Тамара Коробцова

Тамара Коробцова

Тамара Фёдоровна Коробцова (14 февраля 1931, Брянская область РСФСР – 14 октября 2013, Рига, Латвийская Республика) –  учитель русского языка. С 1965 года жила и работала в Риге: в школе-интернате №2, в школе-интернате №7, средней школе №62 и средней школе №72.

Т.Ф. Коробцова родилась 14 (12)  февраля 1931 года в селе Мохоновка Брянской области Стародубского района в семье крестьян-колхозников.

Отец после прохождения обязательной службы в рядах Красной Армии остался на сверхсрочную военную службу. С 1936 года Тамара жила с родителями сначала в Слуцке, затем в Минске. В самом начале Великой Отечественной войны с матерью и братом была эвакуирована в Брянскую область, Стародубский район с. Мохоновку, где окончила в 1945 году семилетнюю школу и поступила в Стародубское педагогическое училище.

После окончания в 1950 году училища и прохождения специальных курсов была направлена на работу учителем русского языка и литературы в Кемеровскую область РСФСР, где работала учителем в Лебедевской семилетней школе с 1950 по 1951 год.

В 1951 году поступила в Новозыбковский государственный педагогический институт, который окончила в 1955 году и была направлена на работу в Карелскую АССР. С 1955 по 1956 год работала преподавателем русского языка и литературы в Пудожском педагогическом училище. В 1956 году выехала в Брянскую область по месту работы мужа, где  проработала учителем русского языка и литературы с 1956 по 1965 год.

С 1965 года жила и работала в Риге, сначала в школе-интернате №2, затем в школе-интернате №7, средней школе № 62 и средней школе № 72.

Среди учеников Тамары Фёдоровны – Лариса Ивановна Игнатьева – доктор педагогики, профессор Балтийской Международной академии, Людмила Эдуардовна Воробьёва – учитель русского языка в школе имени И.Г. Гердера, Галина Полищук – талантливый режиссер-постановщик и много других замечательных людей.

 ***

Вспоминает Лилия Коронкевич, учитель немецкого языка, коллега и подруга.

Отец Тамары Федоровны был военным. Война застала семью в Белостоке. Отец ушел на фронт, мать с двумя детьми пешком пробирались из Белостока через Белоруссию на Брянщину. Стрельба, бомбежка… Тамара, маленькая девочка, тащила на своих плечах младшего брата. Оккупация... Послевоенный голод... После войны родились еще двое детей – девочка и мальчик. Тамара – старшая, помогала растить братьев и сестру. Сначала – педучилище, работа в школе, заочная учеба в пединституте. И работа, работа…

Вспоминает Артур Агеев, выпускник 72-й средней школы.

Я бы хотел поделиться чувствами и мыслями, которые сейчас испытываю. И считаю, что не должен оставаться наедине со своими переживаниями.
На днях Тамара Фёдоровна ушла в мир иной. Этот человек оказал положительное влияние не только на меня, но и на жизнь других людей. 

Расскажу о том, как познакомился с ней. В пятом классе она была моим учителем русского языка и литературы. Думаю, не только я помню о зачётах, когда мы отвечали стихотворения наизусть. Именно с той поры я стал участником литературных конкурсов и вечеров. Как я узнал от неё после, она увидела во мне скрытый потенциал, и решила раскрыть его. Буду откровенным, в возрасте одиннадцати лет я не испытывал особенного удовольствия от участия в такого рода мероприятиях. Но я понимал, что в меня верят, и не хотел эту веру убивать. Вспоминаю, как часами "штудировал" стихи вдоль и поперёк в её 58 кабинете. Она имела исключительно тонкий поэтический слух и просила в каждое слово вкладывать определенный смысл. В то время я, конечно, мало что в этом понимал. Просто подчёркивал слова, требующие восклицания, и делал паузы. Успеха в то время я ещё не достиг.

В возрасте шестнадцати лет я перешёл в другой класс. Произошла смена обстановки. Сменился учитель русского языка и литературы. Именно в тот момент я начал видеть мир "другими глазами". Мне нравилось делиться мыслями с Тамарой Фёдоровной. Она была приятным собеседником и не любила пошлость. Она всегда сопереживала человеческому горю. И не могла понять, как мы, люди, можем убивать себя, других людей. Особенное место в её душе занимал Александр Сергеевич Пушкин. Она искренне восхищалась его гениальностью. 

К двенадцатому классу я получил признание не только в школе, но и вне её. Я уже сам начал слышать и видеть мир в его красоте. После очередного прочтения стихотворения она мне говорила: "Артур, я видела и слышала разных актеров и могу сказать, что ты не хуже их, а может, даже кого-то лучше". Она даже просила меня оценивать то или иное выступление других чтецов, хотела, чтобы я стал артистом. И всегда была рада видеть меня в своём кабинете. Я был честен с ней, а она со мной.

Я начал учиться в университете, но душа тосковала по сцене. Дарить людям разнообразие мыслей и чувств стало моей целью. Мир полон серости и суеты, и часто перестаешь помнить о душевном покое. Она была моим духовным сопровождающим.
На этой неделе, в понедельник, у меня был выходной. Решили с друзьями зайти в школу, встретить учителей. Её кабинет был закрыт. Дежурный сказал, что она болеет. Я всегда поражался её крепкому рассудку и здоровью в столь немолодом возрасте. А во вторник после учёбы решил позвонить ей. Трубка долго не поднималась. Я сразу почувствовал неладное, но верил, что она поднимет телефон и мы снова с ней мило побеседуем, и в очередной раз останутся приятные чувства на душе. Но телефон подняла другая женщина, спросила, кем я ей являюсь, и сказала, что Тамары Фёдоровны вчера не стало. Меня переполняли странные чувства. Мне стало жутко обидно, что не смог проводить её в последний путь. Она была бы рада. Она ушла, и вместе с ней часть эпохи.

