Виталий Каркунов
Виталий Борисович Каркунов (21 ноября 1925, Харьков, Украинская ССР – 12 января 2006, Рига, Латвийская Республика) – художник и педагог.
В 1946-м, вернувшись с фронтов Второй мировой, Виталий Каркунов окончил художественную школу в Киеве, а в 1954 году – отделение станковой живописи Латвийской Академии художеств.
Еще будучи студентом Академии, возглавил студию изобразительного искусства при Доме культуры профсоюзов в Риге, и руководил ею более 40 лет. Через нее прошли, постигая секреты художественного ремесла, сотни любителей и десятки профессиональных художников.
Прийти в студию мог каждый, а оставались лишь самые стойкие. Наградой за стойкость был профессионализм. Каркунов не выдавал «свидетельств об окончании», но в мире художников его имя значило примерно то же, что имя Мэрлина в мире волшебников. Да Каркунов и был волшебником. Половина латвийских художников гордится тем, что он поставил им руку, другая половина тщательно это скрывает (как полушутя утверждают его ученики). «Школа Каркунова», говорят о них.
Мастер обучал студийцев искусству рисунка, исправляя подчас вывихи академического образования. Вместе с Абрамом Быковым, а после отъезда того в Израиль практически в одиночку, он противостоял тенденции отказа от рисунка как основы художественной грамоты, базы художественного мастерства.
К сожалению, студия Каркунова погибла. Сгорела в горниле «новых времен», как и все, что держалось на чистом энтузиазме.
А Каркунов продолжал работать. Еще в 1954 году, сразу после окончания Академии художеств, он поступил преподавателем рисунка в Рижское училище прикладного искусства, и оставался верен этому учебному заведению более полувека, до конца своей жизни. Его школу прошли практически все нынешние латвийские керамики, текстильщики, декораторы, художники по дереву и металлу.
Так уж распорядилась судьба. Мы почти не знаем Каркунова - художника, но глубоко чтим его как педагога. В своем подходе к обучению рисунку он держался методы Чистякова. Павел Петрович Чистяков, профессор Петербургской Академии художеств, был учителем таких выдающихся художников, как Репин, Суриков, Поленов, Врубель и Серов. «Рисуй по четыре часа каждый день и тогда поймешь, что к чему… Может быть», - не уставал Каркунов повторять слова Врубеля своим ученикам.
«Рисуй не похоже, а правильно, – наставлял он студентов, – нарисуешь правильно, – будет похоже». И тут же показывал, как это «правильно».
Лавируя между мольбертами, он обыкновенно (но необыкновенно артистично) рассказывал о старых и новых мастерах, делился взглядами на искусство и его задачи. В перерывах показывал альбомы, открытки и вырезки из журналов, которых у него было неимоверное количество. Что-то комментировал, что-то демонстрировал так, для полноты картины. Прививал ученикам пиетет не только к русскому, но и к латышскому изобразительному искусству.
Его дело не осталось без продолжения и продолжателей. Теперь уже ученики Каркунова пестуют новое поколение художников. Время от времени они проводят совместные выставки. Их до сих пор объединяет учитель.
Имя Виталия Борисовича Каркунова знакомо, пожалуй, каждому латвийскому художнику. Его вклад в формирование нескольких поколений латвийских художников весом и неоспорим.
Виталий Борисович Каркунов скончался в Риге 12 января 2006 года.
Александр Малнач