Русские в довоенной Латвии
Татьяна Фейгмане
Глава II. Благотворительные общества
Благотворительность - исстари сложившаяся русская традиция. Поэтому неудивительно, что одним из первых появившихся в Риге русских обществ было Благотворительное общество для призрения русских бедных. Общество было основано в 1863 г. Его первой почетной председательницей стала супруга Прибалтийского генерал-губернатора, баронесса М.А.Ливен. Поскольку материальная база общества была заложена еще до первой мировой войны, целесообразно остановиться на основных моментах его начальной истории. Начало своей деятельности общество ознаменовало открытием приюта. Благодаря высокому покровительству, в 1866 г. Рижский магистрат подарил обществу участок земли по Романовской улице (ныне ул.Лачплеша, 108). В 1868 г. на нем были возведены приют и школа. В 1874 г., в честь великой княжны Марии Александровны, приют был назван Мариинским детским приютом. В 1875 г. на этом же участке было построено еще одно здание, в котором разместилось Александровское училище. В 1886 г. А.Я.Камарина подарила Мариинскому приюту дачу в Новом Дуббельне (Яундубулты), а И.М.Мухин построил там же двухэтажный дом и отдельную столовую для приюта. В 1894 г. в Риге, рядом с приютом и училищем, был воздвигнут храм Божией матери Всех скорбящих радость (115). (Все названные постройки на ул.Лачплеша 108 были снесены в начале 1960-х годов).
В годы войны и революции имуществу общества был нанесен тяжелый урон, многое из накопленного оказалось расхищенным. Но по мере нормализации жизни, возрождалось и общество. 23 марта 1922 г. (после семилетнего перерыва) состоялось первое общее собрание членов Благотворительного общества. На нем был избран комитет, в который в полном составе вошел Дамский комитет, созданный ранее при НДС. Одной из первоочередных задач было сохранение недвижимости. 1 сентября 1922 г. в помещении бывшего Мариинского приюта начала работу Рижская правительственная русская средняя школа. Здание же бывшего Александровского училища оказалось уже в ведении городской управы и было передано американскому детскому питательному пункту. Однако в 1923 г. дом был возвращен обществу, которое, в свою очередь, сдало его под ремесленные классы. Самые большие трудности возникли с подтверждением прав собственности на дачу в Яундубултах. Но и эту проблему удалось решить, и дача и в дальнейшем служила местом для отдыха детей из бедных русских семей. Например, в 1933 г. в летней детской колонии в Яундубултах отдыхали 114 ребят, из них за счет государства - 8, самоуправления - 26, больничных касс - 11, отдела социального обеспечения - 12, родителей - 7 и за счет Благотворительного общества – 50 (116). Однако в конце 30-х годов возникли проблемы финансирования колонии, так как государство прекратило ее субсидирование. Поэтому основная тяжесть расходов легла на Благотворительное общество и родителей. На помощь детской колонии, правда, пришло акционерное общество "Майкапар", ассигновавшее в 1940 г. на ее содержание 779 латов 50 сантимов (117). Многие русские рижане потом еще долго вспоминали лето, проведенное в Яундубултах.
Благотворительное общество своей главной целью считало оказание помощи нуждающимся. Например, в начале 30-х годов общество оказывало ежемесячную денежную помощь 35 лицам, а также содержало бесплатную столовую на 50 человек (118). В 1938 г. обществом было выдано единовременных пособий на сумму 1647,50 латов; 46 человек получали ежемесячные пособия в размере от 4 до 10 латов (119).
Деятельность общества во многом зависела от пожертвований состоятельных граждан и фирм. Поэтому в 1925 г. в число почетных членов общества вошли: фирма И.И.Антипова, акционерное общество братьев Камариных, товарищество братьев Поповых, И.М.Трофимов, В.М.Гринченков (120). Неоднократно беспроцентные ссуды поступали от В.А.Андрианова. В 1927 г. по ходатайству депутата М.А.Каллистратова общество получило государственную субсидию в размере 1 тысячи латов для отправки детей в летнюю колонию (121).