Печально осознавать, что время берёт своё. Думаешь, что ещё успеешь поговорить, порадуешься за себя и других. Но... Остаётся ценить то, что имеешь, и радоваться жизни. Ведь она хороша, не так ли? Благодарю Вас, Тамара Фёдоровна Коробцова.  Вечный покой!

Вспоминает Михаил Шишов, выпускник 72-й средней школы.

Могу вспомнить свою учительницу русского языка с высочайшим уважением и очень добрыми мыслями. Тамара Фёдоровна вела у меня русский язык и литературу с пятого по девятый класс; мы были ее последним классом. Вспоминаются не только уроки, но и литературные часы, организатором и двигателем которых являлась Тамара Фёдоровна, и тематические дискуссии, и, конечно, личное общение.

Помню, как мы приходили после уроков рассказывать стихи, – в такие моменты общения мы, ребята, видели не только учителя, но и человека. Она всегда говорила, что мы учим и рассказываем стихи не только для того, чтобы знакомиться с русской литературой, но и для развития памяти. «Грамматика – та же математика, – говорила Тамара Фёдоровна, - её свойство – точность. А на уроке литературы у каждого может быть свое собственное мнение.»

Одним из самых ярких ежегодных  событий в нашей школе был Татьянин день, к которому готовились еще с осени: литературные композиции, эссе и исследовательские работы. Руководила этой подготовкой Тамара Фёдоровна.

Можно утверждать, что среди учеников Тамары Федоровны многие обладают речью, достойной людей русской культуры, – это в значительной степени результат её работы и учительского неравнодушия.

Вспоминает Наталья Шишова, мама ученика Тамары Фёдоровны.

Светлой памяти Коробцовой Тамары Фёдоровны

12 февраля 1931 г. и 14 октября года 2013. Две даты. Между ними целая жизнь. Жизнь, достойная уважения и вечной памяти. Жизнь русской женщины, учительницы русского языка и литературы Коробцовой Тамары Фёдоровны, духовной наставницы, дорогого моему сердцу человека.

Она действительно родилась 12 февраля, в день св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а не 14 февраля, как было записано в паспорте. Об этом и многом другом Тамара Фёдоровна рассказала во время незабываемых бесед за чашкой чая в 58 кабинете 72 средней школы г. Риги.

Из воспоминаний раннего детства навсегда остались в памяти ее страшные первые дни войны, когда на глазах ребенка рушились дома и гибли люди; долгий путь пешком от самой границы до родных мест на Брянщине. Суровая жизнь  в годы войны и в послевоенное время не ожесточила души. До последних дней это была подлинно христианская душа с ее способностью достойно нести свой крест, прощать обиды, с потребностью не оставаться равнодушной к беде ближнего.

Мне посчастливилось быть сестрой и матерью учеников Тамары Фёдоровны. Она была не только глубокоуважаемым учителем, но и бессменным руководителем сочинений сына о русских судьбах. Это было прекрасное время в жизни нашей семьи. Время не только познания, но и прежде всего огромной работы души. Шаг за шагом, тактично и мудро Тамара Фёдоровна помогала сознанию пройти путь от неприятия до понимания и христианского прощения. Она была великой труженицей. Все знали, что если в школе горит свет, то это у Коробцовой. К ней можно было в любое время прийти за помощью, советом и получить их. Всю жизнь отдавшая служению другим, эта красивая и сильная духом русская женщина не требовала особого внимания к себе. Во время последней беседы по телефону говорила не о болезни своей, а о надежде на выздоровление и встречу. Печально прозвучали только слова о том, что единственная дочь осталась без работы и жить предстоит на ее скромную учительскую пенсию, а впереди зима...

На первом родительском собрании в сентябре 2004 г. Тамара Фёдоровна сказала: «Я очень люблю русский язык. Постараюсь сделать все, что в моих силах, для того, чтобы ребята тоже знали и любили свой родной язык и литературу.» Она выполнила обещание. Ученики ее сегодня успешно освоили латышский язык, говорят по-английски и по-немецки. Но хочется верить, что родной свой язык не забудут никогда и передадут своим детям и внукам. Хочется верить, что слова Тамары Фёдоровны «вы должны понимать...» навсегда останутся в их благодарной памяти.

Земной путь Коробцовой Тамары Фёдоровны завершился в день большого православного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Что символично. Быть может, нам, оставшимся в этом мире, тем самым дан знак, что следует на мгновенье отрешиться от суетности бытия и еще раз задуматься о Вечном.

И последнее. У Тамары Фёдоровны была богатая библиотека русской классической литературы. Книги свои она любила, как детей. И радовалась, если интересны они были не только ей. Последнюю книгу я не успела вернуть. Это томик Лескова. В оглавлении сделана пометка рядом с названием «Час воли божией». Поэтому начала читать именно с этого произведения. Прочла очень внимательно и, думаю, правильно поняла, что словами русского писателя Тамара Фёдоровна оставила нам свое завещание. Не поленитесь прочесть эту сказку.

Светлана Дикушина

Иллюстрации к теме