Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Василий Барановский
Вера Бартошевская
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Германис
Андрей Герич (США)
Александр Гильман
Андрей Голиков
Борис Голубев
Юрий Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Оксана Дементьева
Надежда Дёмина
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Марина Костенецкая
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Димитрий Левицкий (США)
Натан Левин (Россия)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Николай Никулин
Тамара Никифорова
Сергей Николаев
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
Анастасия Преображенская
А. Преображенская, А. Одинцова
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Павел Тюрин
Михаил Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Семья Гартье

Семья Гартье

Константин Иванович Арабажин

Светлана Ковальчук

 

АРАБАЖИН КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ

(1866—1929)

Константин Иванович Арабажин – специалист по русской литературе, профессор Гельсингфорского (Хельсинского) университет, но в историю русской культуры и русского образования Латвии вошел как создатель, ректор первого частного высшего учебного заведения Русских университетских курсов (РУК). Арабажин происходил из семьи дворян-помещиков Киевской губернии и по материнской линии приходился двоюродным братом Андрею Белому — известному писателю Серебряного века русской культуры. Закончил университет Св. князя Владимира в Киеве, в котором был и оставлен профессорским стипендиатом на кафедре славяноведения. В 1891 году переехал в Петербург, где преподавал в Пажеском корпусе, Павловском военном училище, на Императорских драматических курсах. Кроме того, много писал книг и статей, посвященных русской литературе, театру. Обладавшего особым ораторским даром и вкусом к публичным выступлениям, Арабажина хорошо знал Петербург и многие города России. Возможно, успех публичных выступлений побудил его к созданию первого в Петербурге Народного университета. С 1913 года Константин Иванович жил в Хельсинки, куда был приглашен в качестве ординарного профессора на кафедру русской литературы. Исторические катаклизмы, потрясшие все пространство Российской империи, вынудили выехать из Финляндии и поселиться в Риге.

В начале сентября 1920 г. в Ригу прибыл, как сообщала газета «Сегодня», «известный русский ученый и политический деятель, профессор Константин Иванович Арабажин, один из лучших знатоков русской литературы». В воскресение 12 сентября в помещении «Улей» (Б. Королевская, 1) состоялась его лекция под названием «Трагедия вишневого сада». Вскоре профессор был приглашен в Латвийский университет для чтения лекций по истории русской литературы, читал лекции в Латышском народном университете, в Народном университете Русского общества в Латвии, в Еврейской консерватории. Сотрудничал с газетой «Сегодня», преподавал русский язык и литературу в рижских частных гимназиях Но главным его делом стало создание Русских университетских курсов.

Во главе инициативной группы по созданию нового высшего учебного заведения стоялт профессор К. И. Арабажин, бывший приват-доцент Московского университета М. Д. Вайнтроб, художник-академик Н. П. Богданов-Бельский, приват-доцент Петербургского университета М. Я. Лазерсон, Г. И. Тупицин, профессор В. М Грибовский, Гольдштейн (к сожалению, ни инициалы, ни род занятий этого человека мне не удалось выяснить). Но только М. Д. Вайнтроб все годы существования созданного учебного заведения оставался ему верен до конца. Хотя К. И. Арабажин не был, как думали многие, содержателем или спонсором РУК, однако он фактически держал в своих руках все: был ректором РУК, председателем правления, деканом педагогического отделения, контролировал финансовое положение учебного заведения, что и создавало в итоге определенную стабильность.

 

16 октября 1921 года в Риге в Доме Черноголовых состоялось торжественное открытие Русских университетских курсов. На этом мероприятии присутствовали представители латышской, русской, немецкой, еврейской интеллигенции. Демократический дух законов молодого Латвийского государства позволил создать новое учебное заведение, сплотившее на первых порах российскую научную интеллигенцию, в основном прибывшую в Латвию после образования здесь независимой республики. В основу деятельности Русских Университетских курсов были положены интересы русскоговорящих меньшинств Латвии — русских и евреев (главным образом из Латгалии), которые должны были войти в живую «культурную связь на почве общегосударственной». Это означало, что «здоровый деловой строй жизни латышского народа, его государственный, политический порядок, созданный усилиями всех народностей, населяющих Латвию, обязывали ее граждан проникнуться интересами республики и совместными усилиями создать «прочное мирное сожительство всех национальностей» .

