Борис Колесников

Борис Колесников

Борис Евтихиевич Колесников (16 мая 1946, Екабпилс, Латвийская ССР) – латвийский фотожурналист и редактор. Награждён орденом Трёх Звёзд IV степени (2016).

Происхождение

Борис Колесников – выходец из семьи екабпилсских староверов, чьи корни уходят в XVII век, когда на месте Гельмгольфской русской слободы на Западной Двине / Даугаве сформировалась одна из старейших старообрядческих общин на нынешней территории Латвии – Якобштадская старообрядческая община.

Дед Бориса – Яков Федорович был по профессии плотником и был одним из активнейших членов Екабпилсской старообрядческой общины. Его жена Лукерья Максимовна была настоящей домоправительницей и держала всю семью в строгих рамках.

Отец Бориса – Евтихий Яковлевич (28.06.1908 – 09.04.1977) был одним из пяти сыновей, которому родитель смог оплатить высшее образование: он получил диплом инженера-строителя в Латвийском университете. 

Евтихий Яковлевич по окончании университета был назначен инспектором по строительству и архитектуре в Латгалию. Там он повстречался с Валентиной Ивановной Барсовой (20.08.1919 – 23.02.1983). Валентина была второй по старшинству дочерью в большой многодетной семье. Молодые обвенчались 29 мая 1939 года в православной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы в Балви по настоянию родителей невесты. Староверы Колесниковы свадьбу проигнорировали.

После начала войны молодожёны с первенцем Евгением переехали в Екабпилс. Староверы держались друг за друга и никто не пострадал в военные годы, за исключением малыша Жени, который умер от детской инфекции. В послевоенные годы Евтихий Яковлевич работал на восстановлении Кегумской ГЭС и Крустпилсского сахарного завода.

Семья и ранние годы

16 мая 1946 года в семье Колесниковых родился второй сын – Борис. Поскольку с питанием после войны было плохо, по настоянию Валентины Ивановны семья переехала в г. Балви, где у её родителей было своё хозяйство. Там у Колесниковых 31 декабря 1953 года родилась дочь Ольга.

В Балви Евтихий Яковлевич работал межрайонным инспектором в Государственном комитете по делам строительства и архитектуры. Когда в конце 1950-х годов государство начало выдавать кредиты на строительство жилья, он стал успешным проектировщиком. В Алуксне, Балви, Гулбене, Виляке десятки домов построены по его проектам.

В 1953 году Борис начал учиться в Балвской средней школе. В 1962 году в школе ввели производственное обучение и начали готовить из мальчиков механизаторов широкого профиля. Бориса такая перспектива не устраивала. По совету отца юноша поступил в Рижский строительный техникум. Но уже через год он бросил техникум и устроился на работу лаборантом в Институт лесохозяйственных проблем и химии древесины Академии наук Латвийской ССР. 

В институте Борису потребовалось владение фотоделом, с которым он был знаком с отрочества, благодаря тому, что у отца был фотоаппарат «Смена-2». Для научной работы в институте  требовалась фотофиксация динамики роста деревьев на лесоопытной станции в Калснаве. Здесь Борис Колесников обучился азам своей будущей профессии. Параллельно он экстерном закончил среднюю школу.

Смышлёному парню предлагали по направлению института поступить на лесной факультет Латвийской сельскохозяйственной академии, но Борис проявил амбициозность и отправился держать экзамены в Ленинградскую лесотехническую академию, но не прошел по конкурсу аттестатов.

В 1965 году Борис был призван в ряды Советской армии. Службу проходил в ракетных войсках стратегического назначения. Демобилизовался в мае 1968 года, не отслужив положенных 3-х лет, так как накануне вышел указ о сокращении срока обязательной военной службы до 2-х лет.

Карьера фоторепортёра

22 августа 1968 года началась профессиональная карьера Колесникова: он был принят на должность инженера-кинооператора в лабораторию научной организации труда объединения «Латвсельхозтехника» при Совете Министров Латвийской ССР.