За время существования общества в период между двумя мировыми войнами его возглавляли: В.П.Камкина, Е.С.Шиллинг, О.К.Гусева и В.П.Семенова. В разное время в состав его правления входили такие известные люди, как О.А.Клумберг, М.Д.Кривошапкин, П.В.Ладыгин, Л.Н.Майкапар, Л.И.Тайлова, П.Н.Якоби и др.
Помощь неимущим и престарелым оказывала богадельня Фирса Садовникова. История ее возникновения такова. Купец первой гильдии Ф.М.Садовников, родившийся в Риге и скончавшийся в 1853 г. в Санкт-Петербурге, завещал капитал в 125 тыс. рублей с тем, чтобы, когда из процентов составится капитал, равный капиталу завещанному, соорудить в Риге каменную богадельню для бедных, престарелых и больных обоего пола православного исповедания граждан, а также школу для бедных детей и церковь во имя св.мученика Фирса (122). В 1876 г. сооружение богадельни на ул.Садовникова, 20 было завершено. К началу первой мировой войны на счету богадельни был значительный капитал, который однако, в виду политических коллизий, оказался утраченным. Поэтому в 20-30-е годы богадельня содержалась на городские средства. В конце 30-х годов в ней обитало около 200 человек. Согласно уставу, богадельня управлялась особым комитетом из числа православных купцов, избираемых городской думой. В последние годы существования его возглавляли А.С.Бочагов и А.Т.Гончаров.
Благотворительный уклон был характерен для многих русских обществ, созданных по профессиональному или сословному принципу. Таким, например, было Вспомогательное Николаевское купеческое общество, основанное в 1861 г. Общество оказывало материальную поддержку тем из своих членов, кто испытывал материальную нужду, а также вдовам и сиротам. Его расцвет пришелся на царское время. В независимой Латвии оно возобновило свою деятельность только в 1930 г. по инициативе Г.И.Гусева, внесшего первое пожертвование в его фонд. В 1939 г. в Николаевском купеческом обществе состояли 33 человека. Возглавлял правление В.М.Козлов, а в состав правления входили известные в русских деловых кругах люди: А.С.Бочагов, А.Т.Гончаров, М.М.Кузнецов, М.А.Кузубов, В.М.Стамбровский и др. (123). Это общество не играло заметной роли в русской среде, ибо сфера его деятельности замыкалась в довольно узком кругу русских торговцев.
Более заметным было Вспомогательное общество русских торгово-промышленных служащих и хозяев в г. Риге. История этого общества нисходит к 1859 г. Его создание и первые шаги совпали с началом расцвета рижской торговли и промышленности. Общество получало существенную поддержку от товарищества М.С.Кузнецова и от фирмы Братья Поповы. В 1922 г. общество возобновило деятельность, имея в остатке наличных денег всего на сумму в 29 латов 14 сантимов, однако в короткий срок ему удалось увеличить свой капитал (124). Первым председателем правления возобновленного общества был избран В.М.Козлов. В 1929 г. его сменил В.А.Васьков. Спустя год этот пост занял Н.Г.Арзамасцев, а с 1933 по 1940 год общество возглавлял известный в Риге купец М.А.Кузубов. В 1937 г. в нем числилось 240 членов (125). В конце 30-х годов обществу пришлось поменять название. Оно стало именоваться Рижским русским вспомогательным обществом.
Свою деятельность в независимой Латвии это общество начало с восстановления могил на Всехсвятском кладбище, где им был приобретен участок еще в 1866 г. (В 1930 г. обществом был приобретен еще один участок на Вознесенском кладбище). Первое время много внимания уделялось устройству семейных вечеров; концертов, приносивших значительный доход. Традиционной была елка в помещении Русского клуба. Правлению удалось возобновить работу ремесленных классов в помещении на ул.Маскавас, 140в. При обществе работали курсы бухгалтерии и коммерческих знаний. В 1927 г. была создана культурно-просветительная комиссия, оказавшая материальную поддержку, находившемуся в стадии восстановления, обществу Баян. Общество участвовало во многих русских начинаниях, в т.ч. в Днях русской культуры, шефствовало над 100-й русской скаутской дружиной.
