Надежда Фокина

Надежда Фокина

Надежда Алексеевна Фокина (урожд. Тимофеева, в первом браке – Шкатова, во втором  –  Фокина; 29 сентября  1922, Маловишеровский уезд, Новгородская губерни,  РСФСР) – учитель географии в 10-й средней школе, директор 37-й средней школы г. Риги. 

Малая Вишера промежуточная станция на железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.  В середине XIX  столетия, в ходе строительства железнодорожной ветки, рядом со станцией Малая Вишера возникло поселение, в 1921 г. получившее  статус города.

Родители Надежды Алексеевны:  Алексей Тимофеевич (1890-1953) и  Анисья Поликарповна (1898-1962) Тимофеевы до революции занимались крестьянским трудом и жили в деревне Новая вблизи Малой Вишеры.  При советской власти отец работал лесником и за добросовестный  труд был награжден Грамотой Министерства лесного хозяйства.

В 1930 году Надежда поступила в сельскую 7-летнюю школу,  располагавшуюся в 2 км от дома. В  школу ходили гурьбой. Зимой, во время метели, детей подвозили к школе на санях запряженных лошадьми. В 1937 году  Надежда окончила семилетку. Уже тогда она решила стать учителем, и поэтому поступила в педучилище в г. Боровичи Ленинградской области, которое закончила в 1940 г. В педучилище помимо традиционных предметов  учащимся давали уроки хорового пения, дирижирования,  обучали танцам и игре на музыкальных инструментах.

После педучилища Надежду  направили по распределению на Карельский перешеек, на территорию только что отошедшую к СССР.

Надежда Алексеевна попала в школу в Киркколахти. Вместо финнов, она там встретилась, в основном, с переселенцами из Белоруссии и военными. На всю школу  она была единственной учительницей: с 1-м и 3-м классами работала в одну смену,  со 2-м и 4-м классами – во вторую смену. Н.А. Шкатовой удалось быстро зарекомендовать себя с самой лучшей стороны.

В феврале 1941 г. Надежда вышла замуж за Гавриила Гаврииловича Шкатова.  Но семейное счастье длилось недолго.  Г.Г. Шкатов  погиб в самом начале войны. В 1942 г. родился сын, но и его жизнь оказалась недолгой. 

С началом войны Н.А. Шкатову, как комсомолку, направили на работу корректором в молодежную газету. Школы уже не работали. В редакции приходилось дежурить по ночам. Вскоре поступил приказ об эвакуации, и  Н.А. Шкатова  вернулась в  родную деревню. Деревня не была оккупирована немцами, но обстановка была прифронтовой.  Почти всю войну Н.А. Шкатова  жила с родителями и работала в местной школе. Надежда Алексеевна тяжело переживала утрату мужа и сына. Только работа помогала ей пережить постигшее её горе. Надежда Шкатова активно участвовала в организации помощи фронту, выступала агитатором на собраниях колхозников, участвовала в полевых работах, из числа старшеклассников создала агитбригаду, которая выступала перед колхозниками и солдатами

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1945 г. Н.А. Шкатова была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1944 г., когда из эвакуации вернулся Ленинградский педагогический институт им. Герцена, Шкатова поступила в этот институт на географический факультет.  2 года  училась заочно,  а 2 – последних года на очном отделении в Ленинграде.  По окончании института Н.А. Шкатовой была предложена аспирантура сразу на двух кафедрах: педагогики и методики преподавания географии. Но в это время тяжело заболел отец, проблемы со здоровьем возникли  и у сестры. Надо было зарабатывать на жизнь. Однако, когда в отделах народного образования, узнавали, что Шкатовой предложена аспирантура, то места в школе для неё не находилось. Тогда кто-то  из друзей посоветовал  ей ехать в Латвию, где нужны учителя.  

