Рундальский дворец

Рундальский дворец

Рундальский дворец один из самых известных архитектурных памятников XVIII столетия в Латвии. Построен по проекту российского архитектора итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство дворца началось в 1736 году по заказу Эрнеста Иоганна Бирона – фаворита российской императрицы Анны Иоанновны. Однако после ее смерти в 1740 году Бирон оказался в ссылке, и строительство дворца приостановилось. Возобновить и завершить строительство удалось только в 60-е годы, по возвращении Бирона из ссылки. В строительстве дворца участвовали рабочие, мастеровые и художники, в основном, из Петербурга, а также солдаты. После присоединения Курляндии к России дворец перешел во владение графа Зубова, позднее стал собственностью графов Шуваловых. В 1920 году дворец перешел к Латвийскому государству. В 1972 году во дворце был открыт музей и начались реставрационные работы, продолжающиеся по сей день.


Бауский край, Рундальская волость, Пилсрундале

Фасад Рундальского дворца. Фото В. Лисицина

Дворцово-парковый комплекс в Рундале – один из известнейших в Латвии архитектурных ансамблей, созданных в стиле барокко. В 1735 году фаворит российской императрицы Анны Иоанновны Эрнст Иоганн Бирон приобрел имение в Руэнтале (Рундале). Через год он распорядился снести стоявший здесь господский дом конца XVII века и начать новую, до сих пор еще невиданную в Курляндии, стройку. По его замыслу здесь должно было построить дворец – его летнюю резиденцию, не хуже, чем у западных монархов. Через два года Бирон при содействии Анны Иоанновны становится курляндским герцогом.

Дворец является центром комплекса, куда входят внутренний двор, конюшни, хозяйственные постройки и парки (также в стиле барокко) – французский и охотничий, с каналами и прудом. Регулярную планировку «французского парка» (10 га) определяет лабиринт симметричных аллей и дорожек, стриженые деревца и живые изгороди. Вся остальная территория сформирована с использованием естественного ландшафта и высокого силуэта прилегающего к парку небольшого леса и двух речек. Общая площадь дворцово-паркового ансамбля - более 72 гектаров. Возводился он с 1736 по 1740 и, позднее, с 1764 по 1769 годы. Здание дворца состоит из трех корпусов, в основании образующих четырехугольник, с северной стороны к которому примыкают два коротких поперечных флигеля. Внутренняя планировка палаццо четко отделяет парадные залы восточного корпуса от апартаментов герцога в центральной части здания, и помещений для герцогини и гостей в западном корпусе. Из 138 помещений ровно половина находились на первом этаже, предназначенном для придворных и обслуживающего персонала. В общей композиции главенствует симметричная многолучевая планировка. Сгруппированные вокруг парадного двора, помещения на втором этаже образуют длинные анфилады залов. Внутренний двор вымощен брусчаткой, сложенной в виде солнца, с отходящими от него лучами. Великолепны главные ворота, украшенные пилястрами и колоннами.

За исключением некоторых мастеров, надзирателей и транспортных рабочих, строителей присылали из России. Отделочные материалы доставлялись из Санкт-Петербурга. Столичная канцелярия от строений направила сюда известного столярного мастера и резчика по дереву А.Камаева, художников И.Мизинова, И.Пилугина, И.Евдокимова. К строительству привлекли также военнослужащих российской армии. Лепной декор стен и потолков создавала бригада Петра Ефремова. Роспись плафонов для потолков присылали в Руэнталь тоже из города на Неве. Со знаменитых тульских металлургических заводов привезли литые украшения для фасадов. Петербургские кровельщики покрыли крышу изготовленными в России листами луженой жести. На солнце она сверкала, как серебро, что было новинкой в этих краях. Расписанные кобальтом изразцовые печи складывали мастера Невского кирпичного завода, руководимые Иваном Ушаковым. Чтобы ускорить процесс, императрица Анна Иоанновна в 1739 году приказала отправить в Курляндское герцогство всех каменщиков петербургской канцелярии.

Строительством руководил российский придворный архитектор Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), помощником которого был Николай Васильев. Зодчий, по желанию Бирона, стремился реализовать в проекте подобие Версаля. Герцог, несмотря на то, что в его распоряжении практически была вся российская государственная казна, постоянно сетовал, что ему трудно найти средства для завершения работ. Посему, он распорядился внести упрощения в проект. В 1740 году фасад был почти готