Рижские староверы

Арнольд Подмазов

Рижские староверы в советский период (1940–1941 и 1944–1991)

1940-е годы ознаменовались очередными радикальными переменами в жизни латвийских староверов. В июне 1940 года в Латвийскую Республику были введены части Красной армии, с августа 1940 года на территории Латвии стало действовать советское законодательство, в том числе и советские законы о религиозных культах. 29 июля 1940 года новое, советское правительство Латвии приняло «Закон о земле», по которому зажиточным крестьянам, другим землевладельцам (в том числе и религиозным общинам) оставлялись участки земли не более 30 гектаров, вся остальная земля переходила в собственность государства, т. е. национализировалась. Вместе с землей национализировались постройки, имущество, инвентарь.

По советскому законодательству национализировались как здания и «излишки» земли Церкви, так и денежные накопления религиозных общин. Гребенщиковская община потеряла не только дома и земельные участки в Риге, но и накопленные в течение всего межвоенного периода шесть миллионов латов. По новому законодательству, община лишалась права заниматься благотворительностью, иметь школы, больницы, типографии. Были ликвидированы все общественные организации староверов Риги. Было запрещено любого рода религиозное образование, в том числе подготовка церковнослужителей, воскресные школы и др. Любая пропаганда религии за пределами храма не допускалась, а все функции религиозных общин сводились лишь к организации богослужений в церковных зданиях.

Репрессии 1940–1941 годов задели и старообрядцев. Многие видные деятели староверия были арестованы, казнены, отправлены в «сталинские» лагеря или в сибирскую ссылку. Был арестован и в июне 1941 года расстрелян один из известнейших активистов староверской общины Латгалии М.А. Каллистратов. В лагерях погиб председатель Совета Гребенщиковской общины в 1924–1940 гг. В.Г. Кудрячёв. Восемнадцать лет провел в заключении и ссылке И.Н. Заволоко. Этот трагический список можно продолжить...

В годы Второй мировой войны в Гребенщиковской общине не прекращались богослужения; несмотря на все трудности, в 1943–1944 гг. издавался «Старообрядческий церковный календарь». На пожертвования, собранные рижскими староверами, в 1942 году на Ивановском кладбище был установлен памятник погребенным ими погибшим в боях под Ригой в июле 1941 года красноармейцам. Этот памятный крест, созданный по проекту В. Шервинского, стал свидетельством стойкости староверов и верности христианскому долгу в тяжелых условиях оккупации. Староверы были и среди тех, кто, подвергаясь смертельной опасности, спасал детей из рижского гетто (существовало в Московском форштадте в 1941–1943 гг.).

С восстановлением в 1944 году советской власти был полностью восстановлен и атеистический советский порядок. Несмотря на ограничения свободы вероисповедания, строгий контроль со стороны властей, попытки дискредитировать авторитет Церкви, староверы-беспоповцы продолжали сохранять верность своим традициям. В послевоенный период действовали неофициальные духовные центры староверия, одним из которых традиционно являлась Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (РГСО). Ее деятельность проявлялась не только в совершении богослужений (которые даже в годы сталинского режима и «хрущевских гонений» не прекращались ни на один день) и в поддержке связей с другими общинами, но и в продолжении издания «Старообрядческого церковного календаря». Первый послевоенный номер календаря вышел в 1949 году, следующий – в 1954 году. С этого времени календарь издавался без перерывов в течение всех лет советской власти в Латвии. В качестве соиздателя календаря первоначально выступал Высший Старообрядческий совет в Литовской ССР, затем – Московская Поморская община и Московская Преображенская община (федосеевская). Таким образом, календарь был адресован как поморцам, так и федосеевцам. С 1985 года в качестве одного из соиздателей стала фигурировать и Ленинградская Невская община и, соответственно, издаваемый в Риге календарь стал распространяться почти среди всех староверов, живущих на территории СССР.

Календарь представлял собой ежегодное объемное издание, выполненное на высоком полиграфическом уровне, содержащее уставы церковной службы, расписания Пасхалий, церковных праздников, постов, различные статьи, преимущественно по истории староверия, сообщения о жизни отдельных общин, другие материалы. Календарь был художественно оформлен, содержал множество фотографий. С 1954 года и вплоть до самой своей кончины редактором и автором многих статей календаря был Лаврентий Силович Михайлов (1913–1985), он же с 1956 года – председатель Рижской Гребенщиковской общины.

После возвращения из ссылки постоянным автором и сотрудником календаря стал И.Н. Заволоко, опубликовавший множество статей по истории староверия, десятки небольших заметок в рубрике «Памятные даты». Он же, как правило, подбирал для календаря и иллюстративный материал. В условиях отсутствия других старообрядческих изданий календарь, издававшийся Гребенщиковской общиной, весь советский период являлся для староверов СССР важным объединяющим фактором. Что же касается содержания календаря, то, по словам слависта и исследователя латвийского староверия Б.Ф. Инфантьева, он «представлял собой настоящую энциклопедию староверия». После кончины Л.С. Михайлова редактором календаря стал И.И. Миролюбов (до 2002 года).

Значительным событием в жизни Рижской Гребенщиковской общины было участие в созванном Высшим Старообрядческим Советом в Литовской ССР первом послевоенном Съезде поморцев (1966, Вильнюс). Представители РГСО принимали участие и в Съезде 1974 года (Вильнюс), и в Соборе 1988 года, посвященном тысячелетию Крещения Руси. Фактически это был первый Собор поморцев, объединивший староверов всех союзных республик СССР. На Соборе было образовано несколько комиссий, в состав которых вошли представители Гребенщиковской общины – наставники И.И. Миролюбов и А.Н. Жилко.

Процессы демократизации общества во второй половине 1980-х годов привели к оживлению и в религиозной сфере, что проявилось как в снятии ограничений на церковную деятельность, так и в повышении интереса средств массовой информации к жизни Церкви. В новых условиях церковнослужители активно включились в деятельность различных национальных, культурных и других общественных организаций.

В феврале 1989 года в Риге состоялся съезд старообрядцев Латвии, на котором был создан Центральный Совет Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ДПЦЛ). При Центральном Совете был образован ряд комиссий: комиссия по духовной культуре, образованию, издательской деятельности, ревизионная комиссия. Председателем Совета был избран наставник РГСО И.И. Миролюбов.

По решению съезда старообрядцев Латвии в октябре 1989 года на базе РГСО было открыто Духовное училище с двухлетним сроком обучения. Кроме местных староверов, в училище поступили слушатели из Белоруссии, Москвы и Ленинграда. Особое внимание стало уделяться духовному и культурному просвещению староверов. При РГСО было создано «Общество любителей древнерусской культуры», открылась библиотека.

Таким образом, в конце 1980-х годов рижские староверы вновь оказались в центре исторических для староверия событий. Во многом благодаря участию Гребенщиковской общины удалось заложить организационные основы религиозного образования, книгоиздательства, координации действий староверческих общин, привлечь инициативных верующих к работе на благо староверия.