Лариса Чухина

Лариса Чухина

Лариса Алексеевна Чухина (24 сентября 1913, Пружаны, Гродненская губерния, по другим сведениям – Рязань, Российская империя – 23 марта 2002, Рига, Латвийская Республика) – хабилитированный доктор философии (Dr. habil phil.).

На протяжении трех десятилетий в латвийской  философской академической среде особенно выделялась Лариса Алексеевна Чухина –  выпускница университета Стефана Батория в Вильнюсе, профессор-эмеритус, доктор философских наук, хабилитированный доктор философии Латвии, ведущий научный сотрудник Института философии и социологии АН Латвии.

Ей было суждено появиться на свет в городке Пружаны Гродненской губернии (по другим сведениям в Рязани). Родители служили учителями в местной школе. Отец – Алексей Лукич Стовбуник (Stowbunik), мать – Екатерина Иосифовна, оба православного вероисповедания. Со времени Первой мировой войны сохранились фотографии, одна из них  – маленькая Лариса на коленях отца и рядом стоит мама.

Семья не задержалась в советской России, переехали в Польшу, которая в ноябре 1918 г. обрела  через много томительных десятилетий долгожданную, выстраданную  независимость. Cвязь с Польшей была, Лариса Алексеевна упоминала об этом, да и сохранилась фотография родителей, сделанная в Белостоке. Поселились  в Пружанах. Конечно, жили трудно, у матери, рано овдовевшей, на руках оказалось трое детей. Лариса училась в Пружанах, затем в Вильно в белорусской гимназии.

Несмотря на все экономические трудности, одной из задач молодого польского государства стало восстановление высшего образование и налаживание научной жизни. В  период между двумя мировыми войнами действовало шесть университетов. Лариса остановила выбор на Гуманитарном факультете Виленского университета имени Стефана Батория (Uniwersytet Stefana Batorego w  Wilnie). Она не просто получила хорошее образование в Виленском университете! На годы учебы Ларисы Стовбуник в университете (с 1932 по 1938 год) и начало ее работы в качестве ассистента на философском отделении  пришлась пора расцвета и международной  признательности Львовско-Варшавской философской, подчеркну, национальной,  Школы. Исследователь Львовско-Варшавской философской школы Борис Домбровский привел в своей книге перечень требований, которые предъявлялись к философу из этой школы. «Во-первых, он должен иметь философское образование, а также обладать знаниями в объеме университетского курса по одной из дисциплин, желательно естественнонаучной. Философское образование должно быть историческим и систематическим. Особое внимание обращалось на знакомство с современным состоянием философских знаний, так необходимых философу-аналитику.  Вместе с тем истории философии уделялось особое внимание, а членов Школы среди приверженцев аналитической философии особенно выделяло как раз знание истории, которое может служить знаменем школы. Согласно принятому в Школе стандарту философ должен свободно себя чувствовать во всех областях систематической философии, а в одной из них особенно основательно ориентироваться. К сказанному остается добавить знание иностранных языков, непременно включающих старогреческий и латынь». (см.: http://www.philosophy.ru/library/dombrovski/index.html )  

В зачетной книжке студентки Ларисы Стовбуник записаны имена профессоров, составивших добрую  славу Львовско-Варшавской философской Школы. Назову первое имя – проф. Тадеуш Ипполит Чежовский (Tadeusz Czeżowski;1889-1981). В исследованиях по истории Львовско-Варшавской Школы он называется в ряду основных ее представителей и не только как ученого, но и педагога. В его начальном научном творчестве преобладали онтология и семантика, позже занимался логикой и методологией, семиотикой, этикой.  Разнообразные курсы по аксиологии, этике индивидуализма, философии поэзии вел Генрих Элзенберг (Henryk Józef Maria Elzenberg; 1887-1967) – выпускник Сорбонны, специалист по истории философии, этике, эстетике, аксиологии. Блестящий классический филолог, переводчик проф. Стефан Сребрений (Stefan Srebrny; 1890-1962) увлекал студенческую аудиторию лекциями по греческой философии, греческой хоральной лирике, поэзии Сапфо. Молодой проф. Богдан Завадский (Bohdan Zawadzki;1902-1966) читал разнообразные курсы по психологии, вел практические занятия по психологии. Проф. Богумил Ясиновский (Bogumił Jasinowski;1883-1969) – историк философии и науки, теоретик культуры, читал лекции и проводил семинарские занятия по истории философии.

1 декабря 1937 года на студенческом научном собрании прошло выступление студентки Ларисы Стовбуник «Любовь к дальнему как основа этики Фридриха Ницше», закрепившее за ней добрую славу восходящей звезды Школы. С октября 1938 года начала работать ассистентом кафедры истории философии гуманитарного факультета. К 1 сентября 1939 года были сданы магистерские экзамены, получены документы, предстояла научная работа в Сорбонне – в библиотеке, шлифовка текста магистерской диссертации.

