Алексей Ионов
Протопресвитер Алексий Ионов (29 марта 1907, Двинск, Российская империя – 22 января 1977, шт. Калифорния, США) – священник Латвийской Православной Церкви в 30-е годы, активный деятель Псковской православной миссии, после войны клирик Православной Церкви в Америке.
Алексей Васильевич Ионов родился в Двинске (с 1920 года Даугавпилс), в крестьянской семье выходцев из Ярославской губернии.
В 1927 году Алексей Ионов окончил Правительственную русскую среднюю школу в Даугавпилсе и поступил в Латвийский университет (далее – ЛУ). Отучившись в высшей школе страны около двух лет, он решил кардинально изменить судьбу и посвятить себя Православной Церкви. Покинув университет, в 1929 году он поступил в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.
В находящейся под властью большевиков России, богословское образование для церковнослужителей в 20-е годы было фактически ликвидировано. Поэтому православные эмигранты из России в 1925 году, в Париже создали Богословский институт. Учебное заведение основал митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский, 1868-1946). Он же оставался ректором института вплоть до своей кончины. Заведение существует и в настоящее время.
В 1932 году Алексей Ионов обвенчался с Валентиной Григорьевной Дрибинцевой (род. в 1907 году), дочерью священника Григория Дрибинцева, ставшую верным спутником на всю жизнь. Осенью этого же года он был посвящен в сан диакона. В 1933 году Алексий Ионов закончил Свято-Сергиевский православный богословский институт. В мае 1933 года был посвящен в сан иерея и был направлен настоятелем в небольшой провинциальный приход храма Успения Пресвятой Богородицы находившейся в селе Аксёнова-Гора около границы с СССР (сейчас это территория РФ, Псковская область, деревня Горбунова Гора). В 1937 году был переведен в Ригу, где служил вторым священником в храме Св. Александра-Невского. В 1937 году поступил на открывшееся Православное отделение при теологическом факультете ЛУ. Однако не смог его окончить, так как в 1940 году, после инкорпорации Латвии в состав СССР, теологический факультет был закрыт. О. Алексий был весьма образованным человеком, был учеником таких известных деятелей русской эмиграции как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, А.В. Карташев и др. Он много писал, в 30-е годы постоянно публиковался в духовном журнале ЛПЦ «Вера и жизнь». Владел несколькими иностранными языками.
Когда Вторая мировая война пришла на территорию Латвии, и страна была оккупирована немецкими войсками, о. Алексий Ионов в августе 1941 года был включен в состав Псковской православной миссии и был направлен в город Остров. До 1943 года был благочинным Островского округа и настоятелем Островского Св. Троицкого собора. В мае 1943 года его перевели в город Гдов, где он стал благочинным Гдовского округа и настоятелем Св. Афанасьевской Церкви. В августе 1943 года о. Алексея назначили настоятелем Варлаамовской Церкви в Пскове. В ходе работы в Псковской православной миссии о. Алексий восстановил и открыл много храмов и приходов. Несколько раз, за усердие, он получал награды от церковного руководства.
Несмотря на это, деятельность в Псковской миссии его тяготила. О. Алексий в 1943 году неоднократно просил, чтобы его перевели в Ригу в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами (умер его тесть и тяжело болел сын). Семья его находилась в Риге, а не была с ним. В феврале 1944 года о. Алексия отозвали в Ригу и вновь назначили вторым священником в храме Св. Александра-Невского. Стоит упомянуть и то, что о. Алексий Ионов в конце войны был полевым священником РОА (Русской освободительной армии генерала А. Власова, сражавшейся на стороне Германии). По всей видимости, на о. Алексия оказала крайне отрицательное воздействие поведение советских властей по отношению к Церкви в ходе событий 1940/41 годов и он не верил в возможность возрождения православия в России, если у власти по-прежнему будут находиться коммунисты. Когда Латвия была инкорпорирована в состав СССР, новые власти, как известно, устроили настоящую травлю церковнослужителей: уголовные преследования (многие оказались в сталинских застенках), хулиганские действия при попустительстве властей со стороны комсомольцев и других активистов (бывали случаи избиения священников прямо на улице, забрасывания храмов камнями и т.п.), на головы верующих неустанно сыпалась информация о «вреде» религии и т.п.
