Семён Шафранов

Семён Шафранов

Семён Николаевич Шафранов (25 января/6 февраля 1820, Рязанская губерния, Российская империя – 8/20 апреля 1888, с. Мизинец, Рязанская губерния, Российская империя) – действительный статский советник, филолог, педагог, директор гимназий, общественный деятель, инициатор и основатель русских обществ: «Баян», «Ладо», «Улей», «Русский клуб» и др.

Семён Николаевич Шафранов родился в многодетной семье православного священника. С 8-летнего возраста обучался в духовном училище. Рано потеряв родителей, он жил и воспитывался в Духовном училище, а затем в Духовной семинарии в Рязани. С детства Семён Шафранов познал жизнь в общине, зачастую в очень стеснённых условиях, и понял важность правильного объединения и распределения сил.

В духовной семинарии С.Н. Шафранов проучился три года, после чего его планы изменились. Он оставил семинарию и посвятил своё время самообразованию, чтобы подготовиться к поступлению в Московский университет. В 1837 году С.Н. Шафранов был зачислен в Московский университет на историко-филологическое отделение Философского факультета. Этот факультет он окончил в 1841 году со степенью кандидата и первый год занимался индивидуальной практикой, давая частные уроки.

Ещё в 1841 году С.Н. Шафранов, благодаря тогдашнему инспектору Рижской губернской гимназии Неверову, а также поддержке и рекомендации профессора Т.Н. Грановского, получил приглашение занять должность старшего преподавателя русского языка и литературы в Рижской губернской гимназии. Однако условия не сложились, к тому же С.Н. Шафранов предпочитал работать во внутренних губерниях Российской империи, сомневаясь, что сможет успешно освоиться в незнакомом ему Прибалтийском крае. С.Н. Шафранов воспользовался свободным временем, чтобы готовиться к экзамену на степень магистра, но летом 1842 года неожиданно получил официальное назначение на должность старшего преподавателя русского языка и литературы в Рижской губернской гимназии

Тем не менее, даже после нескольких лет службы в Риге, С.Н. Шафранов не чувствовал себя здесь уютно, и поэтому предпринимал попытки поменять место службы. Так в 1850 году он ездил в Харьков к попечителю и генерал-губернатору Кокошкину, который предполагал, что Шафранов сможет занять вакансию инспектора местной 2-й гимназии.  Однако на официальный запрос о том, нет ли препятствий для его перехода на эту должность, попечитель Дерптского учебного округа Е.Б. Крафстрем (E. v. Craffström) ответил, что для процветания гимназии в Риге и продвижения изучения русского языка в Прибалтийском крае важны хорошие учителя русского языка и предложил С.Н. Шафранову защитить степень магистра, а в качестве компенсации предложил возможность получить должность внештатного профессора русского языка в Дерпте (Тарту). Для того, чтобы подготовиться к защите магистерской работы, Шафранов на один семестр был освобождён от других обязанностей, но без того, чтобы потерять место. Ему также компенсировали поездку в Москву, где в мае 1852 года он защитил степень магистра русской словесности.

В Дерпте, однако,  дело до открытия второй профессорской должности для русского языка не дошло. Вместо этого было открыто особое учебное место для преподавания истории России, которое предназначалось С.Н. Шафранову. Однако Семён Николаевич не смог занять это место, т. к. его специализация была другой. Скончавшегося в 1854 году попечителя Дерптского учебного округа Е.Б. Крафстрема сменил Е.Ф. Брадке, предполагааший, что по освобождению профессорского места в Дерптском университете, его сможет занять С.Н. Шафранов. В 1858 году, в отставку вышел лектор Дерптского университета, преподаватель русского языка И.Я. Павловский, и профессорское место освободилось. Однако к тому времени попечитель Дерптского учебного округа Е.Ф. Брадке скончался, и назначение С.Н. Шафранова на должность в Дерпт так и не состоялось. Семён Николаевич продолжал служить в Рижской губернской гимназии.

С.Н. Шафранов был плодотворным автором. В общей сложности известно более двадцати его значимых письменных трудов и учебных материалов. Так, например, уже к 1861 году им были написаны и изданы следующие работы:

  • • О произношении, Рига, 1846;
  • • Магистерская работа: О видах русских глаголов в синтаксическом значении, Москва, 1852;
  • • Этимология видов русских глаголов, Рига, 1855;
  • • Chrestomathie zum Übersetzen aus dem Deutschen in's Russische. Reval, 1857;
  • • Руководство к воспитанию и обучению, 2 части, Санкт-Петербург, 1859;
  • • Русская хрестоматия, 2 части, Ревель, 1860;
  • • О значении и употреблении общих и видовых времён русского спряжения, Рига, 1861.

