестьянской лютеранской среды и приобщенный к Православной Церкви, А. Кангер. Он имел счастье получить образование в духовных школах: Рижском епархиальном училище и Рижской Духовной семинарии. По окончании семинарского курса в 1859 году Кангер стал стремиться не в Духовную академию, а избрал пастырское служение.

22 октября 1859 года Андрей Иванович был посвящен Высокопреосвященным Платоном во священники с назначением в Саусенскую церковь.

С первых дней служения проявил примерную ревность в исполнении своих служебных обязанностей, и особенно в деле обучения детей грамоте, за что в 1860 и 1861 годах получил от Архипастыря одобрение и благословение. Часто жертвовал в пользу осиротевших детей. С 1865 года был назначен членом Комитета по переводу богослужебных книг со славянского языка на латышский и эстонский, а также редактором по изданию журнала «Училище Благочестия». Кроме своего прихода, заведовал еще Эрлааским приходом.

Одним из главных своих дел в эти годы о. Андрей считал учительство и потому с особенным вниманием и усердием относился к благоустройству приходской школы и выполнению школьной программы. В 1877 году Советом училища были с благодарностью отмечены его труды.

20 апреля 1869 года, принимая во внимание примерное трудолюбие и трудоспособность, переведен в Ригу и причислен к Вознесенской церкви. Здесь, в Риге, как центре Прибалтийского края энергия, пастырская опытность и деловитость о. Андрея нашли себе самое широкое применение. Так, с 1879 по 1885 год он занимал должность члена семинарского правления от духовенства и за свой труд получил благодарность от Его Преосвященства.

С 15 октября 1879 года Св. Синодом был утвержден членом Рижской Духовной Консистории; с 26 сентября 1880 года состоял членом Рижского епархиального попечительства; с 1888 года — цензором по изданию книг духовно-просветительского содержания на латышском языке. С 1883 года А. И. Кангер состоял членом комитета по постройке Рижского Духовного училища и был председателем правления вспомогательного капитала, а также членом Совета Рижского Петропавловского братства. Такая разносторонняя деятельность протоиерея А. И. Кангера, проводимая всегда с пользой для дела, по достоинству ценилась епархиальным начальством. Протоиерей Андрей имел награды от набедренника до ордена св. Владимира 3-й степени. Наперсный крест от Св. Синода в 1886 году. Сан протоиерея — в 1890 году».

«Рижские Епархиальные Ведомости» тех лет сообщают: «Государь Император, согласно удостоению Кавалерской Думы в 3-й день февраля 1892 года, Высочайше соизволил на награждение орденом св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени протоиерея Вознесенской церкви в г. Риге Андрея Кангера за духовно-учебную службу».

Протоиерей А. И. Кангер скончался на своей даче, в Карлсбаде. 22 июля его тело было перевезено в Ригу (крестным ходом до станции из Дуббельнской церкви). Более величественную картину представляло шествие, когда тело почившего протоиерея перевозили с Рижского вокзала в Вознесенскую церковь, в ту церковь, в которой он столько лет неустанно трудился для прихожан своих, был добрым пастырем и наставником.

Впереди шествия ехали пять конных городовых во главе с околоточным надзирателем. За ними несли запрестольный крест и три хоругви. Певчие пели каноны «Волною морскою» и «Вечную память». Длинною черною лентой растянулось духовенство, впереди псаломщики, шесть диаконов и 15 священников. Предстоятельствовал кафедральный протоиерей В. Плисс, имея по правую руку диакона с кадилом. За духовенством следовал гроб, покрытый золотым глазетовым покровом. За гробом шли родственники и прихожане. Около Кафедрального собора и Александро-Невской церкви траурное шествие встречалось погребальным перезвоном и совершались краткие литии. По прибытии к месту гроб был внесен в Вознесенскую церковь, залитую электрическим светом паникадил. Началась панихида на славянском языке, затем протоиерей Меднис отслужил вечерню и панихиду на латышском языке при участии архиерейского хора.

Заупокойную литургию служил архиепископ Рижский и Митавский Агафангел в сослужении протоиереев Плисса, Либеровского, Яковлева, Лейсмана, Медниса, Пятницкого и священника Азелицкого. Обедня и отпевание совершались на русском и латышском языках.

Затем гроб с телом почившего в предшествии крестного хода, во главе с Его Высокопреосвященством, при перезвоне колоколов был перенесен на Покровское кладбище. Отца Андрея похоронили рядом с горячо им оплакиваемой женой, которую он пережил лишь на год и несколько дней. Там же покоятся его дочь Вера и маленький сын.

Андрей Иванович Кангер был одним из крупнейших деятелей, каких взрастила в своем лоне Православная Прибалтийская Церковь. Благодаря его умелому ведению и руководству приходскою жизнью, Рижский Вознесенский приход стал одним из самых многолюдных православных приходов г. Риги.

«Почивай же, пастырь добрый, мирно среди своих духовных детей до страшного дня судного; тебе этот день не должен быть страшен, ибо у Судии уже приготовлен для тебя венец нетленный, которым Он украсит тебя в день воздаяния своего праведного».

На памятнике, который находится с левой стороны храма в церковной ограде, сектор А, № 11, надпись на двух языках. Это свидетельство искренней любви и признательности как русских прихожан, так и латышей.

Вечная тебе память, верный труженик на ниве Христовой.

(Составлено по материалам: Рижск. Епарх. Вед., 1892; 1899; 1904; 1909, № 16, 17)

С. Видякина

могила Кангера