«Я долго думал, кем хочу быть, – вспоминает Борис Евтихиевич. – А поскольку в Латвийский государственный университет (ЛГУ) после армии принимали на льготной основе, поступил на юридический факультет. И в это время мной начали интересоваться в КГБ. Пригласили на беседу, предлагая перейти в эту организацию, нуждавшуюся в молодых кадрах. И с тех пор раз в полгода вызывали и агитировали за новую жизнь. И чтобы не настаивали, я бросил учебу на юридическом».

В 1971 году Борис Колесников в системе «Латвсельхозтехники» был переведён на должность инженера проектного конструкторско-технологического бюро «Латремсельхозмаш».

Работа молодого кинооператора привлекла внимание телевизионщиков, предложивших ему сотрудничество в качестве нештатного автора. 

Чтобы утвердиться в профессии, Борис отправился в Москву, поступать во ВГИК на операторский факультет. По конкурсу не прошел, попытал счастья в Московском полиграфическом институте. Но на экзамене по литературе не сошёлся с экзаменатором в трактовке поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

Вернувшись домой, Борис подал документы на отделение журналистики ЛГУ. Успешно прошел творческий конкурс и был принят на заочное отделение. 

Прежнее место работы более не устраивало Клесникова, и тогда Борис обратился к преподавателю фотожурналистики Юрию Глаголеву за рекомендацией по трудоустройству, тот порекомендовал ему обратиться в «Латинформ».

10 декабря 1974 года Колесников начинает работу в прессе: фотокорреспондентом в редакции фотоинформации республиканского информационного агентства «Латинформ» – отделении Телеграфного агентства Советского Союза в Латвийской ССР. 

В это время рядом с ним – мэтры фотожурналистики: Юрий Житлухин, Жан Граубиц, Владимир Филатов, Владимир Николаев, Евгений Фадеев, военный фотокорреспондент Спиридон Данилов.

Боевым крещением Колесникова, как профессионала высшей марки, были дни Латвийской ССР в Российской Федерации, проходившие в 1976 году во многих регионах.

«Поездка была колоссальная. Снимки были нужны и шли на первые полосы газет. Передавали их по фототелеграфу в Ригу. Качество было ужасное, но такова была тогда техника», – вспоминает Борис Колесников.

Пульс жизни республики

13 декабря 1976 года Колесникову уже доверили руководство редакцией фотоинформации. 

Борис был «играющим тренером»: заведуя редакцией, он не выпускал из рук фотоаппарата. Репортёры "Латинформа" были хорошо оснащены: уже в 1976 году Совет Министров Латвийской ССР выделил валюту для покупки импортной аппаратуры, включая широкоформатные камеры «Hasselblad», которыми американцы снимали в космосе.

Колесников снимал все спортивные турниры, проходившие в Латвии, особенно баскетбол и волейбод, где блистали рижские команды ТТТ и «Радиотехник». В 1980 году Борис был включен в национальный фотопул для работы на московской Олимпиаде.

«У нас была возможность смотреть снимки друг друга и убедиться, что мы снимаем не хуже западных коллег, увешанных импортной фотоаппаратурой с ног до головы, – говорит Колесников. – Не раз я вспоминал наставление главного редактора фотохроники ТАСС Льва Портера: «Снимать надо головой, а не мотором».

1 июня 1986 года Колесников был утверждён в должности заведующего отделом фотоинформации для союзной и республиканской прессы. Теперь через его руки и его объектив проходила хроника республики, отражавшаяся в центральной печати и входившая в анналы фотохроники ТАСС.

Накануне исторического дня 4 мая 1990 года, когда ожидалось провозглашение Декларации о восстановлении государственной независимости Латвии, Колесникову позвонил из Москвы Борис Юрченко, старший фотокорр Associated Press в СССР и сказал, что им нужны снимки, и срочно. «Ты снимаешь – передаешь плёнки на московский поезд. Это нас устроит», – заверил Юрченко.

На фотоплёнке Колесникова были запечатлены практически все участники заседания Верховного Совета 4 мая 1990 года, эмоции депутатов, обстановка вокруг здания Верховного совета.

В московской редакции Associated Press проявили переданную рижским репортёром цветную плёнку, а у него самого осталась черно-белая, на которую он снимал параллельно, работая двумя камерами. Так историческое событие Латвии стало достоянием международной прессы благодаря русскому фотожурналисту.

