Тамара Коробцова

Тамара Коробцова

Тамара Фёдоровна Коробцова (14 февраля 1931, Брянская область РСФСР – 14 октября 2013, Рига, Латвийская Республика) –  учитель русского языка. С 1965 года жила и работала в Риге: в школе-интернате №2, в школе-интернате №7, средней школе №62 и средней школе №72.

Т.Ф. Коробцова родилась 14 (12)  февраля 1931 года в селе Мохоновка Брянской области Стародубского района в семье крестьян-колхозников.

Отец после прохождения обязательной службы в рядах Красной Армии остался на сверхсрочную военную службу. С 1936 года Тамара жила с родителями сначала в Слуцке, затем в Минске. В самом начале Великой Отечественной войны с матерью и братом была эвакуирована в Брянскую область Стародубский район с. Мохоновку, где окончила в 1945 году семилетнюю школу и поступила в Стародубское педагогическое училище на школьное отделение.

После окончания в 1950 году училища и прохождения специальных курсов была направлена на работу учителем русского языка и литературы в Кемеровскую область РСФСР, где работала учителем русского языка и литературы в Лебедевской семилетней школе с 1950 по 1951 год.

В 1951 году поступила в Новозыбковский государственный педагогический институт, который окончила в 1955 году и была направлена на работу в Карелскую АССР. С 1955 по 1956 год работала преподавателем русского языка и литературы в Пудожском педагогическом училище. В 1956 году выехала в Брянскую область по месту работы мужа, где  проработала учителем русского языка и литературы с 1956 по 1965 год.

С 1965 года жила и работала в Риге, сначала в школе-интернате №2, затем в школе-интернате №7, средней школе №62 и средней школе №72.

Среди учеников Тамары Фёдоровны – Лариса Ивановна Игнатьева – доктор педагогики, профессор Балтийской Международной академии, Людмила Эдуардовна Воробьёва – учитель русского языка в школе имени И.Г. Гердера, Галина Полищук – талантливый режиссер-постановщик и много других замечательных людей.

 ***

Вспоминает Лилия Лукинична Коронкевич, учитель немецкого языка, коллега и подруга.

Отец Тамары Федоровны был военным. Война застала семью в Белостоке. Отец ушел на фронт, мать с двумя детьми пешком пробирались из Белостока через Белоруссию на Брянщину. Стрельба, бомбежка… Тамара, маленькая девочка, тащила на своих плечах младшего брата. Оккупация... Послевоенный голод... После войны родились еще двое детей – девочка и мальчик. Тамара – старшая, помогала растить братьев и сестру. Сначала – педучилище, работа в школе, заочная учеба в пединституте. И работа, работа…

Вспоминает Артур Агеев, выпускник 72-й средней школы.

Я бы хотел поделиться чувствами и мыслями, которые сейчас испытываю. И считаю, что не должен оставаться наедине со своими переживаниями.
На днях Тамара Фёдоровна ушла в мир иной. Этот человек оказал положительное влияние не только на меня, но и на жизнь других людей. 

Расскажу о том, как познакомился с ней. В пятом классе она была моим учителем русского языка и литературы. Думаю, не только я помню о зачётах, когда мы отвечали стихотворения наизусть. Именно с той поры я стал участником литературных конкурсов и вечеров. Как я узнал от неё после, она увидела во мне скрытый потенциал, и решила раскрыть его. Буду откровенным, в возрасте одиннадцати лет я не испытывал особенного удовольствия от участия в такого рода мероприятиях. Но я понимал, что в меня верят, и не хотел эту веру убивать. Вспоминаю, как часами "штудировал" стихи вдоль и поперёк в её 58 кабинете. Она имела исключительно тонкий поэтический слух и просила в каждое слово вкладывать определенный смысл. В то время я, конечно, мало что в этом понимал. Просто подчёркивал слова, требующие восклицания, и делал паузы. Успеха в то время я ещё не достиг.

В возрасте шестнадцати лет я перешёл в другой класс. Произошла смена обстановки. Сменился учитель русского языка и литературы. Именно в тот момент я начал видеть мир "другими глазами". Мне нравилось делиться мыслями с Тамарой Фёдоровной. Она была приятным собеседником и не любила пошлость. Она всегда сопереживала человеческому горю. И не могла понять, как мы, люди, можем убивать себя, других людей. Особенное место в её душе занимал Александр Сергеевич Пушкин. Она искренне восхищалась его гениальностью. 

