Валерия Шувалова
Валерия Юрьевна Шувалова (в девичестве – Хабачева; 25 июня 1956, Лиепая, Латвийская ССР – 31 июля 2002, Рига, Латвийская Республика) – живописец.
Валерия выросла в Риге. Отец – летчик гражданской авиации, командир воздушного корабля Ту-134; мать – торговый работник, возглавляла отдел сбыта художественно-промыслового комбината «Юрмала». В 1973 году будущая художница окончила полный курс Рижской средней школы №34.
До поступления в 1979 году на Отделение живописи Латвийской государственной академии художеств (ЛГАХ) Валерия Юрьевна работала маляром-оформителем на косметическо-парфюмерной фабрике «Дзинтарс», а также пивоваренном и винодельческом производственном объединении «Рига». ЛГАХ окончила в 1985 году (дипломная работа «Двойной портрет», руководитель Имантс Вецозолс). Педагогами В. Шуваловой были И. Вецозолс (живопись, композиция), Эдвинс Калнениекс (рисунок), Рита Валнере (живопись, композиция), Владимир Козин (живопись, композиция), Язепс Пигознис (рисунок), Борис Берзиньш (живопись).
В выставках Шувалова участвовала с 1985 года. Была членом групп независимых рижских художников „Свободное искусство” и „Аспект”. Выставлялась в Финляндии, Германии, Швеции, России и США.
«Из общей массы нужно выделить картины работающей и живущей в Риге Валерии Шуваловой. Последовательница Кафки показывает натюрморты и утонченно выразительные картины силы (sic!) – светлые и полные света, просто околдовывающие», – писала в начале 1990-х годов о выставленных в Муррхардтском центре мехов (Германия) работах В. Шуваловой местная газета Murrhardter Zeitung. В плане параллелей автор заметки в муррхардской газете упомянул имя испанского живописца-сюрреалиста Сальвадора Дали.
На рубеже 1980-90-х годов, когда на художников тогдашнего СССР буквально обрушились достижения западного искусства ХХ века, многие из них попали под влияние Дали. Местные эпигоны сюрреализма бросились «расширять и углублять» это направление каждый на свой лад и вкус, а чаще – его отсутствие. Шувалова была не из их числа. Она черпала в истории искусства – латышского, русского и западного, то что годилось ей для построения собственного художественного мира. Валерия Шувалова прошла через увлечение Павлом Филоновым (ее картины середины 1990-х годов просто кричат об этом). Очень сильное влияние на ее творчество оказали работы Густава Климта. Не были ею позабыты и уроки ее латышских и русских учителей и коллег. Шуваловой удалось переплавить в горниле своего творчества все эти разнородные влияния. Освоив и усвоив традицию, она обрела свой собственный голос и не оставила равнодушными современников. Ее манера легко узнаваема.
Валерия Шувалова обращалась к темам-сюжетам, вдохновлявшим художников на протяжении веков, но и создавала свои собственные. Художница никогда не забывала о двойственности человеческой природы (по-видимому, та ей все время об этом напоминала), в которой телесное начало находится в трудно примиримом (если вообще примиримом) противоречии с духовным. Отражая на холсте лучшие проявления человеческой души – эти работы исполнены нежности с оттенком тихой грусти, краски светлы и как бы приглушены, В. Шувалова не в сила была пройти мимо негативной стороны человека. В таких работах она была беспощадна к людям и, по всей вероятности, к самой себе.
Сама Шувалова разделяла свои работы на три серии-периода, обозначив каждый из них по доминирующему цвету. В конце 1980-х – начале 1990-х годов появилась «черная серия», «трагическая арлекинада» или «Агония». «Это были фантасмагорические образы агонии человеческого, безбожного сознания - олицетворение человеческих грехов. Поиск выхода из духовной черноты привел меня к Богу. И поэтому, начиная с 1992 года в моих картинах преобладает белый цвет как символ чистоты. Чистоты духовной и физической», - поясняла художница. В работах последних лет появилось много красного. По утверждению Шуваловой, «это цвет победы, торжества духа над плотью, гимн и хвала Богу». Знакомство с работами художницы позволяет предположить, что эта периодизация довольно условна. Творческое наследие Валерии Шуваловой нуждается во внимательном изучении, в частности, с точки зрения эволюции общественного сознания и практики в конце ХХ – начале XXI веков.
