Тихий сад Московского форштадта г. Риги (Klusais dārzs)

Людмила Клешнина

Этот небольшой парк тихо хранит память о трех столетиях рижской истории, здесь мирно существуют и взаимодействуют разные проявления  нашей региональной  культуры. Территория между улицами Католю, Лаздонас, Даугавпилс и Екабпилс стала парком в начале 60-х годов XX века, когда в Риге были ликвидированы многие старинные кладбища. Здесь под сенью вековых лип покоится много православных рижан. На месте Тихого сада в XVIII – XIX веках были два кладбища – православное и старообрядческое, а вдоль улицы Католю к ним примыкало католическое (теперь парк Мира).

Точная дата отведения земли под эти кладбища неизвестна. На планах Риги XVII века эта свободная территория, находившаяся тогда за пределами рижских предместий, показана как песчаные дюны, поросшие лесом. При шведах, в 1652 году территория рижских форштадтов была ограждена рвом, проходившим параллельно современной ул. Дзирнаву, кольцом бастионов и палисадом. Изображение здесь, за укреплениями форштадта, католического кладбища с часовней появляется на картах Риги XVIII века. Во времена шведского правления в Риге был введен запрет на католические богослужения, католические приходы были закрыты. Первая небольшая католическая капелла за пределами городских стен была построена только после 1710 года, когда в результате Северной войны Прибалтика была присоединена к России. Именно здесь, на территории старейшего в Московском предместье католического кладбища ее построил монах-францисканец Игнатий Цешинский, находившийся тогда в Риге (1720-1737). На огороженной части кладбища хоронили католиков, а за оградой предавали земле бездомных, неимущих, утопленников и умерших насильственной смертью.  

Прошло около 160 лет, когда в 1892 году по проекту инж. Флориана фон Вигановского на месте католической часовни был возведен величественный каменный храм св. Франциска  – один из замечательных образцов неоготики в нашем городе, а рядом с ним по ул. Католю – жилой дом причта в том же стиле. Напротив костела, вдоль улицы Католю фрагментарно сохранилась деревянная жилая застройка первой половины XIX века, а в деревянном двухэтажном доме на углу улиц Католю и Екабпилс в середине XIX века размещался госпиталь, принимавший раненых во время Крымской войны (1853-1856).

Через сто лет после возведения костела, по проекту арх. Атиса Бивиньша (1988-1992) в глубине территории храма было построено стилизованное под готику кирпичное здание католической духовной семинарии, которое хорошо вписалось в историческую застройку этого места. На огороженной территории храма и семинарии сохранились захоронения бывшего католического кладбища. А кладбище для неимущих было закрыто в 1908 году и по проекту Г. Куфальта преобразовано в пейзажный сад Мира (Miera dārzs). До наших дней здесь сохранились только старые кладбищенские ворота и остатки некоторых элементов благоустройства. В 1927 году по проекту А. Зейдака в парке была возведена эстрада и оборудована детская игровая площадка.

Существование кладбищ старообрядческого и православного на территории нынешнего Тихого сада продлилось еще на полвека, судьба их сложилась иначе. После Северной войны и присоединения Прибалтики к России, в Риге увеличилось число постоянных русских жителей. Небольшое православное кладбище в XVIII веке находилось вблизи старенькой церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» на Петербургском форштадте, которая стояла на углу нынешних улиц Гертрудас и Кр. Валдемара. В 1777 году по указу Екатерины II городские кладбища были вынесены за черту палисадов, ограждавших тогдашние предместья. Вероятно, тогда и были отведены новые земельные участки для старообрядческого и православного кладбищ рядом с уже существовавшим католическим, вблизи укреплений форштадта. Новое православное кладбище было приписано к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, которая первоначально находилась вблизи Карловых ворот (в районе нынешнего вокзала). Во время расширения рижских укреплений, в 1773 году старая деревянная Благовещенская церковь была разобрана и возведена заново (1774-1778) на новом месте, где находится и сейчас Из ее материалов на новом православном кладбище в 1777 году построили часовню во имя Всех Святых, и кладбище стали именовать Всехсвятским. В 1784 году по указу Екатерины II как административная единица города был учрежден Московский форштадт, в состав которого вошло и Всехсвятское кладбище. При нашествии Наполеона, в 1812 году вместе с застройкой предместья сгорела и новопостроенная Благовещенская церковь. Кладбищенская Всехсвятская часовня уцелела (так как стояла в отдалении от застройки) и временно, до восстановления Благовещенской церкви использовалась как приходской храм общины, что потребовало ее перестройки и переосвящения в 1815 году как церкви Всех Святых. При храме была отдельно стоящая колокольня.

