«Неизвестные» латвийские священнослужители: отец Иоанн Легкий
Александр Гаврилин
Православие в Латвии.
Исторические очерки. Сборник статей под редакцией А.В. Гаврилина.
Выпуск №4 - Рига, 2004 год.
и т. п. В этой связи представляется интересным проследить жизненный путь одного из таких «неизвестных» священнослужителей - о. Иоанна Легкого.
Иоанн Саввич Легкий родился в Двинске (Даугавпилсе) 29 апреля 1907 года. Его отец служил священником Каплавской и Салиенской церквей. Православным священником был и старший брат Иоанна - о. Иаков Легкий (1906 -1982, посвящен во диакона в 1928 году, во священника - в 1932 году). После окончания в 1926 году Двинской правительственной русской гимназии Иоанн Легкий закончил Рижские правительственные педагогические курсы и с 1 октября 1927 года по 14 сентября 1931 года работал в Отец Иоанн Легкий Илукстском уезде учителем. В 1930 во время II Мировой войны году экстерном сдал двухгодичный курс Рижской Духовной семинарии. 30 августа 1931 года Иоанн Легкий женился на Екатерине Яковлевне Перминовой (венчал их в Салиенской Св. Иоанно-Предтеченской церкви о. Иаков Легкий). 8 сентября 1931 года в Рижском Христорождественском кафедральном соборе архиепископом Рижским и Латвийским Иоанном (Поммером) Иоанн Легкий был рукоположен во диакона, 14 сентября - во иерея с назначением настоятелем церкви во имя Покрова Божией Матери Каплавского прихода, который ранее обслуживал его отец - настоятель Салиенской во имя Св. Иоанна Крестителя церкви протоиерей Савва Легкий [5, 3-5]. 22 января 1934 года о. Иоанн был назначен вторым священником Даугавпилсского Александро-Невского собора, в котором еще в отрочестве прислуживал настоятелю собора о. Петру Беллавину. Параллельно о. Иоанн Легкий работал законоучителем в школах Даугавпилса и в Даугавпилсском учительском институте, а также окормлял тюрьмы Даугавпилса. 29 апреля 1936 года был назначен настоятелем Даугавпилсской Петропавловской церкви (на Старом Форштадте) и Каплавской Покрова Божией Матери церкви. 24 июля 1936 года о. Иоанн был переведен в Ригу, где служил священником Рижского Св. Троице-Сергиева женского монастыря. С этого же времени о. Иоанн работал преподавателем Закона Божия в ряде школ Риги. В 1937 году поступил на православное отделение теологического факультета Латвийского Университета, однако не успел его закончить из-за закрытия в 1940 году советской властью всех богословских учебных заведений Латвии (в 1940 году о. Иоанн был переведен на IV курс отделения). С 1936 года являлся членом Синода Латвийской Православной Церкви, с 1941 года - член Экзаршего Правления. Любил проповедь, проповедовал страстно, истово, держа аудиторию в постоянном напряжении, за что латвийское духовенство в шутку называло молодого священника «Аввой».
Во время II Мировой войны возглавлявший Прибалтийский экзархат Московской Патриархии митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) попытался возродить каноническую духовную жизнь там, где она была почти полностью уничтожена большевистским режимом. С этой целью на территорию Псковской, Новгородской и Ленинградской областей в августе 1941 года была направлена так называемая Псковская православная Духовная Миссия (Управление православной Миссией в освобожденных областях России). В числе первых миссионеров на псковской земле (командирован во Псков 17 августа 1941 года) был и о. Иоанн Легкий. Позже он так описал свой приезд во Псков: «Когда в августе мы приехали во Псков, на улице прохожие со слезами на глазах подходили под благословение. На первом богослужении в соборе все молящиеся исповедовались. Нам
казалось, что не священники приехали укреплять народ, а народ укрепляет священников»[8, 148]. Вместе с тем он писал и о том, что в ряде мест миссионерам пришлось столкнуться с полной утратой веры среди населения, вплоть до «богоборчества, страшные следы которого мы видели всюду на Русской земле, во многих русских душах»[9, 31]. Как рассказывает еще один миссионер, о. Алексий Ионов, «поруганные храмы восстанавливало, конечно, само население. Своими силами, своими средствами. Как быстро ремонтировались эти церкви!.. На первых же Богослужениях они омывались слезами молящихся. С каким душевным волнением совершались эти Богослужения. Надо было лично наблюдать эту стихийную устремленность русского народа к своему родному Православию, к своим родным святыням. Народ русский по-прежнему взыскует Бога и он по- прежнему народ Достоевского, предлагавшего судить его не по тем мерзостям, которые он творит, а по глубине его покаянных порывов...»[16, 234]. Только в августе - ноябре 1941 года о. Иоанн Легкий крестил 3500 детей. Всего же только за первые месяцы работы Миссии было крещено около 50 тысяч детей.
