Маргарита Тунс

Маргарита Тунс

Маргарита Владимировна Тунс (Туна, урожд. Бусько; 18 апреля 1930, Рига, Латвийская Республика – 27 декабря 2012, Рига, Латвийская Республика) – музыковед, лектор и общественный деятель.

Маргарита Владимировна Тунс (Бусько) родилась в Риге, в рабочей семье. Предки,  как со стороны отца,  так и матери, имели в Латвии глубокие корни. Мама – Мария Ивановна Бусько (урожд. Ваганова) (1905-1982) работала на табачной фабрике «Майкапар», отец – Владимир Степанович Бусько (1903-1964) был механиком. В канун рождения дочери остался без работы. С трудом, ввиду экономического кризиса, ему удалось устроиться на строительство павильонов Центрального рынка.  В начале 1930-х годов семье Бусько пришлось пережить немало трудностей. Помимо экономических проблем, у  годовалой Маргариты выявили рахит и пришлось потратить немало средств и сил на ее лечение. К счастью, Владимиру Бусько удалось устроиться на фабрикку «Майкапар», где уже работала его супруга. В целях экономии,  Владимир Бусько из Задвинья (где семья временно обосновалась в связи с болезнью Маргариты)  шел пешком на улицу Миера, где располагалась фабрика Майкапара.

В 1935 году в семье родились близнецы: Анатолий и Георгий. Оба они скончались в 2011 году.

В 1937 году Маргарита пошла в 12-ю  русскую основную школу при Свято-Троице-Сергиевом монастыре (ул. Кр. Барона 126).  С Госпитальной улицы, через Большое кладбище, Маргарита самостоятельно шла в школу. В классе была лучшей ученицей. Когда в 1939 году школу сделали смешанной (в ней стал превалировать латышский язык), родители перевели Маргариту в 6-ю русскую основную школу (ул. Матиса 37/39).  Маргарита с раннего детства хорошо владела латышским языком, но родители хотели, чтобы дочь училась в русской школе. В 6-й основной  школе были дети как пролетариев, так и  состоятельных родителей. Среди одноклассниц Маргариты была дочь известного русского общественного деятеля Е.М. Тихоницкого – Марианна. В конце 1930-х годов Маргарита, вместе с родителями, активно участвовала в Днях русской культуры и других начинаниях русской общественности. Мать Маргариты пела в хоре Михаила Назарова, а после войны в хоре ветеранов революции.  

Родители Маргариты не были коммунистами, но придерживались левых взглядов, участвовали в работе Международной организации помощи  борцам революции (МОПР). Большую роль в формировании мировоззрения Маргариты сыграли передачи Московского радио. Впоследствии Маргарита Тунс вспоминала: «Я была воспитана на Пушкине, на русской культуре и на советском радио.  Мы все время слушали Москву, я знала все пионерские песни».  Семья Бусько была среди тех, кто приветствовал установление советской власти в Латвии. Маргарита исполняла популярные в то время советские песни перед красноармейцами. Удивлял только их жалкий внешний вид и непонимание местной жизни. Проходя мимо витрин рижских магазинов, с уст красноармейцев можно было услышать такие слова: «Когда  же закончится эта выставка?».

В жизни семьи Бусько произошли положительные перемены: ей выделили двухкомнатную квартиру в Майкапаровском доме, рядом с фабрикой, на улице Миера. Однако начавшаяся война разрушила, налаживавшийся семейный быт. Семья быстро собрала вещи, чтобы эвакуироваться в советский тыл. Но вместо обещанной машины, семья Бусько увидела приближающихся немецких мотоциклистов. Вскоре немцы пришли за отцом. Донесли на него свои же рабочие с табачной фабрики. Чудом Владимиру Бусько удалось вырваться из застенков гестапо. Но квартиру пришлось покинуть, и всю войну семье пришлось ютиться на квартире одного доброго человека.

Еще до начала войны Маргарита решила покинуть 6-ю основную школу и вернуться в прежнюю, где она чувствовала себя уютнее. С началом войны школу с улицы Кр.Барона перевели в Гризинькалнс (микрорайон Риги). Напротив школы был загон, где в ужасающих условиях содержались пленные красноармейцы. Учащимся ежедневно приходилось видеть как многие их них умирали от голода. Младшая сестра отца – Лидия, за помощь военнопленным была репрессирована и отправлена в Германию на принудительные работы. Другая тётя – Катя, взяла на воспитание двух детей из монастыря, куда их привезли из Саласпилсского концлагеря.