Эта перестроенная деревянная церковь сохранилась до наших дней, мы можем ее видеть на Ивановском кладбище, куда она была позже перенесена. Деревянная Всехсвятская церковь возводилась почти одновременно с деревянной Благовещенской и похожа на нее построением объемов и стилистикой фасадов, но более изящна и меньше по величине. Основной объем деревянной церкви был выполнен в стиле ампир, он сохранился до наших дней в виде четверика, из которого вырастает стройная композиция восьмерика, увенчанного пятиглавием. Фасады основного объема украшены характерными для ампира двусветными окнами и деревянными пилястрами. Интерьер храма неожиданно просторный. Уходящее вверх пространство восьмерика в центральной части впечатляет интересной формой и точно выверенными пропорциями.

Вероятно, от времен этой церкви сохранились каменные трехчастные ворота бывшего кладбища с чертами стиля ампир, встроенные в массивную ограду с кирпичными столбами, увенчанными большими бетонными крестами, на массивном цоколе и с деревянным заполнением. Остатки этой ограды сохранялись вплоть до самого конца XX века, когда были снесены и заменены примитивным новоделом.

До наших дней сохранились стены кладбищенской сторожки на ул. Католю, построенной в ХIХ веке, когда стала развиваться застройка предместья. В середине ХIХ века Рижский генерал-губернатор князь А.Суворов принял решение разделить Московский форштадт на две части, а  также обратился к архиепископу Псковскому Платону с просьбой выделить в этой части города самостоятельный православный приход. 28 июля 1851 года Св.Синод своим указом разрешил обратить кладбищенскую Всехсвятскую церковь в приходскую. Самостоятельная община начала сбор средств для строительства нового, более обширного храма. Тем временем кладбище было уже так занято могилами, что, по словам рижского благочинного - протоиерея Ф Варницкого, не было «...почти никакой возможности к дальнейшему погребению в оном». Новые захоронения были запрещены. В середине 19 века, в силу необходимости городские власти выделили вблизи Всехсвятской церкви у Ивановских ворот обширный участок земли для нового кладбища, получившего название Иоанновского, которое было разделено на две части – православную и старообрядческую. В 1866 году на этом кладбище была построена деревянная часовня, а в 1882 году к ней пристроили перенесенную с Всехсвятского кладбища деревянную церковь. Обновленный деревянный кладбищенский  храм св. пророка Иоанна Предтечи был приписан к Всехсвятской церкви, в него была перенесена и вся утварь старой церкви. 

Перенос деревянной церкви был обусловлен  началом  строительства новой кирпичной Всехсвятской церкви. Сегодня трудно заметить, что строительство церкви велось в две очереди (1869 - 1870 г. колокольня с притвором и трапезной, 1882 - 1884 г. основной объем церкови), так как объемы образуют цельную композицию.  В 1868 году архитектор Янис Фридрих Бауманис разработал проект новой каменной пристройки, включавшей колокольню и трапезную часть церкви (предхрамие) с двумя симметричными приделами. В 1870 году старая деревянная колокольня была снесена, а новый объем из красного кирпича пристроен вплотную к старой деревянной церкви. На колокольне был установлен колокол весом 310 пудов, отлитый валдайским  мастером Василием Стуколкиным (Россия). Прошло десять лет, и осенью 1881 года Бауманису был заказан проект основного объема новой кирпичной церкви, а старую предполагалось перенести на Ивановское кладбище. Обмеры и проект перемещения деревянного храма Я. Бауманис выполнил в 1882 году, в августе того же года состоялась закладка новой церкви, которая была закончена и освящена в мае 1884 г. с престолом во имя Всех святых. Пока строился основной объем церкви, службы проходили в ее трапезной части, где в 1881 году был освящен малый престол (левый) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Третий престол (правый малый) во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был обустроен и освящен в сентябре 1891 года, уже после смерти Яниса Бауманиса, последовавшей 19 марта 1891 года.