Первым начальником Псковской Миссии был назначен протоиерей Сергий Ефимов, с октября 1941 года - протоиерей Николай Коливер- ский, с ноября 1941 года - протопресвитер Кирилл Зайц. Отец Иоанн Легкий считался помощником начальника Миссии. Указом митрополита Сергия (Воскресенского) от 27 января 1942 года о. Иоанн Легкий был назначен настоятелем Гдовского Св. Афанасьевского храма, 8 июля - Гдовским благочинным. В его ведение были переданы приходы Середкинского, Пдлновского, Гдовского, Сланцевского и Осьминского районов, то есть более 40 храмов. Во Гдове он являлся также председателем местного отделения организации «Народная помощь». Как вспоминал о. Иоанн, «настроение у населения было такое высокое, что часто думалось, да были ли здесь гонения? И казалось, что сам воздух был насыщен религиозным подъемом. Молодежь быстро вернулась к вере. Обычно причащение после Богослужения продолжалось дольше, чем сама служба, - причащалось по 500-600 человек. Служить приходилось с 6 утра до 8 часов вечера. Много крестили детей до 16-летнего возраста. Одновременно приводили по 25-30 и даже 100 детей»[14, 141-142]. Несмотря на колоссальную занятость, о. И. Легкий регулярно писал статьи и поучения для печатного органа Псковской Миссии журнала «Православный христианин». По словам одной из прихожанок, «... нам нужны были мудрые наставники. Мы обрели их совершенно неожиданно. Все для нас было ново. Мы научились слушать церковную службу, все вместе справляли праздники православного календаря. К нам приходило осознание того, что мы - русские, а значит, православные, какими были наши прадеды»[4, 28]. Как вспоминал о работе в составе Псковской Миссии архимандрит Кирилл (Начис), «...в церковном плане как все было? Храмы и церковный народ. Народ жаждал молиться, жаждал покаяния. И стали молиться... Верующих, церковных людей не так много оставалось, молодежи тоже немного было - шла война. Но было много человеческой боли, и нужно было ее преодолеть. И храмы были переполнены народом: слезы, молитвы, плач. Так проходили службы. За Богослужениями в храме молились истово»[15, 196]. Благодаря деятельности Псковской Миссии до начала 1944 года количество действующих храмов на территории Псковской, Новгородской и Ленинградской областей, по сравнению с довоенным периодом, увеличилось в 15 раз (более 420 храмов). Уже находясь далеко на чужбине, о. Иоанн всегда вспоминал время своего служения во Псковской Миссии как самый значительный, самый важный период жизни. Так же считали и другие миссионеры. Например, о. Алексий Ионов писал: «... лучшее время моего пастырства - время, проведенное в Псковской Миссии, хотя внешне оно протекало в самой суровой обстановке. Кругом партизаны. Встреча с ними - конец. Им не втолкуешь, что мы проповедуем Христа Распятого. Мы на этой стороне - значит, враги... Бог хранил меня, хотя и были самые «злые состояния»... Преждевременная седина - следы этих пережива- ний»[16, 233].
В июле 1943 года о. Иоанна Легкого возвели в сан протоиерея и назначили ключарем Рижского Христорождественского кафедрального собора. 17 августа 1944 года протоиерей Иоанн Легкий был назначен благочинным Рижскоградского округа. В сентябре 1944 года советские войска были уже на подступах к Риге и 9 октября 1944 года о. Иоанн Легкий в составе группы православных священников Латвии во главе с епископом Рижским Иоанном (Гарклавсом) был насильственно вывезен отступающей немецкой армией в Германию, в Судетскую область. По словам другого участника Псковской Миссии и также эмигранта о. Георгия Бенигсена, «...мы давно уже видели надвигавшийся крах Германии, но это нас не касалось. Мы отовсюду уходили последними, делая до конца свое дело с неослабевающей упорностью, зная, что наше дело - дело Христовой победы... Мы шли с населением, вновь оставляя родную землю, оставляя жертвы, павших под пулями партизан, агентов гестапо, или просто решивших не уходить или не успевших уйти. Мы шли на Запад, зная, что от большевиков нам нечего ждать пощады, зная на этот раз советский режим так же хорошо, как немецкий»[2, 138]. Следует отметить, что в послевоенные годы органами НКВД на территории Латвии было
репрессировано более половины
всего наличного состава православного духовенства, в том числе все участники Псковской Миссии. Брат о. Иоанна, о.
Иаков Легкий остался в Лат- иии, где в 1944 - 1949 годах проживал под чужой фамилией на нелегальном положении. В июне 1949 года он был арестован и осужден по статье 58-й Уголовного кодекса РСФСР («за агитацию, содержащую призыв к свержению советской власти») на 10 лет лишения свободы (условно освобожден в 1954 году) [6, 93, 213-214].
В конце 1986 года, в возрасте 80-ти лет, о. Иоанн Легкий попросил освободить его от всех должностей и уволить на покой (уволен с 1 января 1987 года). 15 января 1989 года овдовел, лишившись своей горячо любимой супруги Екатерины Яковлевны, с которой прожил вместе 58 лет. После этой утраты, несмотря на преклонный возраст, о. Иоанн принял решение продолжить служить в Церкви.