В 1945 году  Маргарита, окончив основную школу, поступила  в 10-ю среднюю школу (улица Ленчу 1).  В 14 лет Маргарита поступила и  в музыкальную школу, что предопределило ее дальнейшую судьбу. С 1949 по 1954  год Маргарита Бусько (в 1953 г. вышла замуж за Таливалдиса Тунса) училась в Латвийской государственной консерватории на отделении музыковедения. Уже в ходе учебы в Консерватории, по словам Маргариты Тунс, она познала лживость советской системы, когда дорогу давали не самым талантливым, а тем, у кого был партбилет. Маргарите Тунс неоднократно предлагали вступить в КПСС, но она отвечала отказом. Отсутствие партбилета мешало ее карьерному росту, но для нее было главным остаться честной перед самой собой и перед людьми.

Еще будучи студенткой Маргарита Тунс стала работать музыкальным редактором на Латвийском радио. С 1954 по 1958 год – преподавала в музыкальном училище им. Эмиля Дарзиня. Позднее преподавала историю музыки в Латвийской государственной консерватории. С 1962 по 1972 год М.В. Тунс была главным редактором, а с 1972 по 1990 год – лектором Латвийской государственной филармонии.

Маргарита Тунс активно участвовала в общественных начинаниях. С 1981 по 1991 год она возглавляла Молодежный музыкальный клуб. В 1991 году она стала инициатором создания общества Кришьяна Барона, призванного способствовать интеграции латвийского общества. Названное общество М.В.Тунс возглавляла до  1998 года. С 1999 года она являлась председателем «Общества классической музыки».

У Маргариты Тунс были два сына: Игорь (1954) и Юрий (1958), 8 внуков и 4 правнуков.

Маргарита Владимировна Тунс скончалась в Риге 27  декабря 2012 года.

Со слов М.В. Тунс биографию записала Т. Фейгмане 05.10.2012.


Автобиография Маргариты Владимировны Тунс

Свою трудовую деятельность я начала, еще будучи студенткой, в 1952 году. По приглашению профессора Консерватории, композитора, художественного руководителя Радио Яниса Иванова я стала редактором музыкальной редакции Радио. Окончив учебу, я преподавала историю музыки в Музыкальной школе им. Эм. Дарзиня и Государственной Консерватории. Свою работу педагога я любила. Властный Филипп Швейник подыскивал соответствующие кадры для своего учреждения (Государственной филармонии).  В результате соглашения тогдашнего министра культуры Владимира Каупужа и директора Госфилармонии Филиппа Швейника, приказом Министерства культуры, меня перевели на работу главным редактором в Филармонию. Широкомасштабная работа в Филармонии меня тоже удовлетворяла. После пожара в зале Филармонии (горело здание Большой Гильдии), освобожденный от занимаемой должности директор Ф. Швейник, занял место главного редактора, меня зачислили в штат лекторов. Тогда работу редактора я совмещала с чтением публичных лекций, так как Швейник работу редактора не исполнял, фактически продолжая руководить Филармонией.

Моя чрезмерная нагрузка кончилась, когда Ф. Швейник и формально снова стал директором.

Я осталась штатным лектором. Публичные лекции на латышском и русском языках я читала еще в студенческие годы, в так называемых «Народных университетах»; опыт лекционной работы заимствовала, следуя примерам других выдающихся лекторов – Петра Печерского и Лии Красинской. (У Л. Красинской я защитила диплом, заканчивая Консерваторию, и до сих пор она является моей главной советчицей.)

Ознакомление с сутью лекционной работы мне отлично предоставляли Всесоюзные семинары лекторов, а также суждения о воздействии музыкального лектория на слушателя специалистов разных отраслей (психологов, социологов, специалистов педагогических наук). Ценный международный опыт по музыкальному образованию детей и молодежи мне дала и конференция ISME в Будапеште. Углубленное изучение науки, исследования (работа совместно с социологами) наглядно показали, что определяющим фактором является не только увлекательное слово лектора, но, главное, талантливо исполненное музыкальное произведение. Любитель музыки становится слушателем не под влиянием слов лектора, а под влиянием впечатления от музыки и полученного глубокого эмоционального переживания.

Лучшие силы Филармонии готовили программы сольных концертов, отправлялись на гастроли с концертами, участвовали в исполнении больших музыкальных форм; в лекторской деятельности принимали участие те, кто не были пригодны для серьезной работы. Когда я оставила штатное место лектора с хорошим вознаграждением, это вызвало непонимание среди коллег и руководства Филармонии. Я не пошла на компромисс с совестью, приняла нелегкое решение.

Анализ исследований социологов показывал, что посредственная концертная лекция оставляет негативное впечатление... Зато впоследствии я работала внештатным лектором с выдающимися музыкантами Латвии (с ведущими солистами Оперы) и, периодически, с лауреатами международных конкурсов в России. Так, например, талантливая скрипачка, лауреат Дора Шварцберг без оркестра, лишь в сопровождении фортепиано, исполняя скрипичный концерт Моцарта, даже учащихся профтехучилищ могла убедить в том, сколь велика ценность музыки Моцарта.   

