Рижская городская русская гимназия (бывшая Ломоносовская) 1919-1935

Предисловие

В 1999 году исполнилось 80 лет со дня основания Рижской городской русской гимназии (первоначально — Рижской городской русской средней школы). В трудное время родилась эта школа, многострадальным и нелегким оказался ее век. Гимназии довелось работать в сложных исторических и политических условиях, когда власть в России оказалась в руках большевиков, а русские в Латвии превратились в национальное меньшинство, отрезанное от этнической родины. В непростом положении оказалась и русская школа, судьба которой во многом зависела от чиновничьего благоволения. Все колебания политического барометра тотчас, же отражались на ее судьбе.

Началось с того, что школе не удалось доказать свою правопреемственность по отношению к Ломоносовской женской гимназии, работавшей в Риге с 1868 года. В итоге, она лишилась помещения упомянутой гимназии по бульвару Райниса 29. Пришлось скитаться но различным адресам. Но несмотря на все, гимназия и гимназисты жили полнокровной жизнью, которую обеспечивала плеяда замечательных педагогов. Уже в первые годы своего существования в гимназии воцарился особый, только ей свойственный ломоносовский дух. Хотя официально школу не разрешалось именовать Ломоносовской, но и учителя и ученики называли себя ломоносовцами. Школа быстро завоевала славу лучшего русского среднего учебного заведения в Латвии. Молва о ней разнеслась и по русскому зарубежью, с некоторой завистью взиравшему на постановку русского школьного дела в Латвии.

В 1929 году в жизни гимназии произошло радостное событие — наконец-то ей был предоставлен постоянный кров в центре Риги, в доме по ул. Акас 10, расположенном в укромном и тихом уголке. Казалось бы, ничто более не должно было омрачить ее существование. Однако жизнь распорядилась иначе. После установления в Латвии в 1934 г. авторитарного режима восторжествовал антименьшинственный курс, выразившийся прежде всего в ликвидации школьной автономии. Началось сворачивание русского школьного образования. 1935 год в судьбе Рижской городской русской гимназии (РГРГ) оказался роковым. Город не выделил достаточных средств для финансирования гимназии, тем самым предрешив ее судьбу. Закрытие РГРГ было воспринято русским обществом как тяжелый и несправедливый удар. Русские рижане тяжело переживали потерю гимназии, которая успела органически вписаться в их быт. И даже сегодня бывшие питомцы этой школы с горестью и обидой вспоминают это событие.

1 сентября 1935 г. учащиеся бывшей Ломоносовской гимназии пришли в обжитый ими дом по ул.Акас. Но теперь там располагалась другая школа — Рижская правительственная русская гимназия (РПРГ), работавшая ранее на ул.Лачплеша 108 на Московском форштадте. Годом спустя она осталась единственной на всю Ригу, с ее более чем 30-тысячным русским населением, русской гимназией, явно не вмещавшей всех желающих получить гимназическое образование на родном тыке. Но, вместе с тем, случилось почти-что чудо. С ликвидацией РГРГ ломоносовский дух не исчез. Те, кто начинал учиться в Ломоносовской гимназии, по-прежнему считали себя ломоносовцами. Они были в большинстве и задавали тон. Вскоре ломоносовцами стали называть себя и те, кто никогда но учился в РГРГ. И так продолжалось вплоть до 1945 года, т.е, до советизации школы.

Примечательной особенностью ломоносовцев была их спаянность и верность школьной дружбе, которую они сумели пронести через годы и испытания. Ломоносовские встречи, ставшие традиционными еще до войны, организовывались даже в самые трудные годы. Продолжались они до 1991 года. Только смерть и болезни абитуриентов прервали эту традицию. Но ломоносовская дружба не умерла, и связи между теми немногими ломоносовцами, которым удалось дожить до сегодняшнего дня, сохраняются. Благодаря им живет и передается новым поколениям память о гимназии. Но время безжалостно творит свое дело. Один за свидетели событий.другим уходят живые свидетели событий.

Идея о написании истории гимназии зародилась давно. Мечтал об этом Геннадий Иванович Тупицын, один из любимых ломоносовцами педагогов, до конца своих дней не порывавший с ними связей. Но доступа к архивным материалам ему не дали. И скорее всего он понимал, что написать, и тем более издать, свободную от идеологического давления историю «белогвардейской» гимназии ему не удастся. Кропотливую работу по сбору материалов по истории гимназии осуществил ее бывший воспитанник — Борис Владимирович Плюханов. Ему удалось не только собрать и обобщить бесценные биографические сведения о многих учителях и выпускниках, но и изучить массу архивных документов. Наверное, он осуществил бы задуманный проект, если бы не постигшая его смерь. К счастью, многое из того, что в свое время ему удалось сделать, сохранилось и нашло свое место в предлагаемом издании.

К мысли о том, как сохранить память о своей Alma mater, ломоносовцы, волею судеб разбросанные по разным частям света, обращались не раз. Но все как-то не получалось. То виной были идеологические препоны, чинимые советской системой, то не находилось энтузиастов, то не было средств.

Итак, сборник воспоминаний и статей о Рижской городской русской гимназии выходит в свет только на исходе столетия. Работая над ним, мы не раз задавались вопросом о потенциальном читателе. Ведь ломоносовцев остались единицы, и с каждым годом их ряды редеют. А нужна ли история гимназии 20-30-х годов людям, родившимся и выросшим много лет спустя после ее закрытия? Мы склонны полагать, что да. Особенно теперь, когда в восстановившей свою государствевность Латвии, русская школа вновь оказалась не только в положении меньшинственной, но под вопрос поставлено и само ее дальнейшее существование. Поэтому опыт борьбы за выживание, накопленный в Первой республике, может быть полезен и сегодня. Станет ли ликвидация русских школ шагом к созданию интегрированного общества? Вряд ли. Об этом свидетельствует и печальный опыт по сворачиванию русского образования в 1934-1940 годах, с одной стороны, толкавший русскую молодежь на путь ассимиляции, а с другой — порождавший неудовлетворенность в ее среде, создававший почву для антилатышских и просоветских настроений.

Поэтому, комплектуя сборник, мы старались не только собрать статьи о гимназии и ее выпускниках, опубликованные в разное время и в разных изданиях, высветить тот уникальный дух, который царил в гимназии, но и показать на каком политическом и бытовом фоне ей довелось работать.

Предлагаемый сборник, вероятно, заинтересует и ныне действующую в Риге Ломоносовскую гимназию (ливидирована в 2011 году в связи с оптимизацией сети школ - Примеч. ред. сайта), которая также расположилась в доме по улице Акаc (с 2011 ода в этом здании работает 40-я средняя школа - Примеч.ред.сайта). <>

Объем издания не позволил нам включить в него многие имеющиеся в нашем распоряжении материалы. Кроме того, мы сознаем, что часть информации ушла от нас безвозвратно. И все же мы рискуем вынести на суд читателей наш скромный труд, посвященный Рижской городской русской гимназии.

Составители