К двенадцатому классу я получил признание не только в школе, но и вне её. Я уже сам начал слышать и видеть мир в его красоте. После очередного прочтения стихотворения она мне говорила: "Артур, я видела и слышала разных актеров и могу сказать, что ты не хуже их, а может, даже кого-то лучше". Она даже просила меня оценивать то или иное выступление других чтецов, хотела, чтобы я стал артистом. И всегда была рада видеть меня в своём кабинете. Я был честен с ней, а она со мной.

Я начал учиться в университете, но душа тосковала по сцене. Дарить людям разнообразие мыслей и чувств стало моей целью. Мир полон серости и суеты, и часто перестаешь помнить о душевном покое. Она была моим духовным сопровождающим.
На этой неделе, в понедельник, у меня был выходной. Решили с друзьями зайти в школу, встретить учителей. Её кабинет был закрыт. Дежурный сказал, что она болеет. Я всегда поражался её крепкому рассудку и здоровью в столь немолодом возрасте. А во вторник после учёбы решил позвонить ей. Трубка долго не поднималась. Я сразу почувствовал неладное, но верил, что она поднимет телефон и мы снова с ней мило побеседуем, и в очередной раз останутся приятные чувства на душе. Но телефон подняла другая женщина, спросила, кем я ей являюсь, и сказала, что Тамары Фёдоровны вчера не стало. Меня переполняли странные чувства. Мне стало жутко обидно, что не смог проводить её в последний путь. Она была бы рада. Она ушла, и вместе с ней часть эпохи.

Печально осознавать, что время берёт своё. Думаешь, что ещё успеешь поговорить, порадуешься за себя и других. Но... Остаётся ценить то, что имеешь, и радоваться жизни. Ведь она хороша, не так ли? Благодарю Вас, Тамара Фёдоровна Коробцова.  Вечный покой!

Вспоминает Михаил Шишов, выпускник 72-й средней школы.

Могу вспомнить свою учительницу русского языка с высочайшим уважением и очень добрыми мыслями. Тамара Фёдоровна вела у меня русский язык и литературу с пятого по девятый класс; мы были ее последним классом. Вспоминаются не только уроки, но и литературные часы, организатором и двигателем которых являлась Тамара Фёдоровна, и тематические дискуссии, и, конечно, личное общение.

Помню, как мы приходили после уроков рассказывать стихи, – в такие моменты общения мы, ребята, видели не только учителя, но и человека. Она всегда говорила, что мы учим и рассказываем стихи не только для того, чтобы знакомиться с русской литературой, но и для развития памяти. «Грамматика – та же математика, - говорила Тамара Фёдоровна, - её свойство – точность. А на уроке литературы у каждого может быть свое собственное мнение.»

Одним из самых ярких ежегодных  событий в нашей школе был Татьянин день, к которому готовились еще с осени: литературные композиции, эссе и исследовательские работы. Руководила этой подготовкой Тамара Фёдоровна.

Можно утверждать, что среди учеников Тамары Федоровны многие обладают речью, достойной людей русской культуры, – это в значительной степени результат её работы и учительского неравнодушия.

Вспоминает Наталья Шишова, мама ученика Тамары Фёдоровны.

Светлой памяти Коробцовой Тамары Фёдоровны

12 февраля 1931 г. и 14 октября года 2013. Две даты. Между ними целая жизнь. Жизнь, достойная уважения и вечной памяти. Жизнь русской женщины, учительницы русского языка и литературы Коробцовой Тамары Фёдоровны, духовной наставницы, дорогого моему сердцу человека.

Она действительно родилась 12 февраля, в день св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а не 14 февраля, как было записано в паспорте. Об этом и многом другом Тамара Фёдоровна рассказала во время незабываемых бесед за чашкой чая в 58 кабинете 72 средней школы г. Риги.

Из воспоминаний раннего детства навсегда остались в памяти ее страшные первые дни войны, когда на глазах ребенка рушились дома и гибли люди; долгий путь пешком от самой границы до родных мест на Брянщине. Суровая жизнь  в годы войны и в послевоенное время не ожесточила души. До последних дней это была подлинно христианская душа с ее способностью достойно нести свой крест, прощать обиды, с потребностью не оставаться равнодушной к беде ближнего.