Русская хрестоматия написана С.Н. Шафрановым совместно с И.М. Николичем. Хрестоматия предназначалась для использования в училищах прибалтийских губерний. Для того чтобы дать учащимся необходимое пособие при изучении русской литературы, во второй части этой хрестоматии был размещён краткий очерк истории русской словесности. При этом и С.Н. Шафранов и И.М. Николич во время своей педагогической деятельности не ограничивались одним только этим руководством, но старались передать своим слушателям и ученикам по возможности, более целостное представление о той или другой эпохе русской литературы и её деятелях. Краткий очерк русской словесности служил ученикам в качестве конспекта при повторении сказанного учителем в классе.

Кроме преподавательской деятельности Семён Николаевич Шафранов принимал активное участие в учреждении первых русских обществ в Риге, которые в последствии оказали большое влияние на весь Прибалтийский край. Открытие русских обществ шло по плану, намеченному на «всесословной беседе», которая дала толчок здешнему русскому обществу и определила направление развития. Эта беседа состоялась 16 сентября 1862 года в зале Малой гильдии. В ней приняли участие 80 человек купцов, 7 лиц духовного звания, 27 ученых и чиновников и 10 военных. Деятельное участие в той беседе принял и генерал-губернатор, барон Ливен.

Речь, которую произнёс С.Н. Шафранов на «всесословной беседе», проживавший в Риге уже 20-й год и знавший силы и слабости местного русского общества, произвела сильное впечатление. Даже те, кто до этого сомневался в возможности пробуждения местного русского общества, наполнились верой и решительностью. Результатом этой речи стало то, что на этом собрании было решено учредить Благотворительное общество, Русскую публичную библиотеку, Общество для покупки русского общественного дома и Русский клуб. Затем была высказана мысль, что после основания вышеназванных обществ, следует приступить к созданию русского банка и русской газеты. В течение последующих лет, одна за другой идеи  претворялись в жизнь, привлекая всё больше русской публики.

Учебное ведомство обратило внимание на труды С.Н. Шафранова, и в декабре 1862 года он получил повышение в должности и был назначен инспектором в 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию. На этот момент Шафранов уже принял участие в разработке уставов и в подготовке нескольких русских обществ и, таким образом, к тому заложил основы следующим четырём русским обществам: Русской народной библиотеке, Русскому благотворительному обществу (с детским приютом), Русскому клубу и певческому обществу.

Когда С.Н. Шафранов по долгу службы оставил  Ригу и Прибалтийский край, его связь с местными обществами не прерывалась, продолжались плодотворное сотрудничество и  переписка.

Чаще всего имя С.Н. Шафранова упоминается совместно с именем Е.Я. Осипова в связи с основанием общества «Баян», возможно потому, что это общество вело особо активную деятельность и часто упоминало своих основателей. Однако, как видим, Семён Николаевич был основателем и инициатором учреждения также ряда других обществ.

В 1863 году было официально основано акционерное общество «Улей», которое должно было сначала приобрести русский общественный дом, а затем открыть библиотеку, создать благотворительное общество, детский приют, русский клуб и другие общества, призванные способствовать объединению русского населения и созданию возможностей для поддержания и развития культуры. В том же 1863 году были основаны мужское Общество пения и изящного говорения «Баян» и женское Литературно-музыкальное общество «Ладо», кроме того в 1863 году была основана публичная библиотека. В этом же году был утверждён и устав Русского клуба. Датой основания Русского клуба было принято 4 октября 1864 года.

В 1867 году при архиепископе Платоне и по его инициативе было основано Петропавловское православное братство. С.Н. Шафранов также принял участие в первоначальном устройстве братства и был одним из первых членов совета братства. Семён Николаевич состоял и в комитетах по учреждению в Риге Александровской и Ломоносовской гимназий, этим комитетам было доверено выработать уставы и провести подготовительные работы по устройству гимназий. Таким образом, С.Н. Шафранову принадлежат предварительные труды по учреждению Александровской гимназии (открыта в январе 1868 г.), а также по учреждению женской Ломоносовской гимназии (открыта в октябре 1868 г.). Кроме всего прочего, он заботился и о том, чтобы в уставы названных учебных заведений в качестве предмета общего образования было включено и хоровое пение. Семён Николаевич вырабатывал планы и для других учреждений, поэтому в знак благодарности за свой вклад состоял почётным членом главнейших русских учреждений в Риге.

