Рижская городская русская гимназия (бывшая Ломоносовская) 1919-1935

Ветеран «рутенов»

Газета «Диена», 21 апреля 1997

Сергей Журавлёв

Даже в редакции «Диены» мало кому известно, что один из ее старейших подписчиков — бывший рижанин Димитрий Александрович Левицкий — проживает в США. Журналист. К тому же недавно отметил свое 90-летие.

Впрочем, старожилы Риги его помнят. Один из знакомых Левицкого, живущий в Австралии, пишет однокашнику в Латвию: «Он выписывал массу газет из США, Франции, Латвии и все это читал. В последние годы у него появились проблемы со зрением, было несколько операций... Д.А. часто путешествовал, много раз бывал в Германии, на родине его жены, во Франции, Швейцарии, России — в Петербурге и Москве, в Латвии и много раз в Канаде. Я два раза побывал в Вашингтоне и останавливался у них».

Д.А. Левицкий в контексте «последних из могикан», рижан-эмигрантов, разбросанных по свету второй мировой войной, занимает видное место. В том числе своим пожизненным интересом к Латвии, ее русской диаспоре, культуре, вообще к проблемам бытия и национального самосознания русских за рубежом как национального меньшинства.

Родился же Димитрий Александрович 17 февраля 1907 года в Ченстохове. В 1925 году окончил Ломоносовскую гимназию, поступил на юридический факультет Латвийского университета. В ноябре 1929 года он был принят в корпорацию «Рутения» (русских студентов) бранд-фуксом, в апреле 1930 стал филистром, занимал должности вице-сениора, сениора (в 1933 - 1935 гг. и более тридцати лет за рубежом).

Отец Левицкого, офицер русской армии, пал в годы первой мировой войны. Мать Марианна Эрнестовна (Мария Ивановна), урожденная Люр, работала в канцелярии Ломоносовской гимназии в Риге.

Окончив ЛУ, с 1936 года Левицкий работал в страховом обществе «Латвияс Лойдс». А в 1945, как и многие прибалтийцы, оказался в Германии, работал в Германии, работал учителем русского языка в школе переводчиков американской армии. В 1952 году эмигрировал в США, где устроился на службу в военное министерство. В 1963 году Левицкий окончил филологический факультет Пенсильванского университета, а осенью 1968 года защитил докторскую диссертацию «Аркадий Аверченко: жизнь и литературное наследие», на материале которой издательством В. Камкина выпущена одноименная книга (1973).

Публицистическое наследие Д. Левицкого имеет непреходящее значение не столько даже для новой, четвертой волны русской эмиграции (90-х годов), сколько для оседлого, коренного русского населения Прибалтики. Наш духовный соотечественник, гражданин США, может служить эталоном мудрого, взвешенного отношения ко всем «горячим» вопросам нашей прибалтийской, латвийской повседневности. При внешнем академизме его публикации несут в себе категорический императив и здоровый заряд полемичности, завещанный русским общественным деятелям и организациям предыдущими поколениями деятелей культуры и опытом русских юристов в Латвии и за рубежом.

Историки, русская общественность в начале 90-х не обошли вниманием такие публикации Д. Левицкого, как «Прибалтика и СССР в 1939-1940 гг.» и «О положении русских в независимой Латвии» (перепечатка из «Нового журнала», 1980, №140, 141; см. «Родник», 1990, март и «Даугава», 1991, №3/4). Не раз его статьи печатались в журнале «Посев».

В Америке вышла его брошюра «Материалы для истории русских студенческих корпораций». Статья «К вопросу об исторической преемственности университетов в Дерпте - Юрьеве - Тарту» помещена в XIX томе «Записок русской академической группы в США» (Нью-Йорк, 1986). Участвовал Д. Левицкий и в сборнике «Русская религиозно-философская мысль XX века» (Питсбург, 1975). Публикации интересующей латвийцев тематики неоднократно появлялись в русских газетах Америки, в особенности «Новое русское слово» и «Русская жизнь».

При всей своей научной сдержанности и корректности седовласый публицист остается верен своим убеждениям русского патриота-прибалтийца, уча отличать сталинщину от русского народа (русского населения Прибалтики), разоблачая и дипломатично порицая всяческие проявления русофобии как в дальнем, так и «ближнем зарубежье», анализируя проблему шовинизма в политике больших и малых наций.

В 1979 году в выходящем в Австралии журнале русских корпорантов-рижан Ruthenia в заметке «Редкий юбилей» отмечалось: «Президиум своевременно поздравил дорогого юбиляра, пожелав ему многие лета. Филистр Левицкий является нашим самым старшим рутеном по возрасту. В ноябре 1979 года он достиг ста семестров активного пребывания в рядах корпорации, и ему был присвоен Золотой Циркель №2». Ветеран «отметил свой 80-летний юбилей в тесном кругу своей семьи, местных и приехавших рутенов и других личных друзей».

Верной спутницей жизни Д. Левицкого является его жена Эстер Вальтеровна (урожденная Розенкранц из Дрездена), с которой они обвенчались в начале 1951 года в Мюнхене. Живет в США и сын журналиста (занесенный при отступлении немецкой армии в Латвию мальчик-сирота был усыновлен и вывезен в конце войны Левицким).

Публикации одного из ветеранов русской журналистики и ныне вызывают отклики во многих изданиях. Пусть же эта скромная публикация станет для Димитрия Александровича теплым поздравлением с юбилеем и посланным через океан сердечным приветом с берегов Даугавы и Балтики.

______________________________

Статья написана к 90-летию Д. Левицкого, выпускника РГРСШ 1925 г.