Мне посчастливилось быть сестрой и матерью учеников Тамары Фёдоровны. Она была не только глубокоуважаемым учителем, но и бессменным руководителем сочинений сына о русских судьбах. Это было прекрасное время в жизни нашей семьи. Время не только познания, но и прежде всего огромной работы души. Шаг за шагом, тактично и мудро Тамара Фёдоровна помогала сознанию пройти путь от неприятия до понимания и христианского прощения. Она была великой труженицей. Все знали, что если в школе горит свет, то это у Коробцовой. К ней можно было в любое время прийти за помощью, советом и получить их. Всю жизнь отдавшая служению другим, эта красивая и сильная духом русская женщина не требовала особого внимания к себе. Во время последней беседы по телефону говорила не о болезни своей, а о надежде на выздоровление и встречу. Печально прозвучали только слова о том, что единственная дочь осталась без работы и жить предстоит на ее скромную учительскую пенсию, а впереди зима...

На первом родительском собрании в сентябре 2004 г. Тамара Фёдоровна сказала: «Я очень люблю русский язык. Постараюсь сделать все, что в моих силах, для того, чтобы ребята тоже знали и любили свой родной язык и литературу.» Она выполнила обещание. Ученики ее сегодня успешно освоили латышский язык, говорят по-английски и по-немецки. Но хочется верить, что родной свой язык не забудут никогда и передадут своим детям и внукам. Хочется верить, что слова Тамары Фёдоровны «вы должны понимать...» навсегда останутся в их благодарной памяти.

Земной путь Коробцовой Тамары Фёдоровны завершился в день большого православного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Что символично. Быть может, нам, оставшимся в этом мире, тем самым дан знак, что следует на мгновенье отрешиться от суетности бытия и еще раз задуматься о Вечном.

И последнее. У Тамары Фёдоровны была богатая библиотека русской классической литературы. Книги свои она любила, как детей. И радовалась, если интересны они были не только ей. Последнюю книгу я не успела вернуть. Это томик Лескова. В оглавлении сделана пометка рядом с названием «Час воли божией». Поэтому начала читать именно с этого произведения. Прочла очень внимательно и, думаю, правильно поняла, что словами русского писателя Тамара Фёдоровна оставила нам свое завещание. Не поленитесь прочесть эту сказку.

 

Последняя творческая работа Тамары Фёдоровны.

В. Маяковский. «Послушайте!»

(Интерпретация.)

Стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!» было написано в 1914 году.

Но и в наши дни оно звучит не менее интересно. Призыв поэта «Послушайте!» обращен прямо ко мне.

Звезда – это символ таланта. Мы привыкли уже к таким выражениям, как «звезда эстрады», «звезда первой величины».

Вникая в смысл строк стихотворения «Послушайте!», я почему-то вспоминаю строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.

Звёздное небо – это красота природы. Мы любим смотреть на звёзды, когда они зажигаются в ночном небе, сверкают, падают, горят, летят, вспыхивают, гаснут…

Глядя на звёзды, люди стали называть необыкновенных, талантливых людей звёздами.

И вот поэт и его лирический герой в стихотворении «Послушайте!» не может жить без звёзд. А талант у человека от Бога, вот герой и

…врывается к Богу,
…плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется –
не перенесёт эту беззвёздную муку!

Эта фантазия поэта прекрасно раскрывает страстное желание человека видеть звёзды, быть с ними, а если не будет умных, одаренных людей в искусстве, в науке и просто в жизни, станет очень скучно, непереносимо горько, настанет «беззвёздная мука».

Но Бог не оставит землю, людей без звёзд, так как совершенно необходимо человеку,

…чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда!

И слава Богу, люди – звёзды нас радуют. Мы, конечно, не можем жить без звёзд.

Но, я думаю, что человек добрый, чуткий, отзывчивый, даже если он не имеет особых талантов, он греет: от него идёт тепло и радость к друзьям, к близким и просто к людям. Добрые люди – тоже звёзды.

Послушайте!
Ведь, если звёзды
зажигают -
значит, это кому-нибудь нужно?

Мне нужно!!!

 

Тамара Фёдоровна – настоящая звезда, которая светом своей души осветила многим их жизненный путь. Меня она научила быть учителем.

Светлана Дикушина

Иллюстрации к теме