Фирс Садовников

Фирс Садовников

Фирс Миронович Садовников (1789, Рига, Российская империя – 3 апреля 1853, Санкт-Петербург, Российская империя) – купец 1-й гильдии, жертвователь.

Фирс Садовников родился в семье рижских мещан Мирона и Марфы Николаевны Садовниковых. Семья владела недвижимостью в Риге.

Отец Фирса Мироновича скончался в 1822 году. Мать — Марфа Николаевна – скончалась летом 1827 года. Похоронены они были на Всехсвятском кладбище, которое, как и могилы родителей Фирса Садовникова, не сохранились. Уже в это время Ф.М. Садовников проживал в Санкт-Петербурге и был купцом 1-й гильдии. В его отсутствие хлопотами, связанными со смертью матери и вопросами её кредиторов, которые могли иметь какие-то требования или претензии к ней, занимался доверенный Ф.М. Садовникова местный рижский мещанин Мокей Михайлович Желтов. Процесс этот был не быстрый, т. к. претензии можно было предъявлять в течение шести месяцев со дня публикации объявления о смерти человека.

К декабрю 1828 года Ф.М. Садовников уже вступил в права наследства, получив жилой дом  по адресу Карльская улица № 33 (Karlsgasse sub Nr. 33) на Московском форштадте,  практически сразу, летом 1829 года, продал его местному мещанину Константину Архиповичу Илзину (эта фамилия в немецком источнике может быть отражена неверно – Constantin Archipow Il-sin).

Ф.М. Садовников подписывался двойной фамилией – Садовников-Герасимов. Вторую фамилию  Герасимов – Фирс Миронович носил, вероятнее всего, в связи с тем, что наследовал дело своего бывшего хозяина – Саввы Герасимовича Герасимова, и таким образом подчёркивалась преемственность и продолжение дела, начатого некогда Герасимовым, а затем воспринятого и продолженного Садовниковым.

«Садовников был бездетен, был очень богат, но не был чёрств душою и не отказывал в помощи бедным и нуждающимся…», – отмечалось в газете «Рижский вестник» за 1874 год в связи с закладкой Садовниковской богадельни.

Однако всё было не так просто. «Если Садовников и не принадлежал к людям, которые любили выражения подчиненности и не требовал, чтобы перед ним ищущие его покровительства держали голову с поклоном, имели язык с приговором, а руки с подносом; тем не менее, однако, он был человек с некоторыми странностями.  – отмечал некто И. Сербов в газете «Рижский вестник» от 21 сентября 1872 года. –  Из писем М.М. Желтову  М.А. Жилкина, также рижанина, жившего в одном доме с Садовниковым (близ Владимирской церкви в Хлебном переулке) и известного в Петербурге умением распознавать качество брильянтов и определять их ценность видно, что «переговорить об известном деле с Садовниковым было тогда-то неудобно, а тогда-то опять речь на желанный предмет не наклеивалась. Кажется, что Садовников был одним из таких людей, которые не прочь сделать дело доброе, но так, чтобы оно не принимало вида, как будто послано с чужой стороны и нашептано чужим умом и посторонним желанием».

Поэтому подходить к делу следовало весьма осторожно. Рижскому купцу Мокею Михайловичу Желтову, нередко бывавшему в Петербурге и встречавшемуся там с Фирсом Мироновичем, это удалось. Между Желтовым и Садовниковым возникла переписка из которой следует, что вопрос в известной мере уже был решён в 1840 году, а окончательная редакция завещания была составлена 7 августа 1850 года. Садовников завещал капитал в 125 тысяч рублей с тем, чтобы, когда из процентов составится капитал, равный капиталу завещанному, соорудить в Риге, «где родился я и где покоится прах моих любезных родителей» каменную богадельню для бедных, престарелых и больных православного вероисповедания, а также школу для бедных детей и церковь во имя св. мученика Фирса.

Согласно завещанию, из числа именитых купцов должен был быть создан особый комитет, который отдавал бы все хозяйственные распоряжения в ходе строительства, а также взял бы на себя содержание на проценты, полученные с капитала, обитателей богадельни, а также школы и церкви.

Церкви Ф.М. Садовников завещал пять икон в серебряных позолоченных ризах и красного дерева киотах с серебряными лампадами и бронзовую позолоченную люстру о девяти свечах. Вышеперечисленные предметы, а также портрет самого жертвователя были отправлены в Ригу уже в 1854 году. Первоначально портрет хранился в кладовой магистрата, затем был передан в Русский клуб. Предполагалось же, что он должен занять достойное место в будущей богадельне.

Из упомянутой выше статьи И. Сербова (псевдоним Ивана Михайловича Николича; (1820-1879)  мы узнаём, что «трудно было этого почтенного старика склонить к снятию с него портрета. Он смотрел на это дело несколько предрассудочно. Впрочем, помимо его на то согласия, как-то удалось списать с него портрет». Портрет был написан малоизвестным художником Н. Зубровым и завершен им  в 1854 году, т.е. уже после кончины Фирса Мироновича. Вероятно, этот портрет долгие годы украшал помещение Садовниковской богадельни. С 1946 года портрет хранится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Поступил он туда из Института этнографии народов СССР. Можно предположить две версии: 1) портрет был вывезен из Риги в годы Первой мировой войны, в ходе эвакуации; 2) портрет мог оказаться в упомянутом институте и в связи с ликвидацией богадельни в 1940 году.

