Виктор Чернобаев

Виктор Чернобаев

Виктор Григорьевич Чернобаев (13/25 сентября 1891, Феодосия, Таврическая губерния, Российская империя – 9 января 1947, Рига, Латвийская ССР) – доктор филологических наук, профессор Латвийского государственного университета

В.Г. Чернобаев родился в Феодосии в семье врача. В 1909 году окончил Петербургскую гимназию императора Александра I   и в том же году  поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где занимался под руководством академиков  П.А. Лаврова, А.А. Шахматова, С.Л. Пташицкого. В 1913  году Чернобаев  получил диплом и был оставлен на кафедре славянской филологии. В 1916-17 годах  он  выдержал магистерские испытания, а в феврале 1918 года прочитал на  заседании факультета пробные лекции.

В 1921-1922 годах Чернобаев – ассистент  Петроградского госуниверситета, с  1922-1932 – доцент того же университета (в 1924 году переименован в Ленинградский государственный университет). До осени 1941 года В.Г. Чернобаев являлся профессором Ленинградского госуниверситета. Одновременно с 1930 по 1938 год Чернобаев – профессор Педагогического института им. Герцена, в 1931-1934 годах –  научный сотрудник Института славяноведения АН СССР, с 1934 по 1936 год – ученый специалист Института литературы Академии наук СССР и с 1938 по 1941 год  – заведующий кабинетом славянских языков  Института языка и мышления АН СССР.

23 сентября 1935 года Лингвистическая квалификационная комиссии при  Ленинградском институте истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ) постановила признать справедливым присвоение профессору Чернобаеву (без защиты диссертации) степени доктора языкознания (по славянским языкам и литературе). Документы  были посланы в Москву на утверждение во Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР.

5 февраля 1938 года В.Г. Чернобаев был утвержден в ученой степени доктора филологических наук без защиты диссертации.

Отсутствие партийного билета не стало препятствием в научной карьере Чернобаева, хотя наград и почетных званий он не получал. Однако ему удалось побывать в загранкомандировках в Чехословакии и Польше, что требовалось для его научной работы, ибо его специализацией была славянская филология.

Начало войны застало В.Г. Чернобаева с малолетней дочкой Ольгой (род. 4 октября 1937)   в г. Пушкин, который в сентябре 1941 года был оккупирован немецкими войсками. Из Пушкина немцы первоначально отправили Чернобаева в Гатчину, а оттуда в 1943 году – в Ригу.

В 1940/41 учебном году при Латвийском университет было создано славянское отделение, которое продолжало  работать и в годы оккупации (Латвийский университет был переименован в Рижский). Так как ранее в Латвийском университете не было славянского отделения, то ощущалась острая нехватка специалистов в этой области. Поэтому появление в Риге профессора Чернобаева оказалось как нельзя кстати. Однако университет настороженно отнесся к «советскому профессору».  20 декабря 1943 года на заседании факультета филологии и философии  было принято решение допустить В.Г. Чернобаева к преподаванию в качестве внештатного лектора 1-й категории сроком на 1 год с нагрузкой 8 часов в неделю (4 часа – русская стилистика и 4 часа – славянская диалектология). Однако уже в следующем учебном году Чернобаев числился полноправным профессором.

И после освобождения Риги от нацистских захватчиков В.Г. Чернобаев продолжал работать в университете. Наркомат просвещения Латвийской ССР утвердил его профессором – заведующим кафедрой славянской филологии Филологического факультета Латвийского госуниверситета (ЛГУ).

Ректорат ЛГУ ходатайствовал, чтобы квартира по ул. Лачплеша 52/54, где  проживал профессор Чернобаев не была занята воинскими частями.

Одновременно с преподаванием в университете Чернобаев по совместительству работал в Латвийском педагогическом институте, а также  старшим научным сотрудником в Институте фольклора.

Примечательна общественно-политическая характеристика, данная В.Г. Чернобаеву секретарем парторганизации ЛГУ (22 июля 1946 года):

«В настоящее время В.Г. Чернобаев ведает кафедрой славянской филологии и читает соответствующие предметы. Он – опытный преподаватель и знаток своего дела. Методологически близок к марксизму. Четких формулировок как в философском, так и в политическом отношениях избегает. Аккуратно посещает все специальные научные доклады, которые делаются на факультете. Но от выступлений в прениях воздерживается. В общественной работе В.Г. Чернобаев мало активен».

По воспоминаниям бывших студентов, В.Г. Чернобаев пользовался авторитетом как в преподавательской, так и в студенческой среде.

Однако тяжёлая болезнь и смерть не дали в полной мере раскрыться таланту В.Г. Чернобаева.

После  его смерти остались сын – 16 лет и дочь 9 лет.

Похоронен Виктор Григорьевич Чернобаев на Покровском кладбище в Риге.

Татьяна Фейгмане

Таким запомнился профессор  В.Г. Чернобаева  его бывшей студентке Надежде Фёдоровне Ильянок (записано в 2013 году):

«Старославянский язык, мне казалось, что это нечто очень отдаленное, «древнее», скучное… Но профессор Чернобаев, который вел его, сразу насторожил. Было в нем нечто от Пушкинского Пимена из трагедии «Борис Годунов» с его священным обетом. Он читал лекции не монотонно, а с благоговением, увлеченно… Да, он был уже в солидном возрасте, но каждая его лекция была трепетом души, гордостью за основателей нашего русского языка».

Список публикаций В.Г. Чернобаева:

1.Две славянские переработки одного английского оригинала  (Язык и литература, т.2, Ленинград, 1927).

2. К вопросу о судьбе т.н. «восточной» повести в Чехии и Польше  (Сборник II отделения Академии наук, Ленинград, 1927).

 3. Столетие III части  Dziadow  Muykebura. Сборник в честь академика А.С.Орлова, Ленинград, 1934).

4. Западно-европейские источники Досифея Обрадовича (Прага, 1925, Slavia ).

5. Неизвестная рукопись произведений Яна Атоса Кошенского в  Ленинградской Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина (Труды Ленинградского Педагогического института им. Герцена, Ленинград, 1934 – отзывы в чешской научной прессе).

6. Политические пародии в старой польской литературе и на Западе (Труды Института литературы Академии наук СССР, монография по первоисточникам).

7.Пушкин и Онизар (Пушкинский Временник, Ленинград, 1937 – отзывы в советской и иностранной прессе).

8.К истории отрывка  «Альфонс садится на Конди» (Пушкинский Временник, Ленинград, 1936 – отзывы в советской прессе).

9. Ян Неруда и чешская литература 19 века (Ленинград, 1937, Гослитиздат)

10. Владислав Реймонт и его «Мужики» (Ленинград, 1935, Гослитиздат)

11. Западная граница белорусского языка и вопрос о т.н. переходных говорах   (Известия Отделения литературы и языка, Москва, 1941).

12. Русско-польский словарь, два издания, 1940 и 1940, Москва.

13. Труды 3-го конгресса славянских филологов (Известия отделения литературы и  языка, т.3, Москва, 1941).

14. Полонизмы в украинском литературном языке  19 века (читано в Институте языка и мышления Академии наук СССР в феврале 1941 г.)

Источники информации: 

ЛГИА, ф. 7427, оп. 12, д. 60

 Виктор Григопьевич Чепнобаев. Покровское кладбище. Слава и забвение. – Рига, 2004