В августе 1990 года о. Иоанн Легкий принял монашеский постриг. По его просьбе ему было дано имя рукополагавшего его во иерея свя- щенномученика Иоанна (Поммера). 28 августа 1990 года в храме Преп. Серафима Саровского Успенского Ново-Дивеевского женского монастыря (Спринг - Валлей) Иоанн (Легкий) был хиротонисан во епископа Буэнос-Айреского и Аргентино - Парагвайского. Хиротонию совершили: председатель Архиерейского Синода РПЦЗ митрополит Виталий, архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр, епископ Манхэттенский Иларион, епископ Ирийский Даниил и епископ Григорий.
В Аргентине еп. Иоанн прослужил четыре года. В августе 1994 года еп. Иоанн решил уйти на покой и попросил освободить его от
управления Аргентино - Парагвайской епархией. 2 октября 1994 года был назначен викарием Восточно - Американской и Нью-Йоркской епархии с титулом епископа Рокландского. Как рассказывает духовный сын епископа Иоанна протоиерей Георгий Ларин, «... познакомившись с Владыкой, я понял, что вне Церкви его ничего не интересовало. Он был весь поглощен своим служением. Владыка Иоанн обладал прекрасной памятью и обширными познаниями во всех церковных вопросах: богослужебных, святоотеческих и бытовых. Искренне любя людей, он глубоко переживал, когда в ответ на его заботы о них он встречал иногда непонимание и даже грубость. Батюшка был незаурядным проповедником. Никогда не забудется его доклад на одном из пастырских совещаний о покаянии, во время которого у большинства выступили слезы»[14, 143].
3 марта 1995 года, в Прощеное воскресенье, в соборе Архистратига Михаила в г. Патерсоне, настоятелем которого он являлся в течение 28 лет, епископ Иоанн попросил у всех присутствующих прощение и призвал к взаимной любви. На следующий день Владыка отслужил свою последнюю службу и в Чистый пяток, 10 марта 1995 года Иоанн (Легкий) отошел к Господу. 13 марта в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Наяке было совершено отпевание. Похоронен епископ Иоанн (Легкий) на кладбище Ново-Дивеевского монастыря (Спринг- Валлей) [5, 5, 15].
63 года Иоанн (Легкий) прослужил клириком Православной Церкви, служил в тяжелейших условиях военного времени, затем - в эмиграции. Его имя, широко известное и глубоко почитаемое в Русской Зарубежной Церкви, к сожалению, полностью забыто на его Родине - в Латвии.
1.
Balevics Z. Pareizticīgo baznīca Latvijā. Rīga. 1987.
2.
Прот. Георгий Бенигсен. Христос-победитель// Вестник Русского
Христианского Движения. 1993. №168.
3.
Воспоминания ин. Вассы (Лариной). Записаны А. Гаврилиным 4
декабря 2002 года.
4.
Полчанинов Р. В. Псковское содружество молодежи при
православной Миссии// Православная жизнь. Январь 2001. №1.
5.
Прот. Георгий Ларин. Пастырь добрый // Православная Русь.
1995, №8.
6. Священник Андрей
Голиков, Сергей Фомин. Кровью убеленные. Мученики и исповедники
Северо-Запада России и Прибалтики (1940 - 1955). Москва. 1999.
7. Цит. по: П. Т. На ниве
Христовой // Православная Русь. 1995, №8.
8. Цит. по: Алексеев В.,
Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами
территории// Русское Возрождение. Москва - Нью-Йорк - Париж. 1981, №14.
9. Цит. по:
Балевиц 3. Православная церковь Латвии под сенью свастики (1941-1944).
Рига. 1967.
10. Письмо о. Иоанна
Легкого Высокопреосвященнейшему Митрополиту Анастасию, председателю
Архиерейского Синода РПЦЗ от 21 февраля 1945 года. - Архив
Архиерейского Синода РПЦЗ.
11. Послужной список
членов причта и их семейств: протоиерей Иоанн Легкий. Составлен 13
января 1958 года. - Архив Архиерейского Синода РПЦЗ.
12. Письмо архиепископа
Вашингтонского и Флоридского Никона митрополиту Восточно-Американскому
и Нью-Йорскому Филарету (Вознесенскому), первоиерарху РПЦЗ от 28 апреля
(1 мая) 1965 года.
- Архив Архиерейского Синода РПЦЗ.
13. Монахиня
Иоанна (Помазанская). Пастырь в годы войны // Православная Русь. 2002,
№22.
14. Прот. Михаил Женочкин.
Миссионер протоиерей Иоанн Легкий // Санкт-Петербургские Епархиальные
Ведомости. Вып. 26-27. Издательство Санкт-Петербургской Митрополии.
2002.
15. Архимандрит Кирилл
(Начис). Народ жаждал молиться, жаждал покаяния... Служение в приходах
Северо-Запада в годы войны // Санкт-Петербургские Епархиальные
Ведомости. Вып. 26-27. Издательство Санкт-Петербургской Митрополии.
2002.