«Ее холсты – это непрерывная борьба между добром и злом. Валерия предчувствовала зловещесть времени перемен, и это привлекало к ее картинам публику. Помню на первую выставку Avers Gallery в 1989 году, где был ряд ее ярких произведений, невозможно было попасть – очередь растянулась на целый квартал. Тема изысканного (сегодня сказали бы «гламурного» - А.М.) насилия явственно преобладает у Шуваловой того времени. Но уже в 90-е годы, когда баррикады с улиц переместились в психику, когда население четко расслоилось по национальному, экономическому и другим признакам, в работах Валерии установилась примиряющая линия. Ее мир, всегда бывший странным, становится не агрессивным, более того, незащищенным – мир ангелов, клоунов-музыкантов, задумчивых влюбленных и переливающихся мыльных пузырей. Лера ощущает хрупкость этого мира – и в то же время насущную его необходимость. Настойчиво изображая, она его утверждала», - пытался нащупать основную идею творчества художницы Сергей Николаев («Час», 3 сентября 2002 года).
Можно добавить: утверждала в себе самой, пытаясь абстрагироваться от мертвящих дуновений действительности. Валерия Шувалова – живописец внутреннего мира человека, а не окружающего его пространства и предметов. Ее вещный мир или мир вещей идеален, может быть, даже игрушечен. Она очень быстро оттолкнулась от реалистического метода и ушла в сверхреальность, в сказку, в «Зазеркалье» (в творчестве Шуваловой прослеживаются аналогии с известными иллюстрациями к «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрола). В этом смысле можно согласиться с автором рецензии в Murrhardter Zeitung: Валерия Шувалова – сюрреалист.
«Образы, конечно, глубоко подсознательные. Часто у меня появлялись какие-то женщины с рыжими волосами. Все спрашивали: ну почему опять с рыжими? А у меня в детстве была подруга – девочка-еврейка с красивыми ярко-рыжими волосами. Вот, эти детские воспоминания и всплывают из глубины, такие теплые, чудесные, невинные. Для меня эти образы – средство выражения приходящего свыше состояния радости, мира, покоя, счастья. И вечное стремление передать «утерянный рай», который человек утратил, согрешив. Желание найти его снова, ухватить, войти в контакт с Богом...», - анализировала себя Шувалова («Люблю», 11 сентября 2002 года).
«Работая над каждой картиной, я учусь открывать красоту. То, что я имею в виду имеет мало общего с красивостью. Возможно ли постижение мира через Красоту, радость и ликование? Может ли искусство проложить путь к обновлению, помочь нам отказаться от представления, овладевшего нами в этом столетии, согласно которому мы напоминаем тлю на Земле? Может. Если источником вдохновения является Бог и его творение – человек», – поделилась как-то с читателями газеты «Ригас Балсс» своими сомнениями Валерия Яковлевна (29 ноября 1999 года).
Можно предположить, что в неравной борьбе с преобладающими силами зла Шувалова-человек потерпела поражение. Смерть в возрасте 46 лет – это высшая мера наказания, к какой может приговорить себя человек. А вот в творчестве Шувалова победила.
«Моя сегодняшняя выставка обращена ко всем, кто не потерял надежды поверить в жизнь, в самих себя; ко всем тем, кто еще способен открыть свой дух для новых идей и не торопясь насладиться ритмом, гармонией и светом», – сказала Валерия Шувалова на открытии своей выставки в Avers Gallery в 1999 году, сенсацией которой стала история с приобретением (правда, не с выставки, а в Интернете) ее картины «Древо жизни» Рудольфом Шенкером, лидером группы Scorpions.
