Константин Незлобин
Константин Николаевич Незлобин (настоящая фамилия Алябьев; 1857, Российская империя – 4 мая 1930, Даугавпилс, Латвийская Республика) – актёр, театральный режиссёр, антрепренёр, основоположник русской профессиональной театральной традиции в Риге.
К.Н. Незлобин (Алябьев) родился в купеческой семье. С раннего детства увлекался театром. В юности начал принимать активное участие в любительских театральных постановках. В 1885 году им в Санкт-Петербурге было арендовано театральное помещение у «Общества дешёвых квартир» (помещение относилось к Измайловскому театру), которое он снимал до 1886 года. В 1885 году он играл в спектаклях, поставленных по пьесам «Каширская старина» (драма Д.В. Аверкиева в пяти действиях), «Успех» (Н.Е. Вильде), «Любовь Маргариты Готье» (по произведению Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»). В 1886 году он сыграл в спектакле «Горнозаводчик» по произведению французского драматурга Жоржа Онэ. В начале 1890-х годов он начал гастролировать по провинциальным театрам Российской империи. С 1890 по 1893 год играл на сценах театров Кишинёва, Самары, Одессы и Ярославля. По театральным рецензиям и журнальным очеркам можно судить, что его актёрская игра запомнилась и полюбилась зрителям. В эти годы появился его сценический псевдоним "Незлобин", под которым он и вошел в историю театрального искусства.
С 1893 по 1894 год Незлобин держал антрепризу в Ярославле. Это была первая антреприза в его многолетней и плодотворной карьере. Шесть лет, с 1894 по 1900 год, он держал антрепризу в Вильно/Вильрюсе, а с 1900 года по 1902 году он работал с антрепризой в Нижнем Новгороде. В этом городе в 1901 году состоялся первый режиссёрский дебют Незлобина. На сцене нижегородского театра им были поставлены «Три сестры» А.П. Чехова.
В Ригу К.Н. Незлобин в первый раз прибыл в 1902 году. В это время как раз завершилось строительство нового здания для Русского театра по проекту архитектора Августа Рейнберга на перекрёстке Николаевской улицы (ныне улица Кришьяна Валдемара) и Пушкинского (ныне Кронвалда) бульвара. В Риге начала XX столетия атмосфера вокруг русской сценической культуры была весьма благоприятной для начинаний и творческих экспериментов. Многие русские предприниматели считали за честь выступить в роли меценатов в области зарождавшегося русского театрального искусства.
Незлобин был антрепренером Русского театра в Риге в 1902-1909 и в 1913-1915 годах.
Принципом его антрепризы было «наличие в труппе хороших актёрских сил и равнение на репертуар лучших столичных театров». Он не был сторонником неожиданных и немотивированных смен актёрского состава, предпочитая стабильность, которую обеспечивала сыгранность труппы. В его труппе некоторое время играла Вера Фёдоровна Комиссаржевская, которую на раннем этапе её творческой биографии прославили роли Розы в «Бое бабочек» по пьесе Г. Зудермана и Ларисы (по «Бесприданнице» А.Н. Островского ). В его труппе играли М.Л. Роксанова, К.Л. Бравич, П.В. Самойлов, М.Ф. Андреева, Н.Н. Литвинова и другие известные театральные актёры начала XX столетия.
Начало ХХ столетия называют "золотым веком" в истории русского театра в Риге. Несмотря на политику русификации, Рига оставалась немецким городом, городом мало знакомым с русской культурой. Появление хорошего русского театра внесло новую струю в городской колорит. "Латыши, поляки, евреи, даже немцы, справедливо гордившиеся своим собственным театром - чаще и чаще, с возрастающим интересом начали посещать русский театр.." ( см. "Театр и музыка", 1923, №18, стр.1).
Многие воспитанники Константина Незлобина отмечали склонность антрепренёра к дисциплине и выдержке (что полушутя и с некоторой долей искреннего уважения именовалось актёрской братией «незлобинским деспотизмом»). Однако в воспоминаниях об этой личности, стоявшей у истоков профессионального русского театра в Риге, актёры и коллеги подчёркивали его обязательность, добросовестность и безукоризненную честность, а также благородство в обращении с актёрами. Именно в связи с этими качествами родилось выражение: «У Незлобина, несмотря на его деспотизм, все служили без контракта, полагаясь только на его слово».
В 1909 году он перенёс свою антрепризу в Москву.
В 1913-1915 годах К.Н. Незлобин снова в Риге. Но, в связи с приближением фронта, театр прекратил работу, и Незлобин уехал в Петроград.
С 1924 по 1925 год Незлобин руководил театром в Ярославле. В 1926 году он снова вернулся в Ригу. Но к этому времени его слава уже померкла. В конце 1926 года он организовал на Московском форштадте (окраина Риги), на Спасоцерковной улице 3 (Езусбазницас) Народный театр. Это была его последняя попытка удержаться на театральном олимпе. Но выдержать конкуренцию с Русской драмой незлобинский театр не смог. "Этот последний его театр - резкий контраст с его прежними театральными предприятиями; несколько запылённых декораций, "реквизит", помещавшийся в крохотной комнатушке, и деревянное здание театра на окраине города, зал на триста человек, в котором, увы, температура "доходила" иногда зимою до 3 градусов... Актёры работали бесплатно, большинство из них днём были заняты на службе, и репетиции происходили только вечером. Каждую неделю ставилась премьера... Театр посещался большей частью местной публикой. Однажды, в последних рядах уселись двое бородачей в высоких сапогах, держа в руках... пилы. Очевидно, не доверили "струмент" в гардеробе, а посмотреть театр всё-таки хотелось...", – так вспоминала этот театр русская журналистка и писательница Ирина Сабурова (журнал "Для Вас", 1935, 4 мая, № 19).
В сезон 1929/30 года театр перебазировался в Даугавпилс. Но театру Незлобина удалось там продержаться только один сезон. 4 мая 1930 года Незлобин получил телеграмму, в которой сообщалось, что его театру отказано в правительственной субсидии, и сердце его не выдержало.
Похоронен Константин Николаевич Незлобин в Риге, на Ивановском кладбище.
Александр Филей
Источники информации:
Журнал "Для Вас", 1935, 4 мая, № 19.
NEZLOBIN_KONSTANTIN_NIKOLAEVICH.html