Интересно отметить, что для поддержания престижности диплома, для того чтобы он мог использоваться и за пределами Латвии и, может быть, в самой России, программы РУК ориентировались на программы Латвийского университета, а также на программы Петербургского психоневрологического института и на программы пяти высших учебных заведений, созданных русскими профессорами в Праге.

К. Арабажин старался сделать учебное заведение и ученым сообществом, и народным университетом, чтобы просвещать и утолять их жажду духовного общения, тоску по утраченной Родине. Главное, на чем держались курсы в первые трудные годы становления, подвижничество всего профессорско-преподавательского состава, который получал за свою работу только пятую часть гонорара. Этими людьми двигал великий энтузиазм и преданность высоким идеалам российской науки. На первых порах были созданы три факультета: историко-филологический, юридический, естественный и педагогическое отделение.

Жизнь вносила свои коррективы: так вместо естественнонаучного факультета был создан коммерческий, или экономический, факультет. 5 января 1924 г. администрация РУК получила уведомление о том, что Кабинет министров Латвии принял постановление, согласно которому, закон о меньшинственных школах не давал право на открытие частного высшего учебного заведения, для чего был необходим специальный закон. Поэтому к началу следующего учебного года РУК предлагалось закрыть или внести в устав существенные коррективы. Иначе говоря, руководство РУК поставили перед необходимостью преобразовать учебное заведение в народный университет. Несомненно, это понижало статус учебного заведения, но одновременно такое изменение в уставе РУК вносило и положительные моменты: кабинет министров фактически подтверждал свою финансовую поддержку Арабажинских курсов.

Для материальной и моральной поддержки молодого учебного заведения был создано правление РУК. В него вошли представители многих национальных организаций Латвии (в частности Союз русских учителей Латвии), депутаты Сейма, известные педагоги, руководители национальных отделов Министерства образования. К. И. Арабажин добился и того, чтобы просветительская комиссия Сейма Латвии способствовала выделению пособий для РУК. (Русские университетские курсы. С.20. Просветительная комиссия Сейма, по данным за 1926 г., четыре учебных года выделяла финансирование для РУК. Первоначальное пособие составило 2000 латов в год, в 1925/26 учебном году — 7000 латов, а в 1926/27 учебном году — 5000 латов.) В более благоприятной экономической атмосфере 1920-х гг. деньги в учебное заведение поступали еще и от Рижской городской думы и Фонда культуры Латвии.

Поначалу плата за обучение не была одинаковой для всех факультетов, дешевле было обучаться на педагогическом отделении, готовившем учителей для русских основных школ Латвии. Согласно расценкам на 8 апреля 1929 г., обучение на педагогическом отделении стоило 130 латов в год, на юридическом — 140, на экономическом — 160, на историко-филологическом — 150 латов в год. К началу 30-х годов сумма, ежегодного вносившаяся студентами, составляла 150 латов. Архив РУК располагает также уникальными свидетельствами — прошениями студентов. И надо отдать должное руководству курсов и их жертвователям, которые практически все годы существования этого учебного заведения шли навстречу молодежи. После определенной процедуры изучения материального положения семьи студента руководство учебного заведения определяло размер скидки студенту на оплату семестра. В архиве можно найти не одно дело с прошениями студентов об освобождении от платы за учебу или об уменьшении ее размера.

Тема трагичности бренного человеческого бытия, заданная Арабажиным на первой публичной лекции в Риге, увы, неминуемо материализовалась и в его личной жизни. Переходя набережную Даугавы, профессор по рассеянности угодил под трамвай. 13 июля 1929 г. на скромной койке Рижской первой городской больницы от полученных тяжелых травм его жизненный путь прервался.

В траурной процессии от кафедрального Христорождественского собора к Покровскому кладбищу, как сообщала газета «Сегодня», шли его близкие друзья О. О. Грузенберг, М. Д. Вайнтроб, Н. А. Переферкович, В. И. Синайский, А. А. Круглевский и др. Траурная процессия специально задержалась на ул Бривибас, 38, у здания РУК.

На центральной аллее рижского Покровского кладбища возле помпезного захоронения семейства банкира Г. И. Гусева покоится в скромной могиле прах Константина Ивановича Арабажина. Русские университетских курсов просуществовали в Риге и после смерти их создателя, но только с его смертью закрылось его любимое отделение — педагогическое. И это была уже иная история Русских университетских курсов, которые вскоре были переименованы в Русский институт университетских знаний (РИУЗ).

Последние дипломы, созданного Арабажиным русского учебного заведения, были выданы осенью 1937 года.