«Мало чьи работы отличаются такой искренностью и обнаженностью чувств, как у Валерии Шуваловой. Она и в жизни не умела лицемерить, была открыта дружбе, радовалась успеху коллег по цеху. Валерия была тем редким человеком, о котором никто и никогда не сказал дурного слова», – писала под впечатлением ее безвременного ухода Людмила Корзунова в газете «Суббота» (сентябрь 2002 года).
Валерия Юрьевна Шувалова скоропостижно скончалась 31 июля 2002 года.
Александр Малнач
Участие в выставках:
1985 г. – выставка „Земля и люди”, Москва (Манеж), РСФСР;
1985 г. – выставка „Rudens-85”, Рига, ЛССР;
1986 г. – выставка „Дни искусства”, Рига, ЛССР;
1987 г. – выставка молодых художников, Рига, ЛССР;
1987 г. – выставка „Молодость страны” в Манеже, Москва, РСФСР;
1988 г. – выставка молодых художников, Рига, ЛССР;
1989 г. – выставка группы „Свободное искусство”, Рига, ЛССР;
1989 г. – выставка „Современное искусство Латвии”, Рига, ЛССР;
1989 г. – выставка коллекции „AVERS GALLERY” в рижском Доме Науки и Техники, г. Рига, ЛССР;
1990 г. – выставка „Золотая кисть”, Центральный Дом Художника, Москва, РСФСР;
1991 г. – выставка „Преображение”, Москва, Россия;
1991 г. – выставка „Русский авангард”, галерея „Пельцентрум” г. Морхард, Германия;
1991 г. – выставка в г. Ганновере, Германия;
1992 г. – выставка в галерее „Турм”, г. Бонн, Германия;
1993 г. – персональная выставка в галерее „АРС - Модерн”, Рига, Латвия;
1993 г. – выставка в городах Билефельде и Ахене, Германия;
1993 г. – выставка в г. Париже, Франция;
1994 г. – выставка в Российском посольстве, Рига, Латвия;
1994 г. – выставка портрета, фонд Русской Культуры Латвии, Рига, Латвия;
1995 г. – выставка „Осенний салон”, фонд Русской культуры Латвии, Рига, Латвия;
1996 г. – выставка в галерее „Kunsthaus Sofija”, г. Гельзенкирхен, Германия;
1996 г. – персональная выставка „Эксцентрика чувств и гармония света”, галерея „АРС - Модерн”, Рига, Латвия;
1997 г. – выставка в галерее „Goldschmidehaus”, Германия;
1997 г. – выставка „Живопись современной Латвии”, г. Хельсинки, Финляндия;
1998 г. – выставка „Энергия любви”, галерея „Темплис”, г. Рига, Латвия;
1998 г. – выставка русских художников Латвии, Центральный Дом Художника, г. Москва, Россия;
1999 г. – выставка „Энергия духа”, галерея „Темплис”, г. Рига, Латвия;
1999 г. – персональная выставка в галерее „AVERS GALLERY”, г. Рига, Латвия;
2001 г. – выставка абстрактной живописи – Балтийский русский институт, г. Рига, Латвия;
2002 г. – выставка „Адам и Ева”, галерея „Kunsthaus Sofija” г. Гельзенкирхен, Германия;
2002 г. – выставка преподавателей Балтийского русского института.
Работы Валерии Шуваловой находятся в Курской областной картинной галерее им. А. Дейнеки (Россия), в Балашихинской картинной галерее (Россия), в частной галерее „AVERS GALLERY” (Латвия), в фонде Министерства Культуры Российской Федерации, а также в частных коллекциях в Германии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Франции, США, Израиле, России и Латвии.
Валерия Шувалова. Автопортрет.
Источники информации:
https://www.antexgallery.lv/kopiya-viktor-konigs
https://rus.lsm.lv/statja/za-efirom/za-efirom/ona-bila-prorokom-
https://rus.lsm.lv/statja/kultura/kultura/24.03.2023-otkryta-
auditoriya-pamyati-xudoznicy-valerii-suvalovoi-kultura1kb.a502197/