Митрополит Вениамин (Федченков)
Вениамин (Федченков) (2/14 сентября 1880, Тамбовская губерния, Российская империя – 4 октября 1961, Псково-Печерский монастырь, РСФСР) – митрополит Рижский и Латвийский с 1947 по 1951 год.
Иван Афанасьевич Федченков родился в селе Вяжли (Вяжля, Ильинка), Кирсановского уезда, Тамбовской губернии. Происходил из бедной крестьянской семьи. Отец - Афанасий Иванович Федченков (ок. 1850-1918) происходил из семьи крепостных крестьян, принадлежавших помещикам Баратынским. Мать Наталия Николаевна (ок. 1858(64)-1928) была дочерью диакона Николая Васильевича Оржевского.
Несмотря на нужду, стараниями родителей (прежде всего матери) удалось скопить средства на образование детей, которых в семье было шестеро.
Первые уроки ему давали родители. Уже к шести годам Иван умел писать, читать и считать. С детства много читал, буквально все что было в доступности.
В шестилетнем возрасте стал учиться в земской школе, в которую был принят сразу во второй класс. Окончил ее в возрасте девяти лет. Позже два года учился в уездном училище города Кирсанова, которое покинул в 1893 году, поступив в Духовное училище в Тамбове. Окончил училище в 1897 году и поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, в которой обучался по 1903 год. Семинарию окончил первым учеником и продолжил образование в Санкт-Петербургской Духовной академии, которую закончил в 1907 году со степенью магистра.
После окончания академии был оставлен на кафедре Библейской истории. Также исполнял обязанности доцента по кафедре пастырского богословия, гомилетики и аскетики.
В течении всей жизни никогда не забывал о своем происхождении из народа. По воспоминаниям одного из знакомых, Иван Федченков (после принятия пострига - Вениамин) «несмотря на свое академическое образование, внешне напоминал русского крестьянина. У него было широкое лицо, небольшая русая борода и очень светлые голубые глаза. Было в нем спокойствие, внутренний ритм мужика-хозяина.»
В 1904-1908 годах трижды встречался с св. прав. Иоанном Кронштадтским, при этом один раз сослужил ему на литургии. Встречи с Иоанном Кронштадтским произвели на молодого человека неизгладимое впечатление, во многом под их влиянием Иван Федченков решил принять постриг. Далее, в жизни, он не раз обращался к наследию святого и посвятил ему несколько своих работ: «Отец Иоанн», «Подвиг преподбничества», «Отец Иоанн Кронштадтский», «Небо на земле. Учение о. Иоанна Кронштадтского о божественной литургии». Помимо этого общался с множеством других православных подвижников, в том числе с Валаамским старцем Никитой, иеромонахом Исидором (Козиным), преподобным Алексием (Соловьевым) Зосимовским и др.
26 ноября 1907 года был пострижен в монахи с именем Вениамин. В этом же году был рукоположен во иеродиаконы, а несколько позже в иеромонахи. Вскоре был назначен личным секретарем будущего патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), бывшего тогда архиепископом Финляндским и Выборгским.
В 1911 году возведен в сан архимандрита и в этом же году назначен инспектором Санкт-Петербургской Духовной семинарии, а в конце года ректором Таврической Духовной семинарии. В 1913 году был переведен в Тверскую Духовную семинарию, в которой также исполнял обязанности ректора и возглавлял ее до 1919 года включительно. Помимо этого состоял председателем епархиального училищного совета и миссионерского комитета, редактора «Таврических епархиальных ведомостей». Был награжден орденом св. Анны 2-й степени.
С печалью в последствии вспоминал, что к сожалению, в начале XX века, по независящим от молодого пастыря причинам, приходилось наблюдать как «влияние Церкви на народные массы все слабело и слабело, авторитет духовенства падал». В тоже время руководству семинарий «становилось все труднее и труднее держать дисциплину, а еще более – религиозный дух».
