Покровское кладбище. Слава и забвение.

Василий Иванович Преображенский

Василий Иванович Преображенский, протоиерей (? — 1903)

И слово мое, и проповедь моя не в
убедительных словах человеческой
мудрости, но в явлении духа и силы.

1 Кор. 2, 4

 

22 февраля в 2 часа пополудни скончался от паралича сердца настоятель Рижской Благовещенской церкви, протоиерей В. И. Преображенский.

Почивший был сыном рижского протоиерея Иоанна Преображенского, служившего сперва при Благовещенской церкви, а потом при Александро-Невской. Малолетним он остался без своего отца и воспитывался сначала в Рижской Духовной семинарии, а затем в С.-Петербургской Духовной академии, где окончил курс наук со званием кандидата богословия. Всю свою довольно продолжительную деятельность почивший посвятил своей родной епархии. Сразу же по окончании курса академии в 1871 году он занял должность учителя греческого языка в Рижском Духовном училище, а через год вступил в должность помощника смотрителя того же училища и занимал эту должность до апреля 1888 года. В этом году почивший оставил учебно-воспитательную деятельность, весьма для него утомительную и перешел на епархиальную службу, заняв, после смерти своего тестя, протоиерея Вельдемановского, место настоятеля Рижской Благовещенской церкви. Таким образом, деятельность почившего протоиерея В. И. Преображенского распадается на две почти равные половины, из коих первая была посвящена воспитанию духовного юношества, а вторая — пастырской деятельности в приходе. Ту и другую почивший проводил ревностно и с усердием, за что и был награжден орденами: св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени за духовно-учебную службу, золотым наперсным крестом и орденом св. Анны 2-й степени за епархиальную службу.

Сверх того, почивший состоял законоучителем городского Петропавловского училища (с 1889 по 1895 год), а затем законоучителем Валкской Учительской семинарии до выслуги пенсии по учебному ведомству в 1898 году. В 1896 году был назначен сверхштатным членом Рижской Духовной Консистории.

По назначению епархиального начальства и по избранию съездов духовенства нес безвозмездные обязанности: члена Епархиальнаго Попечительства о бедных духовного звания с 1888 года; члена правления Рижской Духовной семинарии с 1888 по 1896 год; наблюдателя за преподаванием Закона Божиего в мужских городских начальных училищах Министерства народного просвещения и члена разных комиссий и комитетов: ревизионных, строительных и тому подобных. Во всех своих делах почивший отличался аккуратностью и исполнительностью.

К 4 часам дня тело почившего протоиереем Лейсманом и священниками Вахрамеевым и Осиновским было по церковному чину отерто елеем и облачено в священные одежды, и при участии рижскоградского благочинного протоиерея Березского и священника Цветикова была отслужена первая панихида по почившему.

Погребение состоялось 25 февраля, после литургии, совершенной епископом Рижским и Митавским Агафангелом в сослужении архимандрита Иннокентия, ректора Духовной семинарии протоиерея Аристова, сослуживцев по Консистории протоиереев: Либеровского, Лейсмана, Яковлева и рижскоградского благочинного протоиерея Березского.

Сослуживцем покойного священником Георгием Вахрамеевым было сказано поучение о поминовении и почитании пасомыми своих пастырей следующего содержания: «Вот и пред вами, братие, предлежит ныне наставник, который говорил вам слово Божие, наставлял вас в истинах веры Христовой, руководил вами в вашей духовной жизни, возрождал вас к духовной жизни и питал вас пищею небесною в таинстве причащения. Соответственно этой заботе вашего пастыря о вашем спасении и вы, духовные чада усопшего, должны, по слову св. апостола Павла, поминать его в своих молитвах. Чрез поминовение пастыря пасомыми сохраняется та духовная связь, то взаимообщение, которое существовало между ними здесь на земле; он при жизни молился и предстательствовал за вас пред Богом, теперь, после его смерти, вы молитесь за него о том, чтобы Господь простил всякое его прегрешение вольное и невольное и упокоил его в своих вечных обителях. Ведь чем выше положение человека, тем ответственнее его обязанности. «Кому много дано, говорит Господь, с того много и взыщется».

Господь взыщет с пастыря церкви за каждую душу, вверенную его попечению и погибшую по его нерадению. Какую посему печаль доставляют пастырю церкви его заблудшие овцы, не желающие раскаяться в грехах своих и возвратиться на правый путь спасения. Он, как свеча, должен гореть пред Господом верою и любовью, а пасомым быть примером и словом, и житием.

Посмотрите, как св. Церковь чтит своих пастырей, когда они умрут: она облачает усопшего пастыря во все его священные одежды, погребает его особенным самым торжественным погребением. Видите, как она бережет честь усопшего! Посмотрите, каким покровом она покрывает его лицо, ведь это тот самый покров святой, которым она обыкновенно покрывает Пречистое тело и Животворящую кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Почему внушает она так почитать своих пастырей? По тому же, почему Бог повелевает почитать родителей. Через родителей Бог дает жизнь и за почтение к родителям прибавляет Господь им жизни. Через пастырей церкви Господь Иисус Христос подает всем спасительную благодать Свою, а за почтение к пастырям Господь прилагает благодати.

Вначале своей службы, семнадцать лет, он был воспитателем духовного юношества. Кто хотя бы немного времени состоял воспитателем малолетних юношей, тот знает, как тяжела эта обязанность; нужно крепкое здоровье и много любви, чтобы спокойно и по-отечески относиться ко всем их шалостям. Могу с уверенностию сказать, что почивший протоиерей Василий, еще будучи в должности помощника смотрителя Рижского Духовного училища, надломил свое здоровье, пошатнул свои нервы, что отразилось навсегда на деятельности его сердца. Затем 16 лет состоял настоятелем здешнего храма и прихода, для которых также много потрудился, благоустраивая приходский храм и живущих при нем и наставляя пасомых в вере и благочестии и словом, и житием. Хотя приходская служба в отношении здоровья гораздо легче и спокойнее учебно-воспитательной, но в нравственном отношении гораздо ответственнее.

Предлежащие здесь награды, коими почтен был за свою службу высшим начальством почивший протоиерей Василий, показывают, что он и в сем деле много потрудился, неся при этом и общеепархиальную службу по званию члена Консистории. Но мы, братие, не призваны судить об этом и предадим суд о сем Праведному Судии — Богу, пред которым предстоит теперь почивший. Исполняя же христианский долг к почившему пастырю, вознесем теперь горячие молитвы о упокоении души его.

Господи! Со святыми упокой душу усопшего раба Твоего протоиерея Василия, паче многих потрудившегося в пастырском деле; воздай Твоим изобильным воздаянием всем, любящим нас, Твоих пастырей; ненавидящих же вразуми Твоею благодатию и помилуй по Твоей милости. Аминь».

На кладбище тело почившего провожало все рижскоградское духовенство во главе с настоятелям Алексеевскаго монастыря архимандритом Иннокентием.

Мир праху твоему, добрый и верный труженик на ниве Христовой!

Могила восстановлена усилиями Пушкинского общества, находится слева от Покровского храма.

(Составлено по материалам: Рижск. Епарх. Вед., 1903, с. 273 — 280)

Светлана Видякина