Степан Кириллов

Степан Кириллов

Степан (Стефан) Родионович Кириллов (11/23 июля 1877, Динабург, Витебская губерния, Российская империя – 8 июня 1960, Рига, Латвийская ССР)   старообрядческий общественный деятель, депутат   IV Российской Государственной думы, депутат Сейма Латвийской Республики, вице-министр земледелия Латвии, предприниматель, учитель и еще немало должностей и работ за свою долгую и богатую событиями жизнь выполнял, как указанно в некрологе, этот «поморец-общественник с весьма широким и многообразным кругом деятельности».

Родился Степан (Стефан) Родионович Кириллов  в Витебской губернии в Динабурге (с 1893 г. Двинск, с 1920 – Даугавпилс, Латвия).

В 1894 году окончил полный курс Двинского шестиклассного городского училища, в 1895–1896 годах обучался в Двинской телеграфной школе. Далее из биографии, опубликованной при жизни С.Р. Кириллова, известно, что в 1908 году в гор. Якобштадте (ныне – Екабпилс) сдал экзамен на звание учителя, а в 1913–1914 гг. состоял слушателем лекций народного университета в Соляном городке, в Санкт-Петербурге по предметам сельского хозяйства. Некоторые авторы указывают, что обучался еще слесарно-кузнечному ремеслу, а в Якобштадте попутно со  сдачей экзамена на звание учителя изучал еще кооперацию и бухгалтерию и освоил пожарное дело. Однако, в справочнике за 1914 год членов  IV Государственной Думы за № 161 числиться Кириллов С.Р. и в графе образование указано – низшее городское училище. Но благодаря незаурядным природным способностям, Степан Родионович выделялся широтой взглядов, как сейчас говорят, сделал блестящую карьеру, способствовал просвещению староверия, укреплению его хозяйственного положения, имел ярко выраженное стремление к общественной деятельности.

Начиная с 1899  по 1912 год энергично и неутомимо трудился на общественной ниве: был гласным Двинской городской думы, земским уездным гласным, а затем и губернским; состоял двинским мещанским старостой, членом и заместителем председателя двинской уездной земской управы, членом учетного комитета двинского общественного банка, где временно исполнял также обязанности товарища директора. Был главным организатором и председателем Совета Двинского национально- русского общества взаимного кредита, а также учредителем и членом совета Двинского купеческого общества  взаимного кредита. В этот период, 4 года был преподавателем в Двинском мужском двухклассном приходском старообрядческом училище. Стал одним из организаторов, а затем почетным членом Двинского старообрядческого братства (основано в 1907 г.). 

В 1909 году был направлен делегатом от двинских староверов на I-й Всероссийский Собор  христиан-поморцев, который проходил в городе Москве. На Соборе был избран в училищную комиссию вместе со староверами: двинчанином Г.П. Романовым  (1872–1942) и рижанином А.И. Воловичем (1865–1946). В 1912 году С.Р. Кириллов участвова  в работе II Всероссийского Собора христианского поморского церковного общества в Москве  уже как должностное лицо (член училищной комиссии). Собор одобрил  «к  употреблению в старообрядческих поморских училищах и храмах «Пособие к изучению славянской азбуки», составленное С.Р. Кирилловым и Л.С. Мурниковым (1882–1945).  И до сих пор староверы и их дети изучают церковно-славянский язык по этому пособию.

 В 1911 году Училищная комиссия, созданная Собором и состоящая из латвийских староверов, и Двинское старообрядческое братство организуют в Двинске Всероссийский съезд старообрядцев-поморцев по народному образованию. С.Р. Кириллов избран одним из заместителей председателя съезда, выступает на съезде с докладом.

В  1912 году С.Р. Кириллов был избран от Витебской губернии членом Российской Государственной думы IV созыва, где состоял в бюджетной комиссии и секретарем комиссии по старообрядческим делам, а также был членом других комиссий.

Наступил 1914 год – началась Первая мровая война. С.Р. Кириллов – известный старообрядческий деятель, член Госдумы, невоеннообязанный  – добровольцем уходит на фронт. И здесь проявился его патриотизм и недюжинный организаторский  талант.  В Карпатах, в Галиции, Румынии и других местностях от Всероссийского национального союза в качестве помощника уполномоченного, затем начальника отряда, часто под артиллерийским  и ружейно-пулеметным огнем, оказывал помощь раненым и больным воинам, обслуживал сводный конный корпус. С.Р. Кириллов организовал перевязочные летучки с развертыванием и свертыванием в течении 3-х минут при кавалерийских атаках.Позже заведовал всей технической частью передовых отрядов санитарных транспортов и поездов, эпидемических госпиталей Всероссийского национального союза. За свою самоотверженную работу на передовых позициях Степан Родионович был награжден орденом Св. Георгия и другими знаками отличия. С 1918 по 1921 год С.Р. Кириллов с семьей находился на юге России. И в этих условиях его знания, опыт и неуемная энергия нашли выход.

В Бердянске был членом городской управы, временно исполнял обязанности городского головы, организовал «Бердянское кооперативное товарищество виноградарей», «Бердянское старообрядческое общество потребителей» и др. В эти годы его неоднократно приговаривали к расстрелу – то красные, то белые. И всякий раз, благодаря природной смекалке и непоколебимому спокойствию, ему удавалось спастись. В 1919 году с семьей эвакуировался на Кубань, где также не оставался в стороне от общественной деятельности.

