По ком звонит колокол?
«Соседи убивали соседей»
В окончательном решении еврейского вопроса на территории Латвии активное участие принимали местные жители
«Вскоре после того, как немцы заняли Даугавпилс, на улицах города то и дело стали появляться колонны местных евреев, коммунистов и сочувствующих, возглавляемые айзсаргами и людьми в штатском – в немецкой форме никого не было. Каждый вечер людей гнали по Гриве в сторону старого еврейского кладбища, мимо наших домов, так что мы могли хорошо разглядеть колонны. Видели там и своих знакомых. Некоторые евреи были с узелками, но в основном шли налегке, многие держали на руках детей. Старики еле плелись - их подгоняли окриками. Жители высыпали из домов на улицу и с ужасом смотрели на эти процессии. Однажды две еврейки, понимая, куда их ведут, на ходу сняли туфли и бросили их в толпу зевак, шепнув: «Каблуки, каблуки отрывайте!» В каблуках они прятали свои украшения. А уже спустя минут сорок до нас доносились пулеметные очереди и выстрелы из винтовок, которые не умолкали до захода солнца...»
Эти леденящие душу воспоминания моей даугавпилсской бабушки я слышала давным-давно. Жаль, что я ничего не записывала – ни дат, ни деталей: юность беспечна... А ведь она многое помнила: в ее рассказах проскальзывали даже имена и фамилии – и тех, КОГО уводили, и тех, КТО уводил. Теперь, когда бабушки уже нет, переспросить не у кого. Совершенно точно помню, как она говорила: «Это было страшное время - соседи убивали соседей»...
- Если в Западной Европе нацисты депортировали местное население в концентрационные лагеря – так называемые «фабрики смерти», то на территории бывшего СССР евреи, как правило, уничтожались на местах, - говорит исследователь Холокоста в Латвии Григорий Смирин. - И нацистский режим своей пропагандой пытался доказать, что это именно местное население хотело уничтожения своих еврейских сограждан. Однозначного ответа, - почему так случилось – нет до сих пор.
В Латвии Холокост начался буквально в первые дни войны, уже со второго ее дня – 23 июня, когда в городке Гробини Лиепайской волости на еврейском кладбище были расстреляны 6 человек.
Американский историк Рауль Хильберг – выходец из Австрии и чудом спасшийся от нацистов, еще в начале 60-х годов написал фундаментальный труд «Уничтожение евреев Европы». Он считал, что причина Холокоста в том, что государству достаточно указать любую неугодную группу населения - и колесо уничтожения завертится само собой. Враг по сути дела может быть любым – иная нация, религия, класс. Ну а почвой для Холокоста в Латвии послужил национализм.
Для уничтожения евреев на территории СССР в мае 1941 года нацистами были созданы оперативные айнзац-группы, которые делились на айнзац-команды. В Риге работала айнзац-команда-2, которая предназначалась для этих целей. В июле 1941-го при отступлении Красной арми активизировались и местные коллаборационисты. Во главе их групп стояли преимущественно офицеры бывшей Латвийской армии и айзсаргов. Первым проявлением их воинской доблести стала стрельба с крыш и чердаков домов по безоружным группам беженцев, которые пытались уйти в советский тыл, чтобы спасти свою жизнь.
Еще до вступления немцев они в сельской местности вламывались в дома евреев, грабили, унижали и убивали их обитателей. К концу 1941-го из местных пособников нацисты создали зондеркоманды – специальные отряды, предназначенные для массовых расстрелов. В Риге это была команда Арайса, аналогичные подразделения действовали в Валмиере и Елгаве. Им не надо было прямо приказывать - достаточно лишь намекнуть, и местные коллаборационисты «решали» еврейский вопрос...
Серьезной научной проблемой, которая обсуждается в исторической литературе, является вопрос: стихийными или заранее четко спланированными были действия местных групп пособников нацистов? Американский историк латышского происхождения Эзергайлис считает, что все это заранее было спланировано в Берлине. Ряд местных историков считают, что это сугубо стихийное явление. Я думаю, что истина лежит где-то посередине. Без контроля нацистского командования и спецслужб массовые акции самостоятельно происходить не могли. Вот телеграмма шефа Главного управления имперской безопасности Гейдриха руководителям айнзац-групп 29 июня 1941 года (Рига еще не пала): «Не следует чинить препятствий самостоятельным стремлениям антикоммунистических и антиеврейских кругов к чисткам во вновь занятых областях. Напротив – эти чистки надо интенсифицировать и там, где это требуется, направить в нужное русло. Но не оставляя никаких следов – чтобы эти местные круги самообороны не могли позже сослаться на какие-либо распоряжения или данное им политическое обещание».
В октябре, когда половина еврейского населения, - 30 тысяч человек, - была уничтожена, - в отчете командира айнзац-группы бригаденфюрера СС Вальтера Шталекера читаем: «Полиция безопасности всячески способствовала процессу самоочищения, ускоряя и направляя его в нужное русло. Важно было для будущего иметь доказательства того, что освобожденное население по собственной инициативе применяло энергичные меры против врага – большевиков и евреев. Причем не должно было быть обнаружено руководство немецких властей». Для этого, как далее писал Шталекер, «были по возможности собраны фильмы и фотографии, доказывающие, что первые стихийные убийства евреев и коммунистов совершались литовцами и латышами».
Этим отчетом Шталекера завершается первый этап Холокоста в Латвии - сельская местность и малые города были очищены от евреев. Но это было только начало...