Московский форштадт Риги

Московский форштадт Риги

Московский форштадт – старейшее предместье Риги. В XIV веке (первое упоминание относится к 1348 году), в начале нынешней улицы Маскавас, появилось небольшое поселение – Ластадия. Под этим названием оно просуществовало до конца XVIII века. Поселение постепенно разрасталось и по своему составу было многонациональным. После присоединения Риги к России русские купцы, ремесленники и рабочие селились, главным образом, в этом предместье, ибо в городе, расположенном за крепостными укреплениями, господствовали немцы. В 1784 году предместья Риги были разделены на три административные части: Московское, Петербургское и Митавское. Дома в предместьях разрешалось строить только деревянные, чтобы в случае приближения вражеских войск их можно было сжечь, а жителям укрыться за городскими стенами. В последний раз предместья Риги, в т.ч. и Московское – были сожжены в 1812 году. После сноса городских укреплений в середине XIX века предместья вошли в состав города, сохранив при этом свои прежние названия.

Самой мрачной страницей в истории Московского форштадта стала Вторая мировая война. В первые месяцы войны коренное население форштадта было выселено из своих домов, а на территории между улицами Маскавас – Витебскас (Ерсикас) – Эбрею – Ликснас – Лаувас – Лиела Кална (Большая Горная) – Католю – Екабпилс – Лачплеша – было создано гетто, куда было согнано более 30 тыс. рижских евреев, уничтоженных 29-30 ноября 1941 года в Румбуле.

В послевоенные годы и по сей день форштадт остается «забытым уголком»: домики ветшают и лишь немногие подвергаются реставрации. Но рано или поздно видоизменится и этот уголок Риги. Поэтому важно сохранить в памяти исторические места Московского форштадта.

 

Панорама предместья. Фото В. Лисицина

 

Московское (Латгальское) предместье – одна из старейших рижских окраин, тесно связанных с историей русского населения столицы Латвии. Время первого поселения русских купцов за защитными каменными постройками города на правом берегу низовья Западной Двины (Даугава) некоторые историки относят к 1212 году. После заключения Рижско-Полоцкого договора этот район был включен в территорию города в 1230 году. Известно, что уже в XIII веке в Риге насчитывалось 300 русских купцов, владеющих недвижимостью, чьи имена упоминаются в хрониках.

После того, как в результате Реформации и последовавшей Ливонской войны ликвидировали «Русское подворье», находившееся внутри городских стен, русским торговцам предписали селиться только в пригороде. Часть территории этого предместья ранее именовалась Ластадией. Название впервые упоминается в 1348 году и происходит, предположительно, от одной из применявшихся в Риге мер веса – ласта, которой определяли при пересчете товары, приходившие с верховьев Двины. К примеру, 1 ласт ржи равнялся 22,5 рижским бочкам, а также - 45 рижским пурам, или 270 рижским смекам, или 2160 штофам - 2100 килограммам. Другие версии исследователей топонимов предполагают происхождение этого названия от «die Last» (нем. груз), либо «Lastadie» (флам. место погрузки-разгрузки товаров), судоверфь.

Уже в 1642 (по другим данным, в 1648) году вне городских валов Риги было открыто русское подворье — так называемый «Московитский дом», который простоял вплоть до 1700 года, когда началась Северная война. Это подворье сдавалось в аренду Юргеном Штрисом за 100 талеров в год. Русский двор занимал большую территорию - четыре улицы, теперешние Гоголя, Тургенева, Пушкина и Элияс. В XVII веке только на этом подворье обязывали селиться на краткий ночлег и жительство, привозивших в Ригу товары русских купцов. И только здесь, при посредничестве хозяина подворья, могли заключаться торговые сделки. После присоединения Лифляндии к России численность русского населения в городе возросла. Это были, в основном, мелкие торговцы, а также извозчики. Купцов ганзейская Рига привлекала близостью к морю, и тем, что, занимаясь международной торговлей, можно было получать большую и скорую прибыль, нежели торгуя на внутреннем рынке.

Петр I дал поселенцам Московского предместья особый суд и администрацию, подчинив их непосредственно президенту рижского магистрата. В 1730 году Анна Иоанновна отменила должность президента, передав управление русским поселением непосредственно в руки местного генерал-губернатора. Затем более полувека никаких реформ в системе управления русским населением не было. Однако поселившиеся в Риге купцы, даже в не очень благоприятных условиях, сумели значительно увеличить торговый оборот. Лишь в 1783 году, вопреки противодействию немецкого дворянства, управление губерниями преобразовали по общероссийскому порядку.

В Московском предместье русские торговцы селились у въезда в город через так называемые Карловы ворота. В 1775 году для нужд купечества на форштадте (как на немецкий лад именовали предместье), построили «Русский гостиный двор», который заменил Русский рынок, снесенный в 1772 году во время перестройки крепости. В этом же году в Риге зарегистрировали 92 лабаза, принадлежавшие русским торговцам. Они предлагали соль, ткани, лен, скобяные товары, металлические изделия. Гостиный двор был разобран во второй половине прошлого века, в связи со строительством на его месте «сталинской» высотки - Дома колхозника (сейчас Академия Наук Латвии).

Конкуренция со стороны русских купцов вызывала противодействие немецких торговцев. Рижский рат даже пожаловался генерал-губернатору Г. Броуну, что они, мол, тайно содержат корчмы и ведут мелочную торговлю. Рат рекомендовал заставить их заниматься физическим трудом, что пошло бы на пользу всей общине города. В правление Екатерины II, в 1785 году, вводится Городовое положение, что дает возможность русским принять участие в местном управлении и расширяет их права. Документ этот важен. До его принятия в городах балтийских губерний существовало дискриминационное для русских, и вообще всех не-немцев, торговое право и цеховое устройство. Возможностью беспрепятственной торговли могли пользоваться только горожане - «граждане», к которым русских, впрочем, как латышей и эстонцев, не причисляли. «Негражданам» предписывалось торговать только оптом, и то лишь с купцами-«гражданами». Ремесленную деятельность также жестко регламентировали. Городовое положение отменило особый суд и управу для русских, дало им представительство в шестигласной думе и возможность без ограничений заниматься торговлей и ремеслом. Однако о фактическом равенстве прав можно говорить только со времени правления Александра III (1881-1894гг.).