После того, как Дм. Кабалевский и другие ученые-музыковеды дали позитивную оценку моего труда, интересных предложений работы из России поступало предостаточно. Но моей целью было поднять уровень музыкальной культуры на родине. Хотелось, чтобы музыка укоренилась в сознании многих людей – как в Германии или в Чехии.

Я поступила на работу в отдел культуры Центрального совета профсоюза, что дало мне возможность устраивать научные конференции (в Доме науки в Лиелупе), проводить семинары.

В то время Всесоюзные курсы по повышению квалификации лекторов проходили не только в Москве и Ленинграде (ныне – Санкт-Петербурге), но и в Латвии. Большую группу лекторов мы более менее ознакомили с историей культуры Латвии, ее музыкантами и композиторами.

Я искала и находила более эффективные, чем лекторий, формы работы. Подобной формой работы стал музыкальный клуб, который активизирует восприятие участника-слушателя, делает его контакт с исполнителем и композитором более тесным...

МОЛОДЕЖНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛУБ во Доме культуры железнодорожников ежегодно посещали 500-600 молодых людей; планировали и приглашали гостей (в основном, вокально-инструментальные ансамбли) сами молодые люди. В филиале Клуба в Доме работников искусств проходили авторские вечера наших композиторов и поэтов (Петериса Васкса, Петериса Плакидиса, Имантса Земзариса и других)  и монографии классиков: Моцарта, Шуберта...   В книге гостей Молодежного музыкального клуба имеются автографы Имантса Зиедониса, Яниса Петерса, Леонса Бриедиса, Раймонда Паулса, Мартиньша Браунса, Имантса Калниньша, Валерия Гаврилина, пианистов, певцов и актеров.

Под влиянием событий в обществе в конце 80-ых годов 20-го века мы основали центр интеграции – Общество Кришьяниса Баронса. В рамках этого общества работал Рижский музыкальный клуб, который 10 марта 1999 года был зарегистрирован как «Фонд классической музыки С. Рахманинова» („S. Rahmaņinova Klasiskās mūzikas fonds”) (в 2004 году, по формальным причинам, переименован в Общество классической музыки (Klasiskās mūzikas biedrība).)

В деятельности ОБЩЕСТВА КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ был обобщен опыт многолетней работы, найден метод, как приобщить человека к музыке, как убедить его, что у него есть способности воспринимать музыку, углубляться в нее.

Общество классической музыки – это своего рода кузница слушателей музыки. Широкая целевая аудитория – от школьников и студентов, до пенсионеров -  благодарна за вступительное слово (аннотация, предисловие) с комментариями. Благодаря содержательным и глубоким концертным программам, наблюдается все больший интерес публики к концертам, которые организует наше общество.

Главный принцип ОКМ – это предоставить молодым начинающим музыкантам столь необходимую им концертную практику. Мы предоставляем молодым исполнителям возможность выступать перед публикой в одном концерте вместе с признанными мастерами. Так, еще будучи студентами, в наших концертах с большими, ответственными программами участвовали Майя Ковалевска, Эвия Мартинсоне, Янис Апейнис, Вестардс Шимкус, Томс Островскис, Андрей Осокин, Кристина Ополайс, Марина Ребека и многие другие.

Главные цели нашей деятельности – это помогать в творческом становлении молодому музыканту, способствовать росту его мастерства и развивать музыкальный вкус слушателя. В соединении эти цели создают высокий уровень музыкальной культуры в обществе.

Более широкий обзор деятельности ОКМ имеется на сайте Общества :

www.klasiskamuzika.lv

Маргарита Владимировна Тунс похоронена в Риге на Ивановском кладбище.

Иллюстрации к теме

Связанные темы

Янис Иванов

Евгения Лисицына

Георг Пелецис

Игорь Бочарников

Юрий Каспер

Всеволод Пастухов

Сергей Осокин

Юрий Глаголев

Владимир Глаголев

Жения Бругане

Всеволод Чешихин

Иван Сухов

Владимир Добровольский

Татьяна Курышева

Пётр Печерский

Надежда Карклиня

Иван Краснопёров

Сергей Краснопёров

Василий Васьков

Дмитрий Кульков

Андрей Осокин

Варвара Качалова

Инна Крутикова

Василий Синайский

Лия Красинская

Иван Микельсон

Николай Качалов

Валентин Боголюбов

Владимир Волков

Валентин Николаев

Борис Потулов

Зинаида Посникова

Маргарита Тойман

Надежда Васькова

Пётр Посников

Клементина Хибшова

Юрий Пешков

Валентин Уткин

Александр Фёдоров

Станислав Накрошаев

Олег Барсков

Валерий Зост

Артемон Кондрашов

Лариса Малькова

Юрий Спигин

Владимир Князевский

Игорь Яковлев

Виталий Долгов

Николай Миклашевский

Ольга Боровская-Пигулевская