В 1948 г. Надежда Алексеевна приехала в Ригу, не предполагая, что этот город станет для неё родным. По приезду в Ригу она пришла в городской отдел народного образования (ГОРОНО). Там её направили в 64-ю семилетнюю школу (в Межапарке), а также  поручили читать лекции в  Рижском педучилище. В 64-й семилетней школе Шкатова  учительствовала два года.  В 1950 году школа проходила аттестацию. На молодую учительницу обратили внимание и предложили ей перейти  в престижную 10-ю среднюю школу, которая тогда была базовой школой Рижского пединститута. В этой школе Надежда Алексеевна проработала 20 лет. Работа приносила ей удовлетворение, и она не собиралась её менять.

В 1960 г. Надежда Алексеевна вышла замуж за Павла Дмитриевича Фокина (1913-1990) и сменила фамилию.   В браке родилась дочь – Марина. Она окончила английское отделение факультета Иностранных языков ЛГУ и  ныне работает переводчиком.

На Надежду Алексеевну обратили внимание партийные органы, настойчиво предлагавшие ей повышение. После многократных отказов от Н.А. Фокиной (Шкатовой) наконец «выбили» согласие стать директором 37-й средней школы (в Чиекуркалнсе).  В этой школе всё разительно отличалось от родной 10-й школы. Н.А. Фокиной пришлось приложить немало сил, чтобы поднять уровень 37-й школы. В ней она проработала 9 лет: с 1970 по 1979 год. После ухода с должности директора еще 4 года работала инспектором в Октябрьском  РОНО г. Риги. И, наконец, последние 10 лет своего трудового стажа, Н.А. Фокина работала в ректорате и профкоме Латвийского государственного института физической культуры (ныне Латвийская академия спортивной педагогики).

Н.А. Фокина была награждена значком «Отличник народного просвещения» и многочисленными Грамотами за успехи в учебно-воспитательной и общественной  работе и за долголетнюю и безупречную работу.

Несмотря на то, что Фокиной (Шкатовой) пришлось сменить несколько мест работы, душой и сердцем она всегда оставалась с 10-й школой.

В 2014 году 10-я средняя школа готовилась отметить своё 70-летие. И Надежда Алексеевна Фокина выступила инициатором подготовки и издания сборника воспоминаний выпускников и преподавателей  школы «Школьные годы чудесные..», быстро разлетевшегося по всему свету.

С Н.А. Фокиной беседовала Т. Фейгмане

10 января 2015 года

 

 

Из воспоминаний бывших учеников (Школьные годы чудесные… Воспоминания выпускников и преподавателей 10-й средней школы г.Риги. – Рига, 2014)

Лариса Плотниеце (Аносова), выпускница 1958 года:

«Незабываемая Надежда Алексеевна Шкатова (Фокина) увлекательно и ярко вела уроки географии, ходила с нами в походы. Мне запомнилась интересная поездка в Межапарк в солнечный весенний день. Общение с учителем в неформальной обстановке особенно интересно: можно поговорить обо всём. Ребята забрасывали Надежду Алексеевну бесконечными вопросами, она только успевала отвечать. У неё всегда был хороший контакт с учениками и с их родителями. Она была и учителем, и нашим добрым товарищем, знала, кто чем интересуется, у кого какие пристрастия, таланты. Надежда Алексеевна до сих пор ведёт активный образ жизни, постоянно «держит руку на пульсе времени», интересный собеседник, дружит с выпускниками школы.

Екатерина Лучинская, выпускница 1958 года:

«Особенно запомнились мне уроки географии. Что может быть интереснее, чем путешествовать по странам и континентам, тем более, что уроки географии вела Надежда Алексеевна Шкатова – человек, глубоко увлеченный своим предметом. Помню наши путешествия в полной походной экипировке + молоток и зубило (я тогда увлекалась геологией). В те годы далёкие путешествия не были возможны, но Латвию нам Надежда Алексеевна старалась показать. Помню, что в одном из походов вдоль берегов реки Гауя мы заблудились, потеряли на время ориентировку, но всё-таки, изрядно измучившись, благополучно вернулись на турбазу. В походе собирали образцы пород. Встречались и неизвестные, которые Надежда Алексеевна отправляла на анализ в геологическую лабораторию.