 Храм построен в стиле эклектики, в романских формах. Необычный для православного храма стиль не помешал зодчему строго выполнить все требования церковного канона. Традиционная анфилада пространств, полукруглая апсида алтаря, крестово-купольное решение основного объема церкви, великолепно продуманная система естественного освещения интерьера, хорошая акустика, даже оригинальное завершение восьмигранного купола и колокольни, круглое окно-роза – все говорит о уважении традиции, о  глубоком осмыслении канонических форм, об умении творчески их переработать согласно региональному контексту. Архитектурные объемы, построенные в два этапа, образуют цельную пространственную композицию. Внутреннее пространство церкви просторно и величественно, но не подавляет человека, а сомасштабно ему и даже уютно. В церкви сохранился подлинный интерьер второй половины 19 века : трехярусный иконостас пространственной формы, одноярусные иконостасы малых приделов, паникадила в технике прорезного железа. Интересны массивные деревянные несущие конструкции колокольни.

В 1924 году средствами прихода на колокольне храма были установлены новые колокола, взамен утраченных в годы Первой мировой войны. В 1926-1934 годах под руководством арх. В. Шервинского в храме проводился капитальный ремонт. Богослужения в церкви никогда не прерывались.

Рядом с храмом было возведено двухэтажное приходское здание. С 1894 года в нем действовала церковно-приходская школа (арх. А.Кизельбаш), позже в том же здании – городская русская основная школа № 8, в советское время здание было расширено пристройкой и использовалось как детский сад. С 1995 года в здании бывшей школы размещается Рижская Духовная семинария.

Городской сад на месте бывших старообрядческого и православного кладбищ по проекту арх. Карла Барона был устроен в 1960 году, первоначально он получил название Киевского парка (4,73 га). Старых захоронений на территории парка не сохранилось. Едва заметные следы оград еще заметны вблизи храма, у алтарной части здесь была могила родителей петербургского купца первой гильдии Фирса Мироновича Садовникова, уроженца Риги, на капитал которого, по его завещанию было устроено заведение для призрения обедневших русских рижан. Каменная богадельня для бедных, школа для приходящих детей и церковь священномученика Фирса былы открыты в доме № 20 по нынешней ул. Ф. Садовникова в 1876 году, и находились там до 1940 года.

На территории храма, справа от церкви сохранилась братская могила времен Первой мировой войны. Надпись на памятнике сообщает, что он «сооружен трудами приходского совета, прихожанъ и жертвователей 1 сентября 1936 года». На гранях гранитного обелиска, увенчанного крестом, начертаны имена павших воинов 12-го сибирского стрелкового полка и Двинского пехотного полка. Рядом с крыльцом церкви – могилы священнослужителей и настоятелей храма, среди них – захоронение протоиерея Алексея Торопогрицкого. Во время немецкой окупации на территории, вплотную прилегающей к Всехсвятскому и Иоанновскому православным храмам, было еврейское гетто. О. Алексей Торопогрицкий и о.Николай Шалфеев (настоятель Иоанновского прихода) помогали евреям (в основном детям) бежать из гетто. В конце 1941 года о. Николай Шалфеев и о. Алексей Торопогрицкий были арестованы гестапо, и оба умерли в течение трех дней после выхода из-под ареста : о. Алексей Торопогрицкий - 27-ого,  о. Николай Шалфеев - 28-ого декабря 1941 года.  О. Николай был похоронен на Ивановском кладбище, недалеко от храма. О. Алексей покоится рядом с церковью Всех Святых.

В 1990 году Киевский парк был переименован в Тихий сад.

Памятный камень с надписью «1979-1989. Сынам Латвии, погибшим на Афганской войне» установлен в парке в 2008 году.  В 1978 году рядом с парком, по ул. Даугавпилс 31 построено административное здание (арх. Л. Клешнина), которое тактично вписалось в тихую среду бывшего кладбища. При строительстве были сохранены все старые деревья, а хозяйственный двор с гаражами  спрятан за зеленым газоном искусственной насыпи.

 

                                                                                                      Людмила Клешнина

Источники информации :

1)      Демина Н. «Рижская церковь во имя Всех Святых», Рига, 1998.

2)      «Православие в Латвии», выпуск 6, Филокалия, Рига, 2007, с.120-135.

3)      «Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», Zinātne, Apgāds mantojums, 2007, c. 337, 352-   363, 488-497.

4)      Irēna Bākule «Rīga ārpus nocietinājumiem», Neputns 2009, с. 33, 100, 110, 127.

5)      http://sobory.ru/article/index.html?object=06387

6) Клешнина Л. (при участии О.Остенберга) «Административное здание Московского и Рижского РК КП Латвии на углу улиц Даугавпилс и Екабпилс», «Латгипрогорстрой», 1973.