Рижские староверы

Арнольд Подмазов

Рижские староверы на рубеже XIX–XX веков

Конец царствования Николая I характеризовался все большим пониманием необходимости перемен как во внешней, так и во внутренней политике правительства. При Александре II (1818–1881, император с 1855 по 1881) было, наконец, отменено крепостное право, началась эпоха реформ. В этих условиях постепенно смягчается отношение властей к староверию. По-прежнему в силе законы, ограничивающие староверов в правах, однако волна репрессий несколько ослабевает.

В 1873 году, возможно, не без посредничества Н.С. Лескова, который в качестве чиновника Министерства народного просвещения собрал исчерпывающие сведения о бедственном состоянии рижских староверов, при попечительстве Лифляндского губернского правления была официально открыта старообрядческая Гребенщиковская школа. Фактически эта школа существовала на средства прихожан Г. Ломоносова, З. Беляева, И. Тузова, М. Соколова. В ней обучалось 127 детей, 88 из которых учились бесплатно. С 1895 года школа действовала при богадельне. В это время число учеников удвоилось: в 1898 году в старообрядческой школе было 210 учеников – 117 мальчиков и 93 девочки. В течение трех лет дети осваивали основы вероучения, богослужебное пение и чтение, а также «светские» предметы – письмо, арифметику, историю и географию.

В 1874 году вышел закон о старообрядческих браках, признавший возможность их оформления в старообрядческих моленных. В 1883 году издается новый закон, позволивший староверам легально совершать богослужения, организовывать новые общины, распечатывать закрытые во время правления Николая I моленные. Однако основные положения этого закона были сформулированы нечетко, что позволяло светской администрации произвольно трактовать их. Кроме того, решение любого вопроса, например, открытие общины или распечатывание моленной, требовало длительного согласования в различных государственных инстанциях (в том числе в местной Духовной консистории и в Св. Синоде), тянулось годами и в большинстве случаев оканчивалось безрезультатно.

Правовое положение староверов коренным образом изменилось после выхода указа Николая II (1868–1918, император с 1894 по 1917) от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости». В октябре 1906 года был принят указ, еще более расширяющий и конкретизирующий права старообрядцев: им разрешалось создавать общины, получавшие права юридического лица; строить храмы; открывать начальные школы с преподаванием Закона Божьего по старообрядческому канону. Духовные наставники получили те же права, что и церковнослужители других исповеданий. Таким образом, старообрядчество уравнивалось в правах с другими вероисповеданиями. Законодательные акты 1905–1906 годов вызвали по всей Российской империи небывалый всплеск общественной активности староверов. Это выразилось, прежде всего, в выходе общин из полуподпольного существования, в их официальной регистрации, в строительстве и ремонте храмов, в организации и проведении старообрядческих Соборов, в установлении более тесных контактов между староверческими общинами.

Историческим событием для всех староверов-беспоповцев Российской империи стал созванный в 1909 году в Москве Первый Всероссийский Собор старообрядцев-поморцев. Впервые за более чем двухсотлетнюю историю староверы смогли открыто вынести на публичное обсуждение свои внутренние проблемы, вызванные как отсутствием единой структуры духовного управления, так и региональной спецификой развития этого вероисповедания. Активное участие в подготовке Собора приняли рижские старообрядцы.

С докладами на Соборе выступили: А.И. Волович, учитель Рижского Гребенщиковского училища; вероучитель И.У. Ваконья – впоследствии наставник и председатель Гребенщиковской общины (1951–1956). Собор попытался централизовать церковное устроение, избрав «Совет Всероссийских соборов и съездов», «Духовную комиссию» и так называемую «Училищную комиссию», членами которой были избраны И. У. Ваконья и А.И. Волович. Еще один рижанин – Д.Е. Петринин – был избран в состав «Духовной комиссии». А.И. Волович принимал активное участие и в работе Всероссийского съезда поморцев по народному образованию, состоявшегося в 1911 году в Двинске (Даугавпилсе). На съезде обсуждались вопросы подготовки старообрядческих вероучителей и разработки учебных программ для учащихся-староверов.

