Николай Бордонос

Николай Бордонос

Николай Николаевич Бордонос (14/26  мая 1865, Чернигов, Российская империя –15 мая 1945, Рига, Латвийская ССР) – чиновник, общественный деятель, учитель.

Биография Н.Н. Бордоноса хорошо прослеживается в его прошении на имя министра образования, датированным 15-м июля 1926 года. Цель прошения состояла в получении должности директора в открывавшейся Лудзенской правительственной русской гимназии.

В 1890 году Н.Н. Бордонос закончил историко-филологический факультет Киевского университета св. Владимира. Однако, по сведениям самого Н.Н. Бордоноса, в Киевском Учебном округе не оказалось вакансий. Поэтому он принял предложение занять в Риге должность во ведомству внутренних дел. «Но ярко выраженное мною в течение 10 слишком лет направление в пользу крестьянства и против засилия дворянского было причиной того, что в промежуток между смертью губернатора Суровцева и назначением нового губернатора в 1901 году меня вынудили оставить пределы края, и я был назначен в МВД по Переселенческому управлению с откомандированием в Могилёв на Днепре. <> В Могилёве, под давлением чувства, которое лучше всего определяется восклицанием «не могу молчать!» – я напечатал в 1904 году книгу «Основы поземельных отношений в Лифляндской губернии». Она удостоилась лестных отзывов в юридических и других органах печати, в том числе  эстонских и латышских. Этой книге д-р Бильманис в недавно вышедшей брошюре  «Agrarjautājums latvju tautas dzīvē» (Аграрный вопрос в жизни латышского народа) посвятил много тёплых слов, поставив меня в одном ряду с Ю.Ф. Самариным. «Bordonoss vienkārši norauj masku un parada lietas, kādas tās bija īstenībā» (Бордонос просто срывает маску и показывает дела такими, какими они были на самом деле).

В конце 1905 года я вызван был в Петербург для выработки законопроекта о введении Крестьянского Поземельного банка в Прибалтийском крае, а с 1906 г. и до 1920 г., т.е. 14 лет состоял управляющим Митавским отделением сего Банка (почему и известен ближайшим образом государственным деятелям из Курляндии).

Во время Мировой войны я около двух лет работал в действующей армии, как человек, без военной подготовки, в Красном Кресте, при чем за работу под действительным артиллерийским и ружейным огнем удостоен награждения Георгиевской медалью.

Когда весной 1921 г. я вернулся в Латвию, то министр внутренних дел Квиесис дал обо мне отзыв собственноручной надписью на прошении «Pazīstu Bordonosa kungu no agrākiem laikiem ļoti labi un varu apliecināt, ka viņš bija viens no tiem krievu augstākiem ierēdņiem, kurš vissimpatiskāki izturējā pret toreizējas latvju tautas centieniem un katra laikā centās izlietot savu iespaidu šīni virzienā augstākas krievu valdības sfēras. A. Kviesis, Iekšl. ministrs» (Знаю г-на Бордоноса по прежним временам очень хорошо и могу подтвердить, что он был одним из тех высших русских чиновников, кто с наибольшей симпатией относился к тогдашним стремлениям латышского народа и всегда старался использовать своё влияние в  этом направлении в высших российских правительственных сферах. А. Квиесис. Министр внутр. дел).

А господин президент сделал собственноручную приписку «Pazīstu tāpat ļoti labi, kā krievu darbinieku un mums noderīgu. J. Čakste» ( Знаю очень хорошо, как русского деятеля и для нас полезного).

Своё имущество я потерял всё и более 5 лет живу лишь случайными работами по корректуре, выправке чужих рукописей, исправлению учебников для новых изданий <> , но работа эта не постоянна, с перерывами.

Истекшей зимой я временно замещал в гимназии Бинца отсутствующего учителя истории и русского языка, и г. Бинц выдал мне удостоверение, что я «за короткое время возбудил в учащихся живой интерес к преподаваемым предметам, приобрел большой авторитет среди учеников и их любовь <> .

В прошлом году я издал  «Справочник по новому русскому правописанию» <>. Этот справочник удостоился лестного отзыва в журнале «Русская школа за рубежом» (июль 1925)».

В своем прошении Н.Н. Бордонос не забыл упомянуть о своем участии в русской общественной жизни. В частности, в 1925 году он был избран товарищем председателя Русского национального союза. С этой организацией он был тесно связан вплоть до её закрытия в 1934 году. Одновременно Н.Н. Бордонос принимал деятельное участие и в работа Русского национального объединения.

Но ни перечень прежних заслуг, ни ходатайства русских организаций не помогли ему в получении искомой должности. Можно предположить, что причинами тому было отсутствие сколь-либо значимого педагогического стажа и незнание латышского языка.

Однако, по меньшей мере, с 1925 по 1930 год Н.Н. Бордонос работал в гимназии Г. Бинца (позднее – И. Раухваргера).

В 1922-23 годах редактировал  и писал  статьи для газеты «Маяк», позднее публиковался в газетах «Слово», «Сегодня» и др. изданиях.

Татьяна Фейгмане

Источники информации:

ЛГИА, ф.1632, оп.1, д.2731.

Бордонос Н. Основы поземельных отношений в Лифляндской губернии. – Могилёв, 1904. – 192 с.

Бордонос Н. Русская общественность в Латвии. – Рига, 1922. – 16 с.

Бордонос Н. Русские реформы последнего времени. – Русские в Латвии. Сборник. – Часть 1. – Рига, 1933

Иллюстрации к теме