Летом 1917 года от курии дьячков (церковнослужителей) был избран делегатом на Поместный Собор Русской Православной Церкви (далее - РПЦ) 1917-1918 годов. На Соборе выступал за восстановление патриаршества. В 1918 году участвовал во Всеукраинском Церковном Соборе в Киеве.
10(23) февраля 1919 года в Покровском соборе Севастополя хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Когда в июне 1919 года в Крым пришли красные, владыка Вениамин был арестован и некоторое время содержался в заключении. После того как Крым вновь заняли белые, владыка присоединился к Белому движению.
В начале весны 1920 года, по просьбе генерала П.Н. Врангеля, епископ Вениамин возглавил военное духовенство Белой армии.
Много сил тратил на поднятие морального духа войск, приобщению их к вере Православной. Ведь к сожалению, отсутствие веры Христовой было характерно не только для коммунистов, но и для многих представителей Белого движения. Под руководством епископа Вениамина издавалась газета «Святая Русь», проводилась работа по оказанию помощи беженцам и др.
Неоднократно владыка выступал заступником перед руководством армии за тех, кто попал в плен и кого собирались расстрелять. В частности, ходатайствовал за работника ЧК, который летом 1919 года во время пленения владыки Вениамина красными его допрашивал, а потом сам попал в плен.
В ноябре 1920 года епископ Вениамин, вместе с остатками армии генерала Врангеля, вынужден был покинуть Крым и отправиться в изгнание.
Рассуждая о поражении Белого движения владыка писал: «нельзя умолчать..., что Белая армия не была народной, потому что вожди и значительный состав ее был не из народа, а из высших классов, из привилегированных сословий». Указывал, что к сожалению руки были запачканы кровью и преступлениями не только у красных, но и у белых. Грабежи, расправы и т.п. чинили и те и другие. В тоже время говорил, что «белые заслуживают исторического признания, как люди, любившие родину и павшие за нее жертвою»...
За годы вынужденной эмиграции владыка Вениамин посетил целый ряд стран, в некоторых из которых оставался по долгу.
Первоначально он выступал за создание самостоятельной церковной жизни русских беженцев за границей. В 1921 году участвовал в Русском всезаграничном церковном Соборе в Сремских Карловцах (Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, с 1929 г. Югославия). На Соборе выступил против увлечения духовенства политикой. В тоже время, до 1923 года, продолжал оставаться епископом армии и флота при генерале Врангеле. Некоторое время был настоятелем монастыря Петковица в Сербии и проживал там. Тогда же детям русских эмигрантов преподавал Закон Божий.
В 1923 году, для окормления приходов Карпатской Руси, переехал в Чехословакию. В 1923 году участвовал в первом съезде русской студенческой христианской молодежи в Прешове (Чехословакия), положившему начало Русскому студенческому христианскому движению (РСХД).
В 1925 году, по приглашению митрополита Евлогия (Георгиевского), главы Западно-Европейской епархии при Московской патриархии, переехал в Париж и стал исполнять обязанности инспектора, или фактически руководителя созданного Свято-Сергиевского Православного Богословского института. Преподавал пастырское богословие, литургику, сектоведение, славянский язык и Священное Писание Ветхого Завета. Проработал там, с перерывами, до 1931 года. Стоит отметить, что в эти годы в институте учились и несколько представителей из Латвии: В. Рушанов, А. Ионов, К. Михайлов, Н. Трубецкой, Эм. Есенский и Ф. Ягодкин.
В 1931 году Западно-Европейская епархия перешла в юрисдикцию Константинопольской патриархии. Однако владыка Вениамин не согласился с этим решением и остался верным Матери-Церкви и вышел из подчинения митрополита Евлогия. Тогда же, с группой верующих провел епархиальное собрание, на котором было принято решение создать приход в честь трех Вселенских святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и Тихона Задонского. В Париже был арендован гараж, в подвале которого устроен храм. В 1931-1933 годах владыка Вениамин состоял настоятелем Трехсвятительного подворья и викарием митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского), а также временно управляющим русскими приходами Московской Патриархии в Западной Европе. В 1932 году был возведен в сан архиепископа.