В 1866 году рижские граждане Большой гильдии православного вероисповедания приступили к составлению комитета по постройке богадельни. В состав комитета были избраны: Пётр Иванович Бочагов, Егор Фёдорович Бычков, Василий Александрович Бакалдин, а также дополнительные члены: Николай Васильевич Маковский, Евтихий Яковлевич Осипов и Андрей Герасимович Камарин. В 1868 году в состав комитета вошел рижский бургомистр Гейнрих Юлиус Бетфюр и избран был его председателем.

В 1870 году комитет приобрёл участок для строительства вблизи Всехсвятской церкви.

В 1872 году Александр II утвердил новый комитет в следующем составе:  Е.Ф. Бычков, Е.Я. Осипов, И.А. Шутов, И.Ф. Заверткин  и дополнительный член А.Г. Камарин. Делопроизводителем был избран доктор Г. Гиргенс.

В 1874 году комитет поручил проведение строительных работ каменных дел мастеру Герману Барчу, надзор за строительством был возложен на городского архитектора Иоганна Даниэля Фелско (он же архитектор здания) и членов комитета.

В том же  году состоялась закладка фундамента богадельни, по тем временам огромного здания. В нём предполагались помещения для призрения 128 человек, помещения для церкви, а также бесплатной начальной школы для мальчиков и девочек на 40 человек в каждой.

После водосвятия и перед окроплением возведенных уже стен, одним из членов строительного комитета И.А. Шутовым была прочтена памятная запись, предназначенная, по обучаю, для вложения в закладываемый фундамент.

В 1876 году строительства комплекса, включавшего богадельню, церковь и школу было завершено. В торжественной обстановке, в присутствии высших чинов, состоялось освящение здания Садовниковской богадельни. Вскоре она приняла и первых призреваемых.

До Первой мировой войны богадельня содержалась на проценты с неприкосновенного капитала, составлявшего сумму в 185 тысяч рублей. В 1915 году капитал богадельни составлял 246 тысяч 700 рублей процентными бумагами и 1159 рублей наличными. Однако, в виду военных действий и последовавшей смуты, капитал пропал. Поэтому в 1920-30-е годы богадельня содержалась на городские средства. В 1936 году на попечении богадельни находился 201 человек. В церкви во имя св. Фирса совершал богослужения протоиерей Иоанн Журавский. В здании также работала Рижская русская 1-я основная школа. В состав комитета богадельни входили: А.С. Бочагов, А.Т. Гончаров и В.Ф. Максимов. В 1940 году богадельня, как и прочие общественные организации, была закрыта советскими властями.

***

В 70-е годы 19-го столетия планировка рижских улиц заметно отличалась от нынешней. Только в 1885 году в Риге появилась улица Садовникова, названная так в честь жертвователя Ф.М. Садовникова. На этой же улице располагалась и построенная на его деньги богадельня.

В 1950 году улица, без каких-либо оснований, была переименована в честь советского военачальника М.В. Фрунзе. В 1989 году улице было возвращено её историческое название. Тем самым сохраняется и память о Фирсе Мироновиче Садовникове. И судьба здания бывшей богадельни сложилась удачно. Как в советское время, так и в постсоветский период в нём располагались и располагаются медицинские учреждения.

По подобному завещанию богадельня, школа и часовня были построены и в Санкт-Петербурге. Эти здания были построены в том числе и для увековечения памяти Саввы Герасимова, а богадельня и школа носили в своём названии имена Ф.М. Садовникова и С.Г. Герасимова. Здание и школа бывшей богадельни с 2014 года имеют статус объекта культурного наследия народов Российской Федерации. Здание богадельни и школы Ф.М. Садовникова и С.Г. Герасимова  располагается по адресу: Каменноостровский проспект, дом 66, лит.А.

Фирс Миронович Садовников был похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры. Его могила не сохранилась до наших дней, но память о нём жива.

 Материал подготовили Татьяна Фейгмане и Александра Яковлева

Портрет Ф.М. Садовникова. Художник Н. Зубров. Холст, масло, 107х89, 1854 год. Хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, РФ.

Редакция сайта благодарит Татьяну Панкратьеву (РФ) любезно приславшую  фотокопию портрета Ф.М. Садовникова.

 

Источники информации:

  •   Gerichtliche Bekanntmachungen. Rigische Anzeigen № 28, 11.07.1827;
  •   Gerichtliche Bekanntmachungen. Rigische Anzeigen № 31, 05.08.1829;
  •   Gerichtliche Bekanntmachungen. Rigische Anzeigen № 36, 09.09.1829;
  •   Рижский вестник, № 10, 1869, 1 февраля;
  •   И. Сербов. К памяти Фирса Мироновича Садовникова. – Рижский вестник, № 205, 1872, 21 сентября;
  •   О закладке Садовниковской богадельни. – Рижский вестник, № 137, 1874, 21 июня;
  •   Городской дневник. – Рижский вестник, № 73, 1883, 2 апреля;
  •   Н. Бордонос. Русская общественность в Латвии. – Русские в Латвии. Ч. 2. – Рига, 1934,  стр. 79-80;
  •   Русский ежегодник на 1938 год. Под ред. С.А. Коренева, И.Н. Заволоко, и Н.И. Антипова. – Издание Русского национального объединения в Латвии. – Рига, 1937, стр. 51;
  •   Престольный праздник в церкви Садовниковской богадельни. – Сегодня, № 346, 1939, 15 декабря.
  •   Энциклопедия Санкт-Петербурга
  •   Распоряжение от 23 января 2014 года N 10-26: https://docs.cntd.ru/document/537947409

Иллюстрации к теме