Современники и единомышленники С.Н. Шафранова называли его отцом русской общественности в Риге, дальновидным и энергичным государственным деятелем. Благодаря его инициативе был открыт ряд русских обществ — общественных и творческих организаций — что позволило объединить местных русских людей, действовавших порознь и потому бессильных, не имевших представительства и, соответственно, влияния в городе и крае. В то время как объединившись, местные русские люди смогли воздействовать на развитие города и края, в том числе создавая благоприятные условия для развития русской культуры в Прибалтийском крае. Деятельность С.Н.  Шафранова оценена и в работах Юрия Фёдоровича Самарина.

Современники и соратники Шафранова подчёркивали, что только с образованием общественных учреждений русские люди обрели голос и силу, а до тех пор были слабы и немы. Именно из этих ячеек постепенно сложились большие объединения, обладавшие значительным имуществом и капиталами. Школьная реформа в крае также началась по настоятельному ходатайству представителей русских общественных учреждений.

Параллельно общественной деятельности развивалась и служебная карьера С.Н. Шафранова. После того как должность инспектора 5-й Санкт-Петербургской гимназии была упразднена, Семён Николаевич был назначен на должность директора училищ Санкт-Петербургского учебного округа. Позднее, параллельно с этой должностью, он был членом Санкт-Петербургского статистического комитета.

Весной 1865 года С.Н. Шафранов был причислен к Министерству Государственных Имуществ и в июне 1865 года назначен управляющим Прибалтийской палатой государственных имуществ. В 1867 году Семён Николаевич оставил это место и перешёл служить на должность управляющего Саратовской конторой иностранных поселенцев. В 1869 году он был перемещён на должность директора училищ Костромской губернии, а уже в 1870 году назначен директором 6-й Московской гимназии. В 1873 году С.Н. Шафранов несколько лет проработал директором коллегии Павла Галагана в Киеве, а затем с 1876 года до 1884 года трудился в должности директора Полтавской гимназии. Закончив свою служебную карьеру, в 1884 году ушёл в отставку.

Последние годы своей жизни Семён Николаевич посвятил личной и семейной жизни, проживая на своей родине в селе Мизинце. Однако при этом он не смог жить без школы и без общения с учениками, поэтому интересовался делами местной сельской школы и сколько мог — столько помогал. До последних дней своей жизни он несколько часов в день занимался с учениками.  Ещё одной отличительной чертой С.Н. Шафранова было то, что он  помнил важные дни, связанные с русской культурой и дни рождения выдающихся русских деятелей, и каждый раз напоминал слушателям об этих датах, событиях и деятелях, выступая с повествованиями о них.

До последних дней жизни С.Н. Шафранов, поддерживал контакты и с рижскими общественными деятелями и обществами. Например, для общества «Баян» он присылал собственные сочинения, с написанною им же музыкой для исполнения на юбилейных и творческих мероприятиях. Последнее из таких сочинений было посвящено 25-летнему юбилею общества, прислал он его незадолго до своей смерти.

 Семён Николаевич Шафранов скончался в селе Мизинце, Рязанской губернии 8 апреля 1888 года.

Панихида по случаю кончины С.Н. Шафранова была отслужена и в Риге.

 

***

Несколько характерных цитат из некролога, опубликованного в «Рижском вестнике»:

«Без преувеличения можно сказать — и будущий историк развития русского влияния в крае признает справедливость этого мнения — что именно рижским русским общественным учреждениям местное общество, а с ним и русский народ обязаны тем, что в этой окраине, при самых неблагоприятных обстоятельствах, неугасаемо горел светильник русской мысли, русского чувства, русского дела, и этот светильник был зажжен твердою патриотическою
рукою усопшего Семёна Николаевича».

«Память о Семёне Николаевиче Шафранове будет всегда жить в местном русском обществе и имя его будет произноситься с неподдельною любовью и уважением, историк же русской общественности в нашем крае отведет ему почетное место на лучших страницах
своего творения.»

***

 

Выявленные родственники  С. Н. Шафранова:

Жена

Евдокия Федотовна Шафранова урожд. Долбежева (? - 20.08.1873, Харьков, Российская империя).

Сыновья

Николай Семёнович Шафранов (1844–1903) – тайный советник,  профессор лесоводства в Санкт-Петербургском земледельческом (лесном) институте, член совета Лесного общества, общественный деятель. Среднее образование получил в Митавской/Елгавской гимназии, а высшее — в Лесном институте в Санкт-Петербурге. Николай Семёнович работал в лесных хозяйствах Рязанской и Гродненской губерний. Позднее изучал зарубежный опыт, а также условия лесного дела (включая торговлю лесом и транзит) в Западном крае России. С 1869 года преподавал лесоводство в Санкт-Петербургском земледельческом институте. В этом учебном заведении сделал свою основную карьеру. Николай Семёнович был многолетним редактором «Лесного журнала». С октября 1888 — член совета Прибалтийского православного братства, позднее также председатель строительной комиссии этого братства. Автор свыше 30 трудов, среди которых: «Лесоохранение», «Лесовозращение» и др. В период 1887–1899 Н. С. Шафранов был директором Санкт-Петербургского лесного института. Вышел в отставку в 1899 году. После выхода в отставку занимался общественной деятельностью. Иногда принимал участие и в жизни певческого общества «Баян» в Риге. Имел ряд государственных наград.

