Геннадий Суханов

Геннадий Суханов

Геннадий Константинович Суханов (5 декабря 1946, Астрахань, РСФСР – 23 ноября 2005, Рига, Латвийская Республика) – график, акварелист, мастер эстампа и литографии.

Геннадий Суханов родился в 1946 году в Астрахани. Художественное образование получил в Краснодаре, что весьма затруднило ему творческую карьеру в Латвии, где факт окончания Латвийской государственной академии художеств служил необходимой, хотя и не достаточной предпосылкой признания. Работы Суханова долго не принимались на республиканские выставки.

«Уже в конце 70-х манера Суханова произвела фурор – тогда так в графике в Латвии никто не работал. То, что он делал, было серьезно не только в художественном смысле, но и в философском. Я помню работы Суханова на выставках. Он был значимой фигурой на нашем художественном небосклоне. Небольшого роста, с длинными волосами (наследие времен хиппи), он выглядел чудаком. Эрудицию и глубину суждений можно было оценить только в беседе с ним. Мы с ним увлекались так называемой тибетской цветовой системой. Если вкратце, то это, когда вместе собираются несколько человек (каждый имеет определенную цветовую шкалу), они подсознательно сбиваются в группки с неустойчивым равновесием. Стоит одному переместиться и нарушить его, как другие тоже начинают перемещаться. Зная об этом, мы любили играть в эти игры. В большой компании специально переходили с места на место и наблюдали, как остальные непроизвольно начинали переходить, пока снова не выстраивались в некую систему», – вспоминает художник Валентин Даниленко («Час», 18 декабря 2006 года).

С 1978 года только в Риге у Суханова состоялось свыше десяти персональных выставок. Пять лет подряд он выставлялся в Торонто, Берлине, Гренобле.

«Его творчество пользовалось спросом. Кстати, его работы имеются и в Третьяковской галерее. К сожалению, Геннадий был подвержен традиционному для русских талантов недугу, что немало осложняло жизнь ему и его близким... Гена сложный художник. У него конструкция идет от разума. У Суханова были яркие, так называемые абстрактные композиции. Хотя, по-честному, они не абстрактные, а составлены из элементов народного орнамента и геральдики разных стран, в том числе и Латвии. В этом Гена был огромным специалистом. Совмещение знаковых систем очень разных культур создавало ощущение многослойного лабиринта. Никогда нельзя было быть уверенным, что из него удастся выбраться - отгадать или прочитать: во-первых, знаний не хватает и, во-вторых, нарочито суховатая невозмутимость, объективность, с которой это сделано, создают дистанцию между вами и произведением. Недаром фамилия у него – Суханов. Притом все это элегантно до беспредельности. У меня до сих пор эти работы вызывают священный ужас, потому что сегодня кажется совершенно немыслимым, что все это сделано без помощи техники человеком, который о компьютере даже мечтать не мог. Потому что их тогда просто не было. Причем это же не только квадратики, треугольнички, кружочки и т. д. Это еще какие-то знаки, какой-то текст», – рассказывала искусствовед Светлана Хаенко («Час», 18 декабря 2006 года).

Последние годы жизни Геннадий Суханов провел в Латгалии, на хуторе Līgo («Лиго») Айзкалнской волости. В этот период вокруг него группировались молодые латышские художники, которые видели в нем (и не без основания) современного Волдемара Ирбе, «босоногого Ирбе», которого в довоенную пору знала вся Рига.

«Жизнь Гены была посвящена искусству. Только в искусстве он видел смысл жизни. Он обладал обширными знаниями об искусстве различных веков, цивилизаций и культур. Его привлекали древние знаки и облечение их в художественные образы. В его работах содержатся сплавы и слои информации и символов. Гена был толкователем знаков, пророком, в его работах в надвременном сиянии высвечивалось то, что было признано истиной и стало почитаться лишь следующими поколениями. Знаменательным и значительным было то, что его интересовало и привлекало. Мы – группа молодежи – встретили его холодной зимней ночью, когда он попал в жесткий жизненный переплет. […] Поездки в Латгале к Гене для нас стали важными и в то же время обычными событиями. У него можно было учиться искусству и миссии художника. Его работы были педантичны и точны, а жизнь кидала Гену по волнам Великого океана. Фамилия Суханов, как он подчеркивал, на тюркских языках значит «водяной дух». Движение, значит», – вспоминают «последние друзья Гены» Кришьянис Ланге и Дайнис Крейлис.

Геннадий Константинович Суханов скончался 23 ноября 2005 года.

Александр Малнач

Иллюстрации к теме

Связанные темы

Русские художники в современной Латвии

Наталия Шапорина

Владимир Козин

Валериан Формозов

Иван Иванов

Виталий Каркунов

Людмила Перец

Елена Антимонова

Артур Никитин

Виктор Карнаух

Николай Кривошеин

Николай Уваров

Пётр Худобчёнок

Пётр Шетохин

Виктор Шелег

Галина Пендилл

Александр Мисюрёв

Филипп Шалаев

Юрий Добрин

Олег Баусов

Михаил Дмитриев

Владимир Клесов

Михаил Куличков (Рамус)

Александр Сержант

Константин Андреев

Михаил Штильман

Сергей Зиновьев

Евгений Терентьев

Георгий Круглов

Александр Петров

Иван Пустошкин

Валерия Шувалова

Александр Торопин

Алексей Фёдоров

Герман Донцов

Николай Дёмин

Юрий Феоктистов

Владимир Андриенко

Михаил Корнецкий

Георгий Шелковой

Александр Налогин

Наталия Петропавловская

Зоя Гераскина

Надежда Бойко

Владимир Глушенков

Татьяна Ануфриева

Екатерина Грязева

Игорь Леонтьев

Альберт Голтяков

Алексей Наумов