Владимир Володин
Владимир Николаевич Володин (30 сентября 1915, Чернигов, Российская империя – 1 октября 1959, Рига?, Латвийская ССР) – священник.
Родился Владимир Володин в Чернигове, где его отец – Николай Володин (Valodiņš) – уроженец латвийской земли, служил на железной дороге. По окончании гражданской войны семья вернулась в Латвию. В 1937 году Владимир Володин окончил 2-ю Даугавпилсскую государственную гимназию. С 1937 года по 1939 года служил в 10-м пехотном полку и в роте связи Земгальской дивизии Латвийской армии. Затем некоторое время работал в редакциях рижских газет «Jaunakās ziņas», «Dzelceļnieks» и журнала «Для Вас».
В 1939 году поступил в Рижский Православный Богословский институт. Учиться в институте ему довелось только один курс, так как установившаяся летом 1940 года в Латвии советская власть, закрыла все духовные учебные заведения. С лета 1940 года Володин работал на почте, затем – на деревообделочном комбинате. Желание получить духовное образование не оставляло Владимира и с 1942 года по 1944 год он учился на Виленских (Вильнюсских) Богословских курсах. 14 июня 1943 года митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) рукоположил его во диакона. 4 ноября того же года архиепископ Ковенский Даниил (Юзвьюк) рукоположил о. Владимира во священника. 1 июня 1944 года о. Владимир Володин был назначен настоятелем Лиепнинской церкви Илии Пророка, которая вскоре оказалась в зоне военных действий. 10 августа 1944 года епископ Иоанн (Гарклавс) подписал указ о назначении о. Владимира настоятелем Болдерайской Спасо-Преображенской церкви.
С окончанием осенью 1944 года военных действий в Видземе церковное руководство решило перевести о. Владимира на служение в сельские приходы, однако он попросил учесть его семейные обстоятельства и оставить в Риге. Еще в 1940 году о. Владимир обвенчался с Анной Ивановной Смильга. В 1944 году его супруга училась и работала в Риге, к тому же в семье Володиных росла дочь. В архивах сохранилось его прошение, написанное в декабре 1944 года Латвийскому Епархиальному управлению, в котором он писал: «В связи с резким изменением числа временных (беженцев) прихожан я очутился в безвыходном материальном положении. Приход не может содержать священника. Посещаемость Богослужений слаба, доходы незначительны, треб нет никаких. Жалованья я последний раз получал в сентябре сего года. У меня нет никаких средств к существованию. Продавать больше нечего. На моем иждивении находится семья, состоящая из четырех человек. Моя жена поступила в университет, и мне одному придется добывать средства к существованию. Выехать в провинцию я не могу, ибо жить на два дома в теперешнее время невозможно. Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства прошу назначить меня священником в один из приходов в городе Риги. Свящ. В. Володин. Рига 19 декабря 1944 г.».
Епархиальное управление после полугодовых раздумий 17 мая 1945 года назначило о. Владимира в рижский Спасо-Преображенский храм, оставив за ним и Болдерайскую Спасо-Преображенскую церковь, где численность прихожан едва достигала 100 человек. Болдерайский храм в 1947 году был снят с регистрации, т.е. закрыт. Но еще в 1950 году о. Владимир по-прежнему считался священником, обслуживающим два прихода. Скорее всего, прихожане закрытого Болдерайского храма приглашали о. Владимира для совершения треб.
Осенью 1948 года о. Владимир поступил на заочное отделение Ленинградской Духовной Академии. В 1949 году он попытался перевестись на дневное отделение, однако получил отказ.
Отец Владимир значится в списках тех священнослужителей Латвии, которые пострадали от репрессий советской власти. Поводом к этому стала его позиция в отношении церковного имущества – небольшого причтового домика, что некогда был построен на проспекте Межа. Приходской Совет согласился передать это здание и прилегавший к нему земельный участок Сталинскому райисполкому (так в 1940-50 годы назывался один из районов Риги), однако попросил оставить в распоряжении храма квартиру на втором этаже для оборудования в ней канцелярии и крестильной комнаты. Эта просьба не была выполнена. Дом к этому времени уже был самовольно заселен, городские власти потребовали от о. Владимира провести за счет общины Преображенского храма капитальный ремонт дома и ограды вокруг него. Кроме того, несмотря на передачу дома и земли государству, Финансовый отдел Сталинского района Риги потребовал от Преображенской церкви оплатить налог на дом и землю. К этому времени вокруг бывшего приходского дома появились огородные участки жильцов, однако церковь, разумеется, не имела права требовать с них плату за пользование землей.
В конце 1951 года священник Владимир Володин был обвинен «в контрреволюционной деятельности, в подрыве или ослаблении власти рабоче-крестьянских Советов» и осужден по ст. 58-100.I. УК РСФСР сроком на 10 лет
Решением Президиума Верховного суда ЛССР от 3 марта 1956 года, после пересмотра дела и снятия судимости, В.Н. Володин был освобожден из мест заключения и вернулся в Рижскую епархию.
Возвратившись в 1956 году в Латвию, он не имел права жить ближе, чем в 100 километрах от больших городов. Поэтому о. Владимир разновременно служил в Банужском Успенском, Вецпиебалгском Петро-Павловском, Талсинском Свято-Троицком, Смилтенском свт. Николая Чудотворца, Стамериенском Александро-Невском, Бауском Георгия Победоносца приходах, а также в Эжском Вознесенском приходе в поселке Мали (ныне Аматский край).
Ко дню Св. Пасхи 1957 года архиепископ Филарет (Лебедев) наградил о. Владимира Володина камилавкой. 13 января 1959 года он был направлен служить в Стамериенскую Александро-Невскую церковь и в Баускую Георгиевскую церковь.
1 октября 1959 года о. Владимир Володин скоропостижно скончался от сердечного приступа.
По неподтвержденным данным, отец Владимир Володин упокоен на Покровском кладбище Риги.
Светлана Ковальчук
Источники информации:
ЛГИА, ф. 7469, оп. 2, д. 420.
Священник Владимир Володин // Андрей Голиков, Сергей Фомин. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-запада России и Прибалтики (1940—1955). Москва: Паломник, 1999. C. 203 - 204.