Церковь св. великомученика Георгия Победоносца в Бауске
Людмила Клешнина
Церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца. – Бауска, ул. Узварас 5.
Проект церкви св. великомученика Георгия Победоносца в Бауске был разработан латышским архитектором Янисом Фридрихом Бауманисом в 1878 году, и уже через три года, в 1881 году она была построена. Работами руководил «каменных дел мастер» прусский подданный Фридрих Вильгельм Шульц. Тогда и вплоть до Второй Мировой войны церковь стояла вне города, среди просторных лугов на высоком холме, высшей точке окрестностей. Здание прекрасно просматривалось со всех сторон, а колокольня как доминанта была видна издалека, со стен Баусского замка. Теперь трудно себе представить этот великолепный пейзаж с храмом. В советское время городская застройка «поглотила» и пейзаж, и храм.
Перед алтарной частью было построено двухэтажное здание райкома партии, тыльной стороной обращенное в сторону храма, заслоняющее и отсекающее его от участия в городской жизни. По южному склону холма были отведены участки под индивидуальное строительство. Ныне здесь лабиринт заборов, сараев, домов и гаражных боксов, как бы опутавших храм суетой житейского моря. Уже в 90-е годы XX века вблизи храма был построен причтовый домик, полностью закрывший круговой обзор храма. В наши дни неподалеку возведен громадный «ящик» нового супермаркета, окончательно разрушивший первоначальный масштаб и духовное предназначение этой территории. Теперь трудно даже сфотографировать храм, так «зажат» он этими постройками и виден только вблизи.
Замысел архитектора, несомненно, был обусловлен свободным расположением храма. Поэтому композиция объемов четкая, симметричная, все фасады одинаково красивы. Архитектурные формы решены последовательно и цельно в романском стиле, но не создают противоречий с идеей православного храма, так как выбраны именно те формы, которые получили свое развитие и интерпретацию в дальнейшем (после романики) историческом пути русского средневекового храмостроительства. Оригинальное сочетание таких форм позволяет назвать эту своеобразную церковь жемчужиной сакральной архитектуры нашего региона.
Характерны полуциркульные завершения оконных проемов, двойные окна в средней части храма и на колокольне, членение фасадов лизенами (выступами-лопатками), кирпичный декор, изображающий слепые аркады, форма невысокого шатра колокольни. Сочетание кирпичной кладки и штукатурки своим совершенством и формами очень напоминает приемы романской архитектуры в Германии. Фасады обильно украшены маленькими круглыми нишами, изображающими окули – круглые световые отверстия в стенах романских храмов, «предтечи» больших круглых окон, называемых «розами», так характерных для позднероманских и готических храмов. Оконные проемы снаружи в нижней части оформлены большими декоративными откосами – подоконниками, что не характерно для православных храмов. Наряду с этими деталями, особо акцентирована угловая симметрия в декоре фасадов – прием, часто встречающийся в русском культовом зодчестве.
Выбор стиля мог быть оправдан посвящением церкви св. Георгию, общехристианскому святому. Великомученика казнили после пыток, которые он с мужеством перенес и не отступился от своей веры. Несмотря на скромные физические размеры, церковь несет в себе величественный образ мученика. Динамика форм устремлена ввысь, к небу, как и душа святого. Подчеркнутая экспрессия кирпичного декора помогает достичь большей выразительности в построении образа, как бы заставляет нас пережить сильное напряжение воли и терпение этого подвижника.
Функциональное решение церкви отвечает особенностям православного богослужения. В интерьере «крылья» планировочного креста имеют цилиндрический свод в виде широкой арки, а центральная часть перекрыта купольным сводом, характерным для романики. В центре свода – небольшое по диаметру отверстие, над которым прямо на своде установлен барабан небольшой главы с окнами. Четыре других главки, завершающие храм, – ложные, только снаружи изображающие каноническое пятиглавие. Малые главки размещены точно над углами четверика. Зодчий явно хотел подчеркнуть раннехристианскую идею о четырех пределах Вселенной. В интерьере этой маленькой церкви нет столпов, поэтому канонически необходимый архитектурный образ четырех евангелистов и Евангелий как бы «прорастает» пятиглавием в экстерьер, напоминая нам об идеях, высказанных св. Иринеем о том, что от четырех Евангелий «веет Дух Божий, оживотворяющий всю Вселенскую Церковь».
Церковь имеет статус памятника архитектуры местного значения, что требует ответственности при проведении любых строительных работ. К сожалению, выразительный архитектурный образ, мастерски созданный в конце XIX века, в дальнейшем претерпел изменения. Форма глав, которые ныне венчают храм, появилась уже в наше время, вместо первоначальных, которым можно найти аналоги в романской архитектуре Франции. Теперь главки имеют характерную луковичную форму. Рядом с храмом построен причтовый домик в псевдорусских формах, в храме установлен новый иконостас с каноничными иконами современного письма. Эти изменения особых противоречий с архитектурой церкви не вызывают, так как их связывает между собой преемственность архитектурных форм романики, византийского и древнерусского зодчества. Существенно исказилась первоначальная цветовая и фактурная гармония фасадных поверхностей, когда главы и крыша храма были перекрашены в ярко-голубой цвет, а отличная кирпичная кладка «обновлена» красной покраской.
В целом церковь св. Георгия сомасштабна городской среде провинциального городка, уютна и красива. Очень качественно выполненные детали скромного декора и кирпичной кладки хорошо сохранились, вызывают восхищение. Если бы были снесены уродливые гаражи вокруг храма и примитивное здание бывшего райкома, церковное здание обрело бы свое былое величие.
Людмила Клешнина
Иcточник информации:
http://sobory.ru/article/?object=06635
Автор фото – Людмила Клешнина, 2017 год.
В приходе и храме служили следующие церковнослужители:
В 1862–1863 годах – о. Николай Туфанов (1825–1883).
В 1877–1913 годах – о. Иосиф Соколов (1846–?).
В 1922–1940 годах – о. Иоанн (Янис) Дале (1868–1942).
В 1940–1941 годах – о. Иоанн (Янис) Эктерманис (1913–?).
В 1940–1941 годах – о. Алексий Ионов (1907–1977).
В 1941–1949 и в 1950–1954 годах – о. Александр Фокин (1894–?).
В 1942–1944 годах – о. Иоанн (Янис) Бауманис (1908–1985).
В 1944 –1945 годах – о. Алексий Азиатский (1877–1953).
С 1949 года – о. Николай Клепатский (1915–1997).
В 1954–1959 годах – иеромонах Георгий (Парфенович; 1923–2012).
В 1959 году – о. Владимир Володин (1915–1959).
В 1964 году – о. Николай Коленцев (1896–1975).
В 1965 году – о. Николай Варфоломеев (1913–1966).
С 1979 года – о. Николай Стеймаков (1914–1995).