Зинаида Посникова
Зинаида Петровна Посникова (27октября / 9 ноября 1910, Рига, Российская империя – 27 апреля 1976, Рига, Латвийская ССР) – аккордеонистка и пианистка.
Родители Зинаиды были известными и уважаемыми людьми. Ее отец, потомственный дворянин Петр Петрович Посников был пианистом и директором собственной музыкальной школы в Риге. Мать, Мария Александровна, урожденная Сотина, дочь Александра Николаевича Сотина, известного врача, первого директора курорта серных вод в Кемери, была одной из образованнейших женщин в Риге.
Уже с 4-х лет отец стал учить Зинаиду игре на фортепиано, и талантливая девочка уже тогда делала свои первые успехи. Высшее музыкальное образование она получила в Германии, как пианистка и аккордеонистка. Там же, в Германии, началась ее концертная деятельность. Однако после установления нацистского режима в Германии, Зинаида, как и многие латвийские подданные, поспешила вернуться на родину.
В отличие от своего отца, музыканта классического направления, устремления Зинаиды относились к музыке популярной. Она охотно принимала приглашения играть в ресторанных оркестриках, и была востребована как музыкант. Вскоре коллеги оценили ее способность к импровизированию, понимание разных стилей музицирования, ее умение играть в ансамбле. Один сезон она играла в дамском инструментальном трио в ресторане «Темпо», но вскоре ее пригласил известный скрипач и дирижер Миша Альянский. В составе его оркестра Зинаида играла несколько летних сезонов подряд на Рижском взморье, в Дзинтари, в дорогом и модном кафе-ресторане Карлиса Бауманиса. Альянский был одним из самых популярных и любимых публикой музыкантов города, и попасть в его капеллу для музыкантов было престижно. Музыканты относились к нему с огромным уважением.
Зимний сезон 1940/1941 года Альянский и Посникова играли в оркестре Рижского цирка.
Во время немецкой оккупации Зинаида прятала Мишу у себя в квартире, но в 1943 году на нее был написан донос. В результате, явившийся с проверкой патруль застрелил музыканта на месте, в квартире. Зинаида, вместе с сестрой Марией и матерью, Марией Александровной, была заключена в Рижскую Центральную тюрьму, где она находилась вплоть до освобождения города от нацистов. В результате тяжелых переживаний в тюрьме, психическим расстройством заболела сестра Мария.
После войны обе сестры работали в оркестре Рижского цирка (сестра Мария – скрипачка). В летние сезоны Зинаида, как и в молодости, продолжала играть в ресторанных оркестрах Юрмалы. Несмотря ни на какие невзгоды и страдания она сохранила свое светлое и радостное восприятие жизни. И на это ее вдохновляла музыка.
Марина Михайлец