Ольга Новикевич
Ольга Ярославовна Новикевич (20 июня 1959, Сахалинская область, РСФСР – 26 июля 2007, Рига, Латвийская Республика) – журналист.
Ольга Ярославовна Новикевич родилась в городе Корсаков Сахалинской области. Отец Новикевич Ярослав Петрович, мать Влач Аделина Иосифовна. Отец пропал без вести в 1963 году. Последнее письмо в Латвию от него пришло из Оренбургской области. Он возвращался к семье, продав на Дальнем Востоке дом, но так и не вернулся. Ольга всю жизнь пыталась найти его следы и не успела.
Ольга окончила 60-ю Рижскую среднюю школу, потом филологический факультет Латвийского государственного университета, специализация журналистика. Работала в газете «Советская Латвия» наборщиком текстов, корректором, в отделе писем. С начала 1990-х работала журналистом в «Советской Молодежи» («СМ-сегодня», «Вести сегодня»), последним местом работы стала газета «Телеграф». Параллельно журналистике писала фантастические рассказы, состояла во Всесоюзном клубе фантастов. Была знакома лично с братьями Стругацкими и Вайнерами. Рассказы ее были опубликованы:
«Румбы фантастики». 1988 год. Том 1
Сборник лучших фантастических повестей и рассказов, изданый в 1988 году Всесоюзным творческим объединением молодых писателей-фантастов (ВТО МПФ) при ИПО ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».
«Помочь можно живым». Сборник, составленный по материалам ВТО МПФ при ИПО ЦК ВЛКСМ “Молодая гвардия”. 1990 год. Опубликован рассказ «Директор зоопарка».
Ее рассказы относили к научной фантастике, но они были скорее психологические, исследовавшие личность и взаимоотношения между людьми. Очень жалко, что мало было опубликовано, многие вещи остались незавершенными.
В журналистике Ольга много писала об образовании, медицине, о необычных людях, культурных явлениях, ей все темы и жанры были подвластны и интересны, кроме скучного. Параллельно вела факультатив журналистики в рижском Пушкинском лицее. Она была превосходным педагогом. Ученики толпами ходили на ее занятия, потому что Ольга умела очень интересно рассказывать, придумывала необычные творческие задания, умела передавать знания. Все это подкупало подростков.
Оля была верующей, православной, духовником ее был отец Андрей (Голиков).
Когда в 2002 был поставлен страшный диагноз, Оля не отчаялась, а собралась бороться с недугом всеми возможными и невозможными способами.
Первым делом она поехала учиться в Санкт-Петербург, к профессору, доктору медицинских наук Александру Ивановичу Копытину. После окончания курсов открыла в Риге занятия арт-терапией, работала с людьми, пытаясь помочь им решить свои проблемы. Ольга ведь еще замечательно рисовала, в юности серьезно занималась живописью. И теперь эти таланты ей пригодились.
- Она рисовала на бумаге, на фарфоре, на стекле, - вспоминает муж Ольги, известный латвийский фотограф Дмитрий Дубинский. - Она была увлечена и увлекала других. И все это на фоне жесточайшей борьбы за жизнь. Борьба с болью, с некоторыми врачами, «доброжелателями», ломкой после химиотерапии, каждая последующая процедура уносила силы и здоровье. Но я ни разу не слышал от нее жалоб и стонов на боли или судьбу. Она все держала в себе. А боли такие случались, что она с трудом заставляла себя вставать утром с постели. Окружающие ничего не замечали до последнего. Оля переписывалась в интернете с товарищами по диагнозу и вселяла в них надежду, давала советы, как вести себя, что делать, как изменить свою жизнь, чтобы поправиться. Выступала против шарлатанов и колдунов, якобы лечивших этот страшный недуг.
На последнем при жизни дне рождения (20 июня 2007 года) друзья и коллеги, которые пришли поздравить, ничего не заметили, хотя после ухода гостей она была белой от боли, а через две недели попала в 1-ю городскую больницу, уехав из своей квартиры навсегда. 26 июля 2007 ее не стало.
Со слов близких и коллег записала Элина Чуянова