В конце 1921 года С.Р. Кириллов со своей семьей возвращается в Латвию, в свой родной Двинск/ Даугавпилс, где сразу окунулся в общественную жизнь: был избран гласным Двинской городской  думы, председателем думской ревизионной комиссии. Но прежде всего его волновали проблемы латвийских староверов. Уже на 2-м Старообрядческом съезде, который проходил в городе Режице (с 1920 г. – Резекне).  10 декабря 1921 года, С.Р. Кириллова избирают членом Центрального Комитета по делам старообрядцев Латвии. В последствии С.Р. Кириллов неоднократно избирался членом ЦК по делам старообрядцев, дважды был избран его председателем.

В 30-ые годы XX века староверы составляли более 40% всего русского населения Латвии. ЦК по делам старообрядцев стремился защищать интересы старообрядцев в государственной и общественной жизни страны, отстаивал права старообрядческих общин в использовании русского языка, осенью  1922 года провел в состав Сейма своего депутата – М.А. Каллистратова. Однако, назревающие в этом представительном органе противоречия привели к расколу в старообрядческих рядах. В 1929 году С.Р. Кириллов и его сторонники учредили новый орган – Совет старообрядческих Соборов и съездов Латвии. Среди наиболее заметных лиц, поддержавших Совет были И.Н. Заволоко (1897–1984) , А.И. Формаков (1900–1983), И.Ф. Юпатов (1865–1944).

В эти годы С.Р. Кириллов в большой дружбе с И.Н. Заволоко – своим единомышленником в деле религиозного и русского национального просвещения старообрядческой молодежи. Благодаря энергии Кириллова с 7 декабря 1930 года по 4 января 1931 года в Двинске «впервые в истории Латвийского старообрядчества» прошли религиозно-просветительские курсы. Курсанты прослушали 165 лекций, не считая бесед и практических работ. Среди лекторов на этих курсах были И.Н. Заволоко, Л.С. Мурников, П.Ф. Фадеев, А.А. Смоляков, К.Е. Ершова, А.И. Формаков и др.

С.Р. Кириллов являлся издателем газеты «Старообрядческий вестник», журналов «Вестник Совета старообрядческих Соборов и съездов в Латвии» и «Старообрядческий мир».

В 1928 году С.Р. Кириллов побеждает на выборах III Сейма ЛР и становится депутатом по Земгальскому избирательному округу от Блока православных и старообрядческих избирателей. Одновременно с ним депутатом Сейма от этого блока проходит архиепископ Иоанн Поммер. В 1930 году С.Р. Кириллов назначается на пост вице (товарища) министра земледелия Латвии.

Самую широкую популярность среди русского населения Латвии С.Р. Кириллову принесла его деятельность по созданию сети сельскохозяйственных и кредитных кооперативов. Благодаря его стараниям и организаторским способностям в Латгалии с 1922 года в среде старообрядцев стали появляться кооперативные организации, ссудо-сберегательные товарищества. В 1931 году их насчитывалось по всей Латвии около 20, только тех, в которых он был одним из учредителей или председателем правления.

Все жизненные повороты С.Р. Кириллов принимал стойко, как и подобает христианину. В конце 30-х годов жил в Риге, служил счетоводом в Латвийском хлебном бюро и занимался любимым делом: садоводством и огородничеством. С такой же стойкостью он встретил 40-е годы, принесшие его семье большие невзгоды и потери. В конце Второй мировой войны его родственников эвакуируют в Германию, поехал за ними и С.Р. Кириллов с супругой; поселяют их в небольшом городке. Весной 1945 года этот город освобождают советские войска, и  Кириллов принимает решение вернуться на родину.

Нелегко в 68 лет начинать с нуля, но он все воспринимал с христианским смирением, считая, что любая власть от Бога. Жил в небольшой комнате коммунальной квартиры, получал мизерную пенсию, носил клеймо «бывшего» – вот и все, на что мог рассчитывать в те годы Степан Родионович Кириллов – бывший депутат Российской Государственной думы, депутат Сейма Латвийской Республики, видный старообрядческий общественно-политический деятель.

Скончался Степан Родионович Кириллов после продолжительной и тяжелой болезни 8 июня 1960 года. Похоронен в Риге, на Ивановском кладбище.

Илларион Иванов

Источники информации:

Фейгмане Т.Д. Депутаты-старообрядцы в Латвийском Сейме. – Русские в Латвии. Вып.3. Из истории и культуры староверия. – Рига: СОЛ, 2002, с. 183–205.

Жилко А.Н. С.Р. Кириллов как издатель журнала «Старообрядческий мир». – Календарь ДПЦ на 2003 год, с. 70-74.

Иванов Ил. И. Деятель общественной русской жизни. – Выдающиеся русские латвийцы. – Рига “IK ZORIKS”, 2008, с.84-85.

Мекш Э.Б. Кириллов С. Р. – Староверие Балтии и Польши. – Вильнюс, Aidai, 2005, с.204-205.                                                                         

Татьяна Фейгмане. Русские в довоенной Латвии. Глава I. Русские депутаты в III Сейме