Организационному сплочению и упорядочению многообразной деятельности староверов способствовало принятие в декабре 1908 года «Устава Рижской Гребенщиковской Старообрядческой Общины», который регламентировал все стороны жизни общины, сформулировал как цели рижской общины староверов, так и средства их достижения. В частности, в Уставе было записано: «Община имеет целью исполнение всякого рода духовных по своему древнеустановленному обряду треб староверов, призрение бедных и дряхлых обоего пола, противодействия нищенству среди членов ея и, вообще, попечение об удовлетворении религиозно-нравственных, просветительных и благотворительных потребностей своих членов. Для достижения вышеуказанных целей Община основывает молитвенные дома, богадельни, библиотеки, читальни, вечерние курсы, как для взрослых, так и для детей». Этот Устав был издан отдельной брошюрой и стал образцом для других общин Латвии.

Рижская Гребенщиковская община вела широкую благотворительную деятельность. Активно работало основанное в 1900 году при Гребенщиковской общине «Общество по воспитанию бедных детей». Согласно отчету в 1912 году на воспитании «Общества» находилось 24 мальчика и 27 девочек. В списке жертвователей на содержание «Общества» насчитывалось около пятидесяти фамилий и несколько анонимных лиц. Наиболее влиятельными жертвователями в пользу «Общества» и всей общины в целом были купцы К. Макаров, И. Лашков, М. Лашков, С. Тузов, А. Трифонов, П. Волков, С. Долгов, Н. Волков и др.

В 1912 году в Гребенщиковской богадельне на иждивении общины находились 337 человек. Кроме того, община бесплатно кормила еще 113 человек. Благодаря усилиям председателя Совета общины А. Е. Трифонова был образован особый фонд на приобретение одежды и белья для призреваемых. Пожертвования поступали от А.И. Гусева, М.И. Гусева, Н.Ю. Пирлига, Ф.Е. Кошкина и др.

В «Отчете о приходе и расходе сумм, поступивших в течение 1912 года в ведение Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины» среди жертвователей, кроме вышеупомянутых, были Х.А. Каретников, Т.И. Родионов, наследники Н.Ф. Тузова (так в отчете), наследники Л.М. Маркова (так в отчете) и др. Известными благотворителями была староверческая семья Кузнецовых – владельцев Рижской фабрики по производству фарфора и фаянса (основана в 1841 году). На их средства была построена школа для детей рабочих фабрики (архитектор Р. Шмелинг, ул. Славу 2), открыта общедоступная библиотека. Семья Кузнецовых регулярно жертвовала крупные денежные средства на развитие старообрядческого общества.

Первое десятилетие после манифеста 1905 года, давшего староверам гражданские права, было отмечено высокой степенью духовной и социальной активности староверов. В феврале 1913 года жители Красной Двины (Саркандаугавы), Мюльграбена (Милгрависа) и Царского Леса (Межапарка) обратились в Лифляндское губернское правление с просьбой зарегистрировать в Риге еще одну старообрядческую общину. Просьба была удовлетворена, и в реестр была занесена община под названием «Рижская община старообрядцев беспоповщинского согласия (толка) районов Красной Двины, Мюльграбена и Царского Леса». Первым председателем Совета новой общины был избран М.Т. Никитин, членами Совета – И.Н. Фомин, Н.Д. Авдзионов, С.К. Степанов, Т.И. Богданов.

Легализация старообрядцев дала толчок к развитию разнообразной общественной деятельности рижских староверов. Помимо общин в Риге активно действовали старообрядческие общественные организации. Особое значение имело основанное в 1908 году «Взаимно-вспомогательное и просветительское общество старообрядцев в г. Риге», в 1920-е годы переименованное в «Старообрядческое общество в Латвии», основателем и председателем которого был Ф.С. Павлов, затем, до 1915 года – Е.Т. Поспелов. Общество ставило своей задачей объединить староверов всех согласий и толков на основе взаимопомощи, благотворительности и культурно-просветительной работы. Это была первая такого рода старообрядческая организация в Российской империи. Ее идеи быстро нашли отклик в староверческой среде: на 1911 год число действительных членов общества составило 580 человек, большинство которых были староверами-беспоповцами. Общество развернуло издательскую деятельность. В 1911 году был издан «Старообрядческий адрес-календарь на 1911–1912 годы», на 128 страницах которого были опубликованы как сведения, касающиеся истории и современного положения российских староверов, так и практическая информация светского характера. Общество также издавало свой иллюстрированный журнал «Старая Русь» (1911–1912, вышло 17 номеров, редактор – Е.Т. Поспелов), который стал одним из первых старообрядческих альманахов, призванных информировать читателя об истории и актуальных событиях в жизни всего староверия. Общество приглашало читать лекции и доклады различных деятелей науки и культуры, основало свою библиотеку. Деятельность Общества была прервана событиями Первой мировой войны.