С 1900 г. в Риге работало Общество попечения о русских детях, возникшее по инициативе известной благотворительницы М.Н.Мансуровой. Поначалу был основан Дамский кружок для призрения сирот, преобразованный вскоре в Детский Дом Трудолюбия. Для содержания сирот было построено специальное здание на ул.Маскавас, 140 а. Правда, в 20-30-е годы указанное общество лишь частично смогло восстановить свою деятельность. В 1930 г. был открыт детский сад в районе фабрик Кузнецова и "Квадрат" (ул. Маскавас, 261). Кроме того, общество содержало двухгодичные рукодельные курсы. Помещение же бывшего Дома Трудолюбия сдавалось VII рижской русской основной школе. В последние годы своего существования общество именовалось Рижским обществом попечения о русских детях (126). В 1936 г. возглавлял общество В.Н.Кузнецов, а в состав правления входили А.С.Герасимова, Н.В.Шалфеев, Н.Н.Кузнецов, М.Н.Рыбакова, М.М.Кузнецов, К.И.Перов.
Из числа обществ благотворительного толка можно отметить еще Общество помощи нуждающимся учащимся женской частной гимназии О.Н.Лишиной. Возникло оно в канун первой мировой войны. Затем последовал долгий перерыв. Общество возобновило работу в 1931 г., когда в условиях экономического кризиса, перед многими ученицами встал вопрос дальнейшего финансирования их обучения (127). Подобные общества имелись и в других русских учебных заведениях. Например, Общество взаимопомощи абитуриентов коммерческих классов при Рижской городской русской дополнительной школе.
Особую группу составляли такие общества, как Общество взаимопомощи бывших русских военнослужащих в Латвии, Касса взаимопомощи лиц, служивших в Российском военном флоте, Общество бывших русских пенсионеров, Общество взаимопомощи православного духовенства в Латвии и т.п. Наиболее примечательным из них являлось первое, возглавляемое князем А.П.Ливеном. Его помощниками являлись И.Р. фон Ренненкампф, А.А.Шмидт и Ф.Ф.Зейберлих. Данное общество не только оказывало помощь своим членам, но и имело определенную политическую окраску (128).
Содержание
- Введение
- Примечания к введению
- Глава I. Русские в Народном совете и Учредительном собрании
- Глава I. Русские в Народном совете и Учредительном собрании (продолжение)
- Глава I. Русские депутаты в I Сейме
- Глава I. Русские депутаты в I Сейме (продолжение)
- Глава I. Русские депутаты во II Сейме
- Глава I. Русские депутаты во II Сейме (продолжение)
- Глава I. Русские депутаты в III Сейме
- Глава I. Русские депутаты в III Сейме (продолжение)
- Глава I. Русские депутаты в IV Сейме
- Глава I. Русские депутаты в IV Сейме (продолжение 1)
- Глава I. Русские депутаты в IV Сейме (продолжение 2)
- Глава I. Русские и диктатура Карлиса Улманиса
- Глава I. Русские и диктатура Карлиса Улманиса (продолжение)
- Примечания к первой главе
- Примечания к первой главе (2)
- Глава II. Русские общества и их роль в сохранении национальной самобытности
- Глава II. Общества с политическими и объединительными целями
- Глава II. Русские культурно-просветительные общества
- Глава II. Общества поддержки русского театрального дела
- Глава II. Русские профессиональные общества
- Глава II. Благотворительные общества
- Глава II. Старообрядческие общества
- Глава II. Эмигрантские общества
- Глава II. Cокольские общества
- Глава II. Студенческие и молодежные организации
- Глава II. Общества социал-демократической ориентации
- Примечания ко второй главе (1)
- Примечания ко второй главе (2)
- Глава III. Русское образование в независимой Латвии
- Глава III. Правовые аспекты положения русской школы в Латвии
- Глава III. Обязательное обучение
- Глава III. Среднее образование
- Глава III. Среднее образование. Русские гимназии
- Глава III. Русское профессиональное образование
- Глава III. Русские студенты в высшей школе
- Глава III. Русские в академических кругах Латвии
- Примечания к третьей главе
- Заключение
- Приложения