Покровское кладбище. Слава и забвение.

Константин Семенович Высотский

Константин Семенович Высотский
(1864 — 1938)

Visotskij В 20 — 30-е годы прошлого века на выставках искусства русских художников в Риге и других европейских городах привлекали внимание своеобразные полотна живописца Константина Семеновича Высотского с изображением медведей, крадущихся лисиц, испуганных зайцев, летящих лебедей, лосей, бобров, сценок охоты. Картины нравились посетителям выставок и охотно раскупались. Где сейчас эти полотна, по каким странам рассеялись, кто любуется ими, разбирая подпись художника? И, наверное, каждому хочется узнать об авторе, запечатлевшем картину жизни животных в природе.

О забытом ныне мастере в Риге знают лишь музейные работники, где находятся его картины, да коллекционеры. Еще в 1960-е годы в здании Рижского общества охотников можно было видеть большое полотно с огромным медведем среди зарослей и вооруженным охотником. Об этой картине «Охота на медведя» впервые упоминается в латвийской русской печати в связи с открывшейся в 1925 году в Городском Художественном музее первой персональной выставкой К. С. Высотского. Тогда картина и была приобретена Рижским охотничьим клубом.

Но художнику был подвластен не только анималистический жанр, который оставался главным в его творчестве. Одинаково хорошо писал он пейзажи и натюрморты.

Деятельность К. С. Высотского началась еще в Москве, где он родился в 1867 году в известной музыкальной семье. Дед его — композитор, гитарист-виртуоз был популярен своими песнями в народе. И будущий живописец в детстве много занимался музыкой. И кто знает, как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы принявший его в свой класс композитор Московской консерватории Н. Рубинштейн внезапно не скончался. Юноша, конкретно связывая свою жизнь с музыкой и только с этим человеком, испытал крушение своих замыслов. Но на выручку приходит живописное дарование. К. Высотский после окончания реального училища с отличными успехами в рисовании продолжил учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1885—1891) у известных художников Е. С. Сорокина, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова. В это время там обучались и ставшие в 1920-х годах жителями Риги живописцы Н. П. Богданов-Бельский и С. А. Виноградов.

Первая написанная после училища картина Высотского «Сытые и голодные» была представлена на выставке Московского Товарищества художников. Она привлекла благосклонное внимание критиков, и молодой живописец получил премию «за исторический жанр», а картину приобрел для своей коллекции граф Сумароков-Эльстон. Окрыленный признанием, художник окунается в живопись. Ему хочется изображать все — природу, людей, натюрморты и особенно животных. Одно за другим пишет он полотна «Кавказские грифы», «Былая потеха», «Охотник с собакой» и много других, экспонирующихся на российских выставках. Работы приобретаются не только частными лицами, но и музеями. Уже известного художника приглашают работать в весьма солидное издательство Мамонтова — иллюстрировать рассказы Мамина-Сибиряка, произведения М. Ю. Лермонтова, «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина. Ему предлагается иллюстрирование в журналах «Нива», «Родина», «Север»; его изображениями животных полны и охотничьи журналы. Критики высоко оценивают мастерство Высотского в анималистическом жанре. Тема эта привлекала внимание многих русских художников, но живопись Высотского сразу же заняла свое достойное место в их рядах.

Революционные события в России заставили К. С. Высотского эмигрировать. С 1920 года он жил в Риге, много работал. Часто бывал в Латгалии, будучи страстным охотником, теперь он бродит по лесам больше с фотоаппаратом, наблюдает за лесным зверьем, фотографирует. Вдохновленный увиденным, он переносит свои впечатления на холсты.

В октябре 1925 года в Рижском городском музее открылась персональная выставка К. С. Высотского. Из ста трех живописных работ основное место заняли картины анималистического жанра. Замечательно смотрелись картины «Беломорские гаги», «Генерал Топтыгин», «На родину», «Барсук и английские гончие», воспроизведенные в этом же году в журнале «Перезвоны» к статье, посвященной художнику.

Среди пейзажей, представленных на выставке, выделялось полотно «Жоготовское озеро в Латгалии» с зеленой стеной деревьев у края озерной воды и маленькой, склонившейся к воде фигуркой женщины. Позднее она была иллюстрирована в серийном издании открыток. Жоготы — имение потомков баронов Нольде, находящееся в Резекненском уезде, — своеобразный культурный центр. Сюда приезжали работать и отдыхать художники, музыканты, писатели и не только из Риги, но и из других европейских городов, где проживало много русских эмигрантов. Между ними существовали дружеские связи, велась переписка. Художники устраивали совместные выставки, на которых участвовал и К. Высотский. (Копенгаген, 1927, 1929; Прага, 1928; Берлин, 1930; Лос-Анджелес, 1932 и др.) Когда по инициативе Пражского славянского института в Збраслове был открыт Русский культурно-исторический музей, художник послал в подарок свое живописное полотно «Охота», 1929.

К 45-летию своей творческой деятельности художник устроил выставку в Таллинне. Лирические полотна с изображением лесных обитателей соседствовали с натуралистическими сценами. На вопрос о правдивости сюжета с охотой волков на лося художник ответил: «Картина «В лесной глуши» написана мною четыре года назад. Многие спрашивают, наблюдал ли я непосредственно сюжет или это плод моей фантазии? — Видеть борьбу не приходилось. Это иллюстрация к книге, написанной самой природой, которую я прочитал много лет тому назад в глуши далеких лесов».

По следам зверей художник вообразил сцену битвы за выживание и воплотил ее в реалистическом полотне, затронувшем чувства зрителей.

С самого начала своего пребывания в Риге Высотский руководил художественной студией. По воспоминаниям учеников его занятия были увлекательны. Художник не старался сделать своих подопечных анималистами, он давал знания живописного мастерства разносторонне, старался развить у учеников творческую свободу, занятия проходили интересно, без всякого насилия на выражение собственного творческого видения. Вместе с наставником ученики выезжали в Латгалию, чаще всего в Жоготы, не только летом, но и в разное время года. И эти поездки поддерживали творческое вдохновение студийцев. На выставке учеников студии Высотского, открывшейся в 1935 году в Ломоносовской гимназии, посетители увидели их успехи в области рисования и живописи.

Передавая свой опыт ученикам, Высотской много и плодотворно работал. Не обладая крепким здоровьем, он, тем не менее, до изнеможения занимался любимым делом. После тяжелой, изнурительной болезни он скончался 6 января 1938 года. Похоронен на рижском Покровском кладбище, рядом с храмом, сектор А. Картины же замечательного мастера, создававшиеся на протяжении полувека, нет-нет да и мелькнут в рижских антикварных магазинах, напомнят о человеке, полностью посвятившем себя искусству.

Н. Лапидус