В 1785 году купец Ф. Грязнов основал в русской слободе первое в городе металлообрабатывающее предприятие, положив начало крупному промышленному производству в крае, у истоков которого стояли русские предприниматели. Уже вскоре, на окраине форштадта (в нынешнем центре Кенгарагса), построят фарфоро-фаянсовую фабрику Кузнецовых, торговый знак которой станет широко известен не только в России, но и далеко за ее пределами. С этим местом тесно связана жизнь старообрядческой общины Риги. Здесь в XVIII веке сооружена Федосеевская моленная - «Московская на берегу Двины», известная как Гребенщиковский старообрядческий храм. Обиходное название дано по фамилии щедрого жертвователя на благо общины, купца Алексея Петровича Гребенщикова

Этот район города не раз страдал от наводнений. И хотя еще в XVII веке жители предместья для защиты от них построили дамбу вдоль Двины, все равно каждую весну и часть осени улицы были залиты водой. Самые мощные стихии случались в 1649 и 1744 годах. Но еще больше форштадт страдал от пожаров. Они происходили почти каждый раз, когда на Ригу шел неприятель: в 1559, 1601, 1656, 1700, 1710 и 1812 годах. Здесь долгое время была разрешена только деревянная застройка, так как здешние дома в случае войны уничтожали, а их обитатели укрывались за городской стеной. После пожара 1812 года власти города разработали план восстановления предместья, в соответствии с которым решено было проложить несколько новых улиц. Одна из них, длиной более 11 километров, прошла рядом с бывшей дамбой и ныне зовется улицей Маскавас (Московской).

В предместье действуют несколько православных храмов: Благовещения Пресвятой Богородицы, Во имя Всех Святых, Св.пророка Иоанна Предтечи, Архистратига Божьего Михаила. На территории форштадта расположен второй в Риге по значению (после Покровского кладбища), православный и старообрядческий пантеон – Иоанновское (Ивановское) кладбище. В этой части города сохранился ряд интересных памятников деревянного зодчества, в том числе и так называемый «Дом Мухиных». Неповторимый колорит Московского форштадта неоднократно был описан в художественной литературе. Известность получили очерки писателя Н. Лескова, поэта и журналиста Г. Иванова.

Стремительный рост экономики губернии в конце 19- начале 20-го столетия обусловил приток городского населения в Московское предместье. Здесь открыли омнибусное сообщение, проложили железную дорогу. Вскоре большинство стали составлять фабричные рабочие. Они ютились в деревянных маловместительных постройках, а, зачастую, и в подвальных помещениях. Строительство нового жилья остро встало на повестку дня. Рядом с неказистыми 1- 3-этажными деревянными строениями стали подниматься каменные 5-6-этажные доходные дома. Пример тому – шестиэтажка с магазином на ул. Маскавас, 68. Добротный, с фасадным декором он был возведен по проекту архитектора А. Бара в 1911 году. Каменный пятиэтажный дом с эркером на фасаде и вышкой, что на ул. Элияс 16, построили по проекту архитектора Л. Римена в 1910 году. И на той же улице, под № 5, сооружен в 1913 году по проекту Г. Девендруса пятиэтажный доходный дом. В 1924 году форштадт включили в административную границу Риги.

Двадцатый век не принес Московскому предместью кардинальных перемен. В советское время имелись планы реконструкции района, которые предусматривали кардинальный снос старой застройки. В целом, им было не суждено сбыться. В 1969 году группа архитекторов предложила намыть грунт из речного русла и соединить форштадт с новым жилым районом большой магистралью. Так на карте Риги появился микрорайон Кенгарагс и улица Краста.

В советское время в этом районе открывается крупный вуз союзного значения – Рижский институт инженеров гражданской авиации, появляются НИИ и проектные институты. Здесь строятся заводы, поликлиники, школы, дома культуры, кинотеатры, спортивный манеж. В новой Латвии основная часть промышленных предприятий предместья закрылась, развитие получили лишь торговые предприятия и сфера услуг.

Олег Пухляк, Олег Язев

См.: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010). - Рига, 2010.

 

Источники информации:

1. Иванов Георгий. Московский форштадт.– Р.1934.

2. Rīga. 1860–1917. Latv.PSR ZA vēstures institūts. –  Rīga, 1978. 496. lpp.

3. Энциклопедия. «Рига». – Рига, 1989. С. 880.

4. Пухляк О.Н. Сто русских портретов в истории Латвии. – Р. 2008. С. 220.

5. Заварина А.А. Русское население Восточной Латвии во второй половине XIX– начале ХХ века. – Рига, 1986.

6. Пшеничников П. Г. Русские в Прибалтийском крае. –  Рига, 1910.

7. История Латвийской ССР. –  Рига, 1952. Т. 1.

8. Подмазов А.А. Старообрядчество в Латвии. –  Рига, 1970.

9. Николаас Витсен. Путешествие в Московию. – Санкт-Петербург, 1996.

Юрий Абызов. "Волга" на берегах Даугавыы

Илья Дименштейн. Звезда над Балтикой

Фотоальбом Людмилы Клешниной "Тихий сад Московского форштадта Риги"

Людмила Клешнина.Тихий сад Московского форштадта

 

Иллюстрации к теме