В августе 1944 года о. Алексий Ионов эвакуировался в Германию и начал служить в храме Св. кн. Владимира в Берлине. Приход во многом состоял из лиц принудительно увезенных в Германию на работы с оккупированных территорий России, Белоруссии и Украины. В декабре 1944 года о. Алексий был возведен в сан протоиерея.
В начале 1945 года с семьей переехал на территорию западной Австрии, которая по окончанию войны вошла в американскую зону оккупации.
Довольно долго о. Алексий с семьей находился среди так называемых перемещенных лиц (беженцев и переселенцев оказавшихся на территории Германии и Австрии после окончания войны). В это время, вместе с другими церковнослужителями, он окормлял израненных души православных людей. Пытался их по возможности поддерживать, так как все находились в крайне тяжелых условиях (жили в специально отведенных для подобных лиц лагерях, зачастую представлявших из себя бараки практически без всяких удобств).
В 1948 году, одним из первых, как только открылась возможность, переселился в США. Вступил в клир Северо-Американской митрополии (далее – САМ) и изначально исполнял обязанности настоятеля церкви Казанской иконы Божьей Матери в Си-Клиффе (пригород Нью-Йорка). В 1949 году стал благочинным Нью-Йоркского округа. Позже стал членом митрополичьего совета, секретарем Большого Собора епископов, председателем Благотворительного комитета САМ, с 1961 года редактором «Русско-Американского Православного Вестника» и др. Кроме того, церковное руководство САМ часто о. Алексию поручало выполнение различных разовых заданий.
В 50-60-х годах протоиерей Алексий принял активное участие в работе Свято-Серафимовского фонда, который занимался духовной помощи православным эмигрировавшим в Америку. Проводились культурно-просветительские вечера и беседы, распространялась духовная литература.
В Америке о. Алексий продолжал писать и публиковаться в различных изданиях. Ряд его статей были напечатаны в газетах «Свет» и «Россия», а также в «Русско-Американском Православном Вестнике». Кроме того, к 1952 году были подготовлены к изданию написанные им «Записки миссионера».
В начале 70-х годов однако произошел резкий разрыв о. Алексия Ионова с САМ. В начале 1970 года было восстановлено каноническое общение между САМ и Московской патриархией (далее - МП). МП даровала САМ автокефалию. Все это вызвало протест священника. В итоге, 16 февраля 1970 года о. Алексий был исключен из клира митрополии и освобожден от должности настоятеля церкви Казанской иконы Божьей Матери в Си-Клиффе. Тогда же протоиерей Ионов перешел в клир Русской Православной Церкви заграницей (далее – РПЦЗ) и стал совершать службы в домовом храме, освященном во имя Св. преп. Сергия Радонежского в городке Глен-Ков. Там же была оборудована и квартира настоятеля. В 1974 году архиерейский Синод РПЦЗ возвел о. Алексия в сан протопресвитера.
В 1975 году Алексий Ионов был переведен на должность настоятеля Синодального подворья в Бурлингейме (Калифорния). Однако вскоре, о Алексий сильно заболел и не мог исполнять свои обязанности. 22 января 1977 года закончился земной путь русского православного священника из Латвии.
P.S. И еще несколько замечаний. После выхода в 2010 году фильма В. Хотиненко «Поп» (о деятельности вымышленного персонажа о. Александра Ионина), некоторые зрители стали считать, что прототипом героя фильма является именно Алексий Ионов. Однако даже при первом знакомстве с содержанием фильма становится ясно, что совпадение здесь лишь случайные. Так как судьбы героя фильма и реального персонажа – Алексия Ионова, совершенно разные (помимо схожести имен и фамилий объединяет их также то, что оба были в составе Псковской православной миссии, но герой фильма был потом репрессирован советскими властями, а Алексий Ионов эмигрировал и оказался в США). Да и по самому типажу – Алексий Ионов являлся человеком высокообразованным, тогда как герой фильма был типичным сельским батюшкой.
Сергей Цоя
Источники информации:
1) Гаврилин А.В. Латвийские православные священнослужители на Американском континенте. М.: Общество любителей церковной истории, 2013. С. 344-386.
2) Цоя С.А. Латвийская Православная Церковь и Свято-Сергиевский Православный Богословский институт в 20-30-х гг. XX века. «Православие в Балтии. Научно-аналитический журнал», 2013, № 10(1). С. 33-48.
3) ЛГИА, ф. 7469, оп. 2, д. 192.
Евгений Климов. Портрет о. Алексия Ионова.