Евгений Терентьев
Евгений Александрович Терентьев (29 марта 1929, город Иванкеевка, Московская область, РСФСР – 7 декабря 1997, Юрмала, Латвийская Республика) – живописец, рисовальщик.
На формирование художественного восприятия жизни Евгения Александровича Терентьева, многогранного живописца, рисовальщика, оказали впечатления детства, увлечение реалистическими направлениями русской живописи, эстетическое самовоспитание, – так художник характеризовал начало своей творческой деятельности. Способность к графическому изображению окружающей действительности и страстное увлечение рисунком, познание искусства в юношеские годы, привели подростка в Московское художественное училище, переведенное в годы войны в город Рязань. Педагоги прочили талантливому ученику дальнейшее обучение в Академии художеств. Но семейные обстоятельства направили юношу учиться в Военную академию, после окончания которой, он с 1959 года служил в рядах Советской Армии. Но и в то время Евгений Александрович постоянно работал творчески, представляя живописные работы на исторических выставках: Всеармейской художественной, посвященной 45-летию Вооруженных сил (1963), 20-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне (1965), 50-летие Октябрьской революции (1967), все они прошли в Москве. Терентьев также участвовал в выставках, которые проходили и во многих других городах. Художнику была близка революционная и военная тематика, и он создавал тематические картины цикла «Комсомольцы 20-х годов», раскрывая исторические события часто через портреты ветеранов войны А.Ф. Александрова, В.И. Павлова и других.
Кисти художника были подвластны все жанры живописи; в них он воплощал окружающий мир через свои чувства, разум, понимание жизненного пути человека.
Философским осмыслением земного пути человечества наполнены картины «Мифология восточных славян», «Плач Ярославны», «Еще не вечер» (Портрет В. Высоцкого) и многие другие.
В конце 1980-х годов он стоял у истоков созданного в Риге Балто-славянского общества, был бессменным руководителем художественного объединения «Антей», организовывал выставки и сам в них участвовал.
Обращение к современной жизни давали живописцу новые импульсы. Тонким эмоциональным настроением, духовной общностью наполнены портреты известных солистов Латвийского театра оперы и балета Самсона Изюмова, Инессы Галанте. Лиричен портрет учительницы музыки, изображенной на фоне календарного листа со святым Георгием Победоносцем. Наполнен энергией и романтической приподнятостью портрет Владимира Высоцкого в картине «Еще не вечер» (1980). В 1986 г. на персональной выставке Терентьева в Выставочном зале Юрмалы картину увидела и одобрила мать певца Н.М. Высоцкая. Встреча принесла художнику новую тему: он создал на холсте образ этой женщины, исполненный печали и достоинства. Вечная тема женщины-матери, жены увлекала художника. Ее образ раздвинул границы истории и обогатил ее. Художник прослеживал судьбы женщин на фоне исторических событий. Создав образ Ярославны, обращавшейся к своему незримому мужу, полоненному хазарами князю Игорю, художник пришел и к образу Марии Волконской, разделившей участь сосланного в Сибирь мужа-декабриста. Одним из любимых у него был образ Пушкина, воплощенный в картинах «Я помню чудное мгновение», «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья».
Большое место в творчестве Терентьева занял пейзажный жанр. Художник писал: «Великим учителем прекрасного для меня является природа. Чем больше живешь, тем яснее осознаешь ее неисчерпаемость как источника художественно-изобразительного осмысления действительности. Задача художника – понять ее закономерности и отобразить постигнутое в прекрасной форме».
Он считал себя русским художником и в его картинах, изображавших Рижский залив, цветущие сады Юрмалы, природу Латвии с реками и озерами, чувствуются истинно славянские черты, в них видно стремление изобразить эпически небольшую латвийскую землю. В 90-е годы художник создавал пейзажи в Юрмале, где проживал постоянно. Природа с рекой Лиелупе, Рижского взморья, сосны, цветущие сады, вызывали у него чувство восхищения. В ней он находил образы близкие его мироощущению и передавал свой восторг в полотнах. В законченных картинах и этюдах показана взаимосвязь человека и природного окружения. Стройные весенние, освещенные лучами солнца, березы соседствуют с серой стеной сарая, дачные домики окружены зеленью деревьев, отражаются в реке огни поселка, затихла в заводи вода. Сама природа вносит живописное разнообразие в холсты художника.
«При создании картин я иду от чувства, идеи, образа, а составляющие живописи - композиция, цвет этому служат, не являясь сами по себе самоцелью», – писал художник. Придавая огромное значение научно-техническому развитию, Терентьев считал живопись наиболее эмоциональным видом искусства. Он писал: «В век научно-технической революции, несмотря на огромные возможности и успехи кинематографа, телевидения, фотографии, живопись по-прежнему остается наиболее эмоциональным видом искусства, воздействующим прямо и непосредственно на человека. Уверен, что в наше тревожное время, в частности живопись, может укреплять узы дружбы между народами. Главное, чтобы художник был гражданином, стремился быть нужным миллионам людей».
Евгения Александровича Терентьева не стало 7 декабря 1997 года. Похоронен на Православном кладбище в Дубулты (Юрмала), недалеко от православной церкви. Его провожали родные, многие почитатели искусства, члены Балто-славянского общества. Имя художника не предано забвению.
Нина Лапидус