Покровское кладбище. Слава и забвение.

Василий Спирихин

Василий Спирихин, протоиерей (? — 1892)

Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви.

2 Тим. 1, 7

Преподобный Серафим учил молиться: «Господи, когда я, удрученный болезнью, восчувствую приближение кончины земного бытия моего, Господи, помилуй мя. Когда очи мои в последний раз орошатся слезами при мысли, что в течение моей жизни оскорблял я Тебя, Боже, грехами моими, Господи, помилуй мя. Когда частое биение сердца станет ускорять исход души моей, Господи, помилуй мя».

22 ноября 1892 года, в 9 часов вечера, скончался старейший из пастырей Православной Церкви в нашем крае протоиерей Василий Александрович Спирихин. Почивший был сыном священника и воспитанником Архангельской Духовной семинарии, по окончании которой поступил в С.-Петербургскую Духовную академию и в 1843 году закончил ее со степенью кандидата. В 1844 году епископом Олонецким и Петрозаводским Венедиктом рукоположен во священники и назначен в Рижскую Благовещенскую церковь и в то же время благочинным рижских церквей. В том же году определен старшим священником в Рижскую Алексеевскую церковь. В 1846 году о. Василий по личному желанию переведен в Свято-Троицкую Задвинскую церковь. В 1853 году назначается членом Рижской Духовной Консистории, а в 1854 году — настоятелем Рижской Александро-Невской церкви, в которой служил до 1891 года, когда по состоянию здоровья был уволен. Исполняя священнические обязанности в течение полустолетия, о. Василий являлся усердным сотрудником Рижских епископов Филарета I и Платона. Так, в 1845 — 1846 годах он принимает деятельное участие в присоединении латышей и эстов к православию.

Возникавшие тогда православные приходы требовали неослабного надзора и попечения. С этой целью епископом Филаретом о. Василий направляется для надзора за всеми новооткрытыми церквами в Лифляндской губернии.

С 1860 года является директором русской богадельни. VII съездом депутатов от духовенства Рижской епархии назначается членом правления Рижской Духовной семинарии. В 1880 году присутствует в качестве депутата от Рижскоградского благочиния на ХIII съезде депутатов от духовенства Рижской епархии, а в 1881 году назначается членом Рижского епархиального попечительства.

Духовное начальство всегда ценило полезную и усердную службу о. Василия, за что он был награжден: набедренником, скуфьею, камилавкой; в 1860 году возведен в сан протоиерея, имеет бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте и такую же медаль на Андреевской ленте в память войны 1853 — 1856 годов, золотой наперсный крест от Святейшего Синода; сопричислен к орденам: св. Анны 3-й степени, св. Анны 2-й степени и того же ордена, украшенного императорскою короною.

Всегда скромный, приветливый, всем доступный, усердный, благочестивый служитель церкви о. Василий пользовался в среде своих собратьев и во всем русском обществе уважением, искренней любовью и доверием. Два поколения русских рижан знали его как своего духовного отца и со скорбью услышали о его кончине.

Протоиерей Спирихин был очень образованным человеком, он владел уникальной библиотекой, в которой, помимо многочисленных сочинений по богословию, были и другие редкие издания. Отец Василий скончался во время всенощного богослужения под праздник Александра Невского, в честь имени которого освящен храм, в котором о. Василий служил ровно 38 лет.

24 ноября в четыре часа пополудни состоялся вынос тела о. Василия Спирихина из его квартиры в Александро-Невскую церковь, где была отслужена панихида. На выносе присутствовали служащие и хор певчих из учеников Духовного училища, в котором о. Василий был несколько лет членом правления. В 9 часов следующего дня началась заупокойная литургия, совершенная протоиереем Князевым, сотоварищем покойного по академии. Во время запричастного стиха протоиерей А. Щелкунов сказал глубоко прочувствованные слова об усопшем. Отпевание совершил епископ Рижский и Митавский Арсений в сослужении архимандрита о. Иннокентия и четырнадцати протоиереев и священников. Церковь была полна молящимися — люди пришли отдать последний долг своему духовному отцу. Многие плакали. Для всех стало очевидным, каким уважением и любовью пользовался почивший пастырь в среде своих пасомых; в церкви были люди, которые в течение сорока лет знали его как своего духовного отца, снисходительного к слабостям своих духовных детей и всегда готового, по вере в бесконечные заслуги Спасителя, принять на себя их грехи.

Из храма гроб был вынесен духовенством, поставлен на колесницу, и печальная процессия направилась по Александровской улице на Покровское кладбище, где после литии тело усопшего было предано земле.

Могила находится за часовенкой семейства Верман, сектор Ж, № 12. Крест восстановлен членами Пушкинского общества на пожертвования Рижского благочинного, настоятеля церкви св. благ. вел. кн. Александра Невского, митрофорного протоиерея Петра Смыковского.

Составлено по материалам: Рижск. Епарх. Вед., 1892, № 24, с. 972)

С. Видякина