Всеволод Семёнович Шафранов (? – ?) – действительный статский советник, педагог, кандидат наук, общественный деятель. В 1870 году преподавал в Александровской гимназии. Позже служил преподавателем коммерческих наук в Динабургском (Дваугавпилсском) реальном училище, с 3 июня 1886 года - инспектор Русского реального училища в г. Риге (с 1890 г. – Рижское реальное училище Императора Петра I). Всеволод Семёнович был первым инспектором этого училища и в данной должности оставался в течение многих лет. Кроме того, он проводил там уроки географии и др. Стараниями В.С. Шафранова было создано Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Рижского русского реального училища. Всеволод Семёнович состоял членом этого общества и исполнял в нём обязанности казначея и библиотекаря. Некоторое время (до 1890 года) В.С. Шафранов состоял председателем общества «Баян».

В 1897 году был переведён на службу по ведомству Министерства финансов в качестве директора вновь открывшегося частного коммерческого училища Ф. Ф. Ляскуса в Варшаве. Имел государственные награды, среди которых орден Св. Анны 3-й степени. В период 1914-1915 был в отставке.

Дочь

Л.С. Шафранова (? – ?) – преподаватель русского языка и словесности, а также чистописания, истории и географии. Была среди тех преподавателей, которые в начале становления в Риге женской Ломоносовской гимназии — при имевшихся трудностях в финансировании деятельности гимназии — выразили готовность первое время преподавать бесплатно.

 Материал подготовила Александра Яковлева, октябрь 2021

 

Источники информации:

  1. In diesem Jahre fanden die Prüfungen, Rigasche Stadtblätter № 26, 01.07.1842. S.4.
  2. Mag. S. N. Schafranow [Biografie],  Inland № 51, 17.12.1862.
  3. Ein Allerh. Befehl, Rigasche Zeitung № 231, 04.10.1863.
  4. Locales. Rigasche Zeitung № 303, 30.12.1863.
  5. Inland. St.-Petersburg. Rigasche Zeitung № 83, 13.04.1865.
  6. Rückblick auf das Jahr 1863. Rigasche Zeitung №303, 30.12.1865.
  7. Inland. Riga. Rigasche Zeitung № 204, 04.09.1867.
  8. Inland. Riga. Rigasche Zeitung № 213, 15.09.1869.
  9. Семён Николаевич Шафранов [некролог]. Рижский вестник №80, 09.04.1888.
  10. Рига, 2-го июля. Рижский вестник №144, 02.07.1870.
  11. Рига, 30-го ноября. От директора Александровской гимназии Н.П. Гамбурцова, Рижский вестник № 268, 30.11.1870.
  12. Рига, 3-го июня. Несколько слов о хоровом пении в училищах. Рижский вестник № 122, 03.06.1871.
  13. Рига, 15-го сентября. До поводу прощания русского общества, Рижский вестник № 206, 15.09.1871.
  14. Городская летопись. Служебная и литературная деятельность И. М. Николича, Рижский вестник № 268, 04.12.1873.
  15. Внутренние известия. Рижский вестник № 185, 23.08.1874.
  16. Внутренние дела. Рижский вестник № 220, 03.10.1884.
  17.  Внутренние дела. Рижский вестник № 135, 20.06.1886.
  18. Городской дневник. Рижский вестник № 288, 29.12.1887.
  19. Похороны С.Н. Шафранова. Рижский вестник № 87, 18.04.1888.
  20. Внутренние дела. Рижский вестник № 269, 05.12.1888.
  21. Городской дневник. В. С. Шафранов. Рижский вестник № 2, 03.01.1897.
  22. Шафранов Семён Николаевич, Ряжская энциклопедия с отсылкой к Библиографическому словарю писателей, ученых и художников уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии: http://encyclopedia.ryajsk-lib.ru/soderzhanie/sh/shafranov-semen-nikolaevich/
  23. Русская песня в Риге. К 75-летию русского певческого общества «Баян». Сборник статей под ред. А. Перова. – Издание общества «Баян». Рига, 1939, стр. 5-10.

Иллюстрации к теме