6 августа 1990 года Колесников перешёл на работу в латвийское национальное информационное агентство – ЛЕТА, а 7 августа его назначили выпускающим отдела фотоинформации для республиканской, зарубежной и союзной печати.

Сотрудничество с Associated Press выручило Колесникова в трудные 1990-е годы, когда рушился экономический уклад, а зарплата на глазах таяла в результате гиперинфляции. Американцы платили валютой. И во многих вопросах они оказались более информированными, чем местные кадры в Латвии.

1 декабря 1991 года Колесникова был переведён на должность заведующего Главной редакцией фотоинформации ЛЕТА.

«Тем временем начался процесс приватизации ЛЕТА. Я понял, что ничего хорошего не будет. Перебои с зарплатой, клиенты (редакции) стали уходить, так как им нечем было платить за наши услуги».  

19 февраля 1993 года Борис Колесников ушел из ЛЕТА по собственному желанию, а с 1 марта того же года начал работать в Агенстве фотоинформации A.F.I. под руководством своего давнего коллеги и товарища Инта Калниньша, вместе с другими коллегами: Виталием Стипниексом, Нормундом Межиньшем, Элмаром Рудзитисом, Валдой Калниней.

С 2006 по 2012 год Борис Колесников работал в официальной газете «Latvijas Vēstnesis». Уволился поскольку был прекращён выпуск бумажной версии и произошло сокращение штатов.

Колесников к тому времени уже вышел на пенсию, но, чтобы не скучать дома, пошёл работать нештатным фоторепортёром в специальный журнал «Jurista Vārds» (Слово юриста). Оказалось, что там немало заданий для такого профи: мероприятия адвокатской коллегии, прокуратуры, презентации книг, мероприятия юрфака университета и, конечно, портреты юристов, выступавших в журнале со статьями на актуальные темы. Именно они стали темой третьей персональной выставки Колесникова: «Юрист крупным планом». Она прошла к 70-летию мастера, в 2016 году.

Тогда же редакция представила Бориса Евтихиевича Колесникова к награждению высшим орденом Латвийской республики – орденом Трёх звёзд.

Выставки

1982 – выставка спортивной фотографии.

1996 – юбилейная персональная выставка.

2016 – «Юрист крупным планом» на юридическом факультете ЛУ.

До сих пор Б.Е. Колесников регулярно принимает участие в выставках, которые проводят за рубежом и внутри страны МИД, Институт Латвии и Латвийский государственный архив.

Награды

Грамота Верховного Совета Латвийской ССР за участие в  Днях культуры Латвийской ССР в РСФСР в 1976 году.

Грамота Верховного Совета Латвийской ССР за за освещение Олимпиады в Москве –1980 год.

2 бронзовые медали ВДНХ СССР –1983 г., 1985 г.

Лауреат конкурса в честь Международного года ребенка (1982);

Лауреат конкурса «Таллинские паруса»  – 1983 год;

Лауреат выставки–конкурса к 150-летию Рижского порта (за один из самых старых снимков);

Благословенная грамота митрополита Александра за заслуги на благо Церкви.

2016 –  высшая награда Латвийской Республики – орден Трёх Звёзд IV степени.

Семья

Супруга – Шейна (Женя) Моисеевна Колесникова, урожд. Фиш (28.04.1947 – 25.08.2021). Родом из Даугавпилса. По профессии – техник-технолог хлебопекарной и кондитерской промышленности. Борис и Шейна познакомились в 1965 году. 28 сентября 1968 года в Риге в Центральном ЗАГСе на ул. Юра Алунана 2 состоялось их бракосочетание.

Сын – Евгений 1969 г. р.

Источники информации:

Зимова, Зиновия. Старообрядцы Екабпилса / Екабпилсская городская библиотека. – Екабпилс: Екабпилсское городское самоуправление, 2016.  С. 46–86 (начало), 50–65 (XIX в.). – 239 с. – ISBN 978-99-34-150921-1.

Трудовая книжка Б.Е. Колесникова, выдана 2 декабря 1963 года.