В воспоминаниях о владыке говорилось: «За свою верность и преданность Матери-Церкви епископу Вениамину много пришлось выстрадать. Ему сразу же предложили оставить Сергиево подворье в Париже (где располагался Свято-Сергиевский Православный Богословский институт). Долго скитался он по разным местам, находя приют у разных своих знакомых».
В 1933 году, определением временного патриаршего Священного Синода владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским, экзархом РПЦ в Северной Америке и направился в США. В 1938 году был возведен в сан митрополита. Находился там до 1947 года.
В годы Второй мировой войны активно занимался сбором помощи для Красной армии, сражавшейся с фашизмом. Был избран Почетным председателем Русско-американского Комитета помощи России и получил право беспрепятственного доступа с докладом к президенту США.
В 1945 году участвовал в Поместном соборе РПЦ в Москве, созванного для избрания патриарха Московского и всея Руси. В январе 1945 года, спустя многие годы вновь оказался на родине. После выборов и интронизации патриарха Алексия I опять отбыл в США.
Однако безмерная тоска по родине взяла верх и владыка Вениамин решил вернуться в Россию. Уже летом 1945 года он получил гражданство СССР. 21 августа 1947 года был назначен митрополитом Рижским и Латвийским. 12 февраля 1948 года окончательно переехал на родину и 19 февраля прибыл в Ригу. 25 февраля 1948 года совершил в Рижском Христорождественском соборе свое первое богослужение в качестве главы Рижской епархии. В 1950 году возглавил юбилейные торжества, посвященные 100-летию Рижской епархии. Добился разрешения на выпуск бюллетеня «Вести», подготовил к открытию двухлетние пастырские курсы. Служить Церкви приходилось в крайне тяжелых условиях послевоенной разрухи и нищеты. К тому же ряд священников были репрессированы, иные отправились в изгнание на Запад.
В этих условиях и из-за препятствий советских безбожных властей, большего владыке в Латвии добиться не удалось. Уполномоченный Совета по делам РПЦ всячески стал мешать деятельности митрополита, с которым разразился конфликт. В итоге, по требованию властей, он был смещен с Рижской кафедры.
Далее был митрополитом Ростовским и Новочеркасским, с 1955 года митрополитом Саратовским и Балашовским.
В 1958 году уволен на покой с благословением пребывать в Псково-Печерском монастыре, где и жил до кончины 4 октября 1961 года. Чин отпевания митрополита Вениамина совершил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов). Похоронен в пещерах монастыря.
Оставил обширное литературное наследие. Среди его трудов: работы посвященные вопросам веры, духовные статьи, акафисты, жизнеописания Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского, дополнения к «Житиям» Дмитрия Ростовского, в прекрасном стиле написанные мемуары и др.
Некоторое время назад Псково-Печерский монастырь начал ходатайствовать о канонизации митрополита Вениамина. На настоящий момент ведется сбор материалов для этого.
Сергей Цоя
Источники информации:
1) Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже веков. М.: Издательство «Правило веры», 2004.
2) Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. Биографический справочник. М.: Русский путь, YMCA-PRESS, 2007. С. 123-124.
3) Инокиня Евфросиния (Седова), Просветов Р.Ю. Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Латвии в 1948-1951 гг.// Вестник ПСТГУ II: История. 2014. Вып. 3 (58). С. 82-105.
4) Евфросиния (Седова), инокиня. Служение митрополита Вениамина (Федченкова) на Рижской кафедре (1948-1951 годы). Даугавпилс: Daugavpils universitātes Akadēmiskais apgāds «Saule», 2016. 320 с.