Кроме реальных походов, мы совершали и воображаемое путешествие по следам Арсеньева по Дальнему Востоку. Путешествие было обстоятельно описано в толстой тетради с образцами (иллюстрациями) горных пород и полезных ископаемых Сихотэ-Алиня. Об этом путешествии даже была статья в газете «Советская молодёжь».

Но самым уникальным событием в жизни нашей школы было строительство на школьном дворе настоящей метеорологической площадки – стараниями, энергией и инициативой Надежды Алексеевны Шкатовой. Оборудована площадка была всеми нужными приборами для наблюдения за природными явлениями. Там были: метеобудка с вертикальными и горизонтальными термометрами, водомерное ведро, гигрометр, почвенные термометры, флюгер, прибор со шкалой для измерения скорости ветра. Площадка была огорожена забором. Показания снимались в определенные часы и заносились в специальный журнал. Эту работу Надежда Алексеевна доверила мне».

Людмила Задорнова, выпускница 1959 года:

«До сих пор удивляюсь, что мой папа и строгие родители моей близкой подруги Вали Синюгиной (теперь Евдокименко) на несколько дней отпускали её и меня в поход с нашей учительницей географии, Надеждой Алексеевной Шкатовой (Фокиной).

Мальчишки несли тяжёлые рюкзаки с палатками и провиантом. Жили в палатках в Сигулде, на берегу реки  Гауя, лазили по пещерам, пешком вдоль реки ходили в Лигатне на бумажную фабрику, которая в то время выпускала школьные тетрадки.

На уроках Надежда Алексеевна была очень строгой, требовательной к знанию не просто материала, но и географической карты, чему помогала наша домашняя работа с контурными картами. Видимо, уже тогда заложилось во мне желание повидать страны, границы которых я тогда обводила».

Григорий Зубарев, журналист, телеведущий, выпускник 1968 года:

Надежда Алексеевна – Географиня. Вот уж кто попил школярской кровушки, считая свой предмет важнейшим, без знания которого  Homo не может считаться Sapiens. Зато в контурных картах мы разбирались покруче, чем нынешние старшеклассники в игральных.  Не поверите, но уже поживший и повидавший много чего на многих континентах и общавшийся с изрядными интеллектуалами, я порой и в частных беседах, и во время деловых переговоров не только с успехом пользовался тем, что заложила в меня Географиня, но и порой ставил своих vis-à-vis в тупик».

Наталья Пустовойтова, выпускница 1968 года:

«…Наша «классная», Надежда Алексеевна Фокина. Она, если не ошибаюсь, в те годы была парторгом школы. Всегда подтянутая, аккуратно одета и причесана, туфельки на каблуках. Она преподавала нам географию, не для всех это был самый любимый предмет. Но для нас было главным – наши внеклассные встречи, многочисленные поездки с ней по Латвии, да и за её пределы. У нас была возможность недорого арендовать небольшой автобус, на котором где только мы не побывали – в Таллинне, Вильнюсе, Пскове, Новгороде, поездили по Латвии. Каждая наша поездка была прекрасным отдыхом и развлечением для нас, но для Надежды Алексеевны это была серьезная внеклассная работа, ведь надо было всё организовать – и выбор маршрута, и ночлег, и питание, и заказ экскурсии. Ведь мы ездили «дикарями», из Риги нас сопровождал групповод из экскурсионного бюро, как это делается теперь. Нашим групповод и организатором была Надежда Алексеевна, она всегда находила для нас внерабочее время, хоть у неё была семья – муж, дочь. Эти наши поездки были всегда так хороши, интересны, радостны, что даже теперь, по прошествии более чем 40 лет, мы с удовольствием собираемся и вспоминаем все наши приключения. За эти годы жизнь разбросала нас по городам и странам, многие из нас живут не в Латвии. Но если кто-то приезжает в гости в Ригу, мы стараемся собраться вместе, вспомнить «время золотое», поболтать о сегодняшней жизни. Часто на эти встречи приходит и Надежда Алексеевна, хоть ей уже за 90. И мы думаем, что именно эти школьные путешествия сдружили нас на долгие годы. Спасибо за это нашей Надежде Алексеевне и родной 10-й средней школе».

Фотографии и документы из архива Надежды Алексеевны Фокиной.