Но 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия напала на Польшу, что привело к территориальному переделу Польши между СССР и Германией, завершившемуся 28 сентября 1939 года. Вильно (Вильнюс) отошел Литве, другие земли отошли в пределы иных «братских» республик.  Фактическое начало Второй мировой войны круто изменили судьбу самой Ларисы, перечеркнув все надежды, планы на карьеру в науке более чем на 25 лет.

В 1962 г. уже почти в 50-летнем возрасте, благодаря содействию истинных доброжелателей, удалось подать документы в Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова. Экзамены на заочном отделении сдавались один за другим, вместо 6 лет проучилась два года. Летом 1964 г. документ о высшем образовании советского образца был наконец-то получен. Диплом был т.н. красным, поскольку все оценки в нем были «5». Кафедра философии пригласила недавнюю студентку написать статью для  коллективной монографии «Проблема ценностей в философии», в которой в 1966 г. увидела свет статья Ларисы Чухиной «Феноменологическая аксиология Макса Шелера». На протяжении последующих многих лет плодотворной научной карьеры Лариса Алексеевна не раз будет размышлять над философскими идеями М. Шелера, переводить его тексты, последняя публикация о нем выйдет в Москве в 1994 г. 

С февраля 1966 г. Лариса Алексеевна пришла на работу в академическую систему,  работала старшим лаборантом в секторе философии Института истории АН ЛССР, постепенно поднимаясь по служебной иерархии. С января 1981 г. перешла в новый Институт философии и права, где проработала до конца 1990-х гг. Как для крупнейшего русского мыслителя 20 столетия Алексея Лосева история античной эстетики стала прибежищем от гнетущей марксистско-ленинской философии, так для Чухиной – история философии (античная, западная, латышская), этические учения, аксиология. Круг любимых авторов был не малый: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Блез Паскаль, Серен Кьеркигор, Федор Достоевский, Карл Барт, Жак Маритен, Мартин Бубер, Габриэль Марсель, Карл Ранер, Екаб Осис, Гарлиб Меркель, Иоганн Безеке. Свободно владея древними и современными европейскими языками, она работала в близком ей жанре философских портретов, предложила свою авторскую интерпретацию близких ей по духу религиозно-философских учений, решавших, как она подчеркивала,  жизнесмысловые вопросы. Неизменно осталась верной лейтмотиву своего философского творчества – проблеме человека – тайне, которую разгадывал Достоевский, вечному страннику Августина, мыслящему тростнику Паскаля в пучине безмерного мироздания, или, напротив, человека-кентавра, неспособного уразуметь, как божественный дух  соединяется с его материальным телом. Своими философскими текстами учила тех, кто жаждал быть ею наученным. Текстами, отличавшимися  архитектонической стройностью, выделением смысловых ядер и выразительных деталей, ясностью, строгостью изложения. Текстами эмоционально напряженными, наполненными прекрасным русским языком - сочным, ёмким, изящным, метафоричным.

Мне хочется привести строки из письма доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии РАН Тамары Андреевны Кузьминой:  «Своим студентам я всегда рекомендовала ее работы, и по их ответам и рефератам видела, что не просто читают, а находятся под обаянием, если можно так сказать по поводу теоретических работ, ее статей и книг, через которые проглядывала ее личность, щедрая и великодушная. Всегда чувствовалось, что философия для нее – не просто профессия, а то, без чего нет человека. Для нее заниматься философией и быть человеком – одно и то же. И все это присутствовало в ней без всякого внешнего, а потому ложного, пафоса, без всякой позы». 

В 1980 г. вышла монография Ларисы Алексеевны «Человек и его ценностный мир в религиозной философии». Рига, Зинатне, 1980  (переиздание осуществлено в 1991 году).

Назову только несколько публикаций, посвященных Максу Шелеру: Чухина Л. А. Феноменологическая аксиология М. Шелера  // Проблема ценности в философии. М., Л., 1966; Чухина Л. А. Проблема личности в аксиологии Макса Шелера // Ученые записки Тартуского гос.  ун-та. Труды по философии. 1968. № 11; Чухина Л. А. Макс Шелер: Онтология трагического // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, Зинатне, 1988; Чухина Л. А. Концепция эмоционального априори в феноменологической философии М. Шелера // Феноменология в современном мире. Рига, Зинатне, 1991; Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера // Макс Шелер Избранные произведения. М., Гнозис, 1994

Кто знает – вечность или миг

мне предстоит бродить по свету.

За этот миг иль вечность эту

равно благодарю я мир.


Что б ни случилось, не кляну,

а лишь благословляю лёгкость:

твоей печали мимолётность,

моей кончины тишину.

Бэлла Ахмадулина

 

Светлана Ковальчук

 

Фотографии и документы из архива Ларисы Алексеевны Чухиной (1913-2002)

Лариса Чухина. Главы из учебного пособия «Человек в религиозной философии»

Презентация сборника, посвященного 100-летию со дня рождения философа Ларисы Чухиной

Иллюстрации к теме