Рижская правительственная русская гимназия

Рижская правительственная русская гимназия

Рижская правительственная русская гимназия была основана в 1922 году при активном участии Eлпидифора Михайловича Тихоницкого, ставшего ее первым директором.  "Гордостью и утешением русского учительства, - характеризовал его Г. Гроссен. - Он был с ног до головы идеалист русского земства. Бесконечно влюбленный в свою учительскую деятельность, глубоко любящий и понимающий детскую душу, знаток педагогики, особенно блестящий методист - был верной путеводной звездой русского учительства <...> Он написал несколько учебников (хрестоматий). Был весьма скромен, несмотря на свой громадный авторитет в учительском и общественном мире".

Гимназия размещалась в небольшом помещении но ул. Лачплеша, 108, на Московском форштадте, где проживала большая и беднейшая часть русского населения Риги. Этим фактором и определялся состав ее учащихся. Здесь было немало выходцев из низших слоев общества, что отличало Правительственную гимназию от других рижских русских средних учебных заведений. Е.М. Тихоницкому недолго довелось пробыть в директорском кресле. В 1924 г. он вынужден был покинуть свой пост как не имеющий латвийского подданства. Сменил его известный этнограф и географ - Юрий Дмитриевич Новоселов (1873–1955). Популярность он снискал еще до Первой мировой войны, работая учителем в Александровской гимназии, в коммерческом училище Миронова, затем в Ломоносовской и Николаевской гимназиях, а также в частных латышских школах. Накануне войны он возглавлял педагогический совет в женской гимназии О.Э. Беатер. Ю.Д. Новоселов был автором ряда учебников по географии как для русских, так и латышских школ. В 1927 г. он был избран почетным членом Латвийского географического общества. Однако в директорской роли он не прижился. Ему не удалось справиться с многочисленными проблемами, стоявшими перед школой. Педагогический персонал Правительственной гимназии заметно уступал РГРСШ (РГРГ). Это вызывало недовольство родителей. В 1926 г. ими даже был подан меморандум русским депутатам Сейма, в котором отмечалось, что некоторые педагоги работают устаревшими методами. Немало нареканий было в адрес классной наставницы А.П.Токаревой. Замечания содержались и в адрес учителей В.В.Преображенского и Д.Ф.Лебедева. Недопустимым, по мнению родителей, было оставление на второй год до 33% учащихся. В итоге Ю.Д. Новоселову пришлось оставить свой пост.

Новым директором Рижской правительственной русской гимназии стал Георгий Петрович Гербаненко (1875–1948), которого его бывшие ученики вспоминают как хорошего учителя русской словесности. Под его руководством школа заметно окрепла. В 1935 г. в жизни гимназии произошли существенные перемены, когда в нее влились учащиеся закрывшейся из-за финансовых проблем Рижской городской русской гимназии. Меньшая по размеру и более слабая по качеству преподавания гимназия поглотила более сильную (таков был вердикт властей). Осенью 1935 г. Рижская правительственная русская гимназия перебралась в помещение по ул. Акас, 10, которое ранее занимала РГРГ. Обнаружилась перегруженность школы. На 15 октября 1935 г. в ней обучался 331 учащийся. Из них 100 были учениками и ранее учившимися в Правительственной гимназии, 205 - из ликвидированной РГРГ, 25 - из прекратившей существование Рижской русской практической гимназии, 1 - из Лудзенской русской гимназии. Это привело к превышению допустимой нормы учащихся в одном классе. Например, в 1936/37 учебном году число учащихся в двух пятых классах гимназии достигло 86. И это несмотря на запрет на обучение в ней детей нерусской национальности.

Нормальной работе единственной оставшейся в Риге русской гимназии мешали и чисто бытовые проблемы. Летом 1938 г. Рижская городская школьная управа якобы в связи с необходимостью ремонта, предложила Правительственной гимназии вернуться в свои прежние помещения по ул. Лачплеша, 108. Руководство гимназии с этим не согласилось, указав в своем Обращении к Дирекции средних школ, что данное помещение  неспособно обеспечить нормальную работу школы, так как предполагается, что в следующем учебном году будет 10 классов с 365–370 учащимися, и в дальнейшем предвидится увеличение числа учащихся. На некоторое время вопрос о перемещении гимназии был закрыт. Однако 9 мая 1939 г. Рижский городской голова Р. Лиепиньш вновь обратился в Министерство образования с предложением о перемещении гимназии, мотивируя это тем, что данное помещение необходимо для латышской основной школы Юриса Нейкенса, а также для 9-й еврейской основной школы, и для расширения мастерских ремесленной школы. Увидев, однако, нереальность перевода Правительственной гимназии в ее прежние помещения, городские власти предложили ей другой вариант - помещение на ул. Гайзиня, 3. Но и он встретил сопротивление со стороны родителей учащихся и русской общественности. В августе 1939 г. по этому поводу было подготовлено и направлено обращение к  Карлису Улманису, в котором опротестовывалось решение городской управы о переводе школы в новое помещение и выражалось пожелание оставить за гимназией помещение по ул. Акас, 10. От имени родителей обращение подписали: К. Витковский, А. Иванов, В. Васильев, а также председатель Рижского русского просветительного общества Е.М. Тихоницкий, член камеры профессий и председатель Союза русских учителей Н. Кузминский, товарищ председателя Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины К. Еремеев и директор гимназии Г. Гербаненко. Однако гимназии все же пришлось перейти в новое, не очень для нее приемлемое помещение на ул.Гайзиня, 3.

По числу учащихся и качеству обучения Правительственная гимназия уступала Ломоносовской. Тем не менее в 1935 году в нее влилась часть бывших учителей и учащиеся упомянутой гимназии. Те, кто начинал учиться в Ломоносовской гимназии, по-прежнему считали себя ломоносовцами. Они были в большинстве и задавали тон. Вскоре ломоносовцами себя стали называть и те, кто не учился ранее в Ломоносовской гимназии. Так продолжалось до 1945 года, то есть до советизации школы.

Татьяна Фейгмане

Фото: Выпуск 1937 года. Во 2-м ряду в центре директор гимназии Георгий Гербаненко (1875-1948).

Т. Фейгмане. Русские в довоенной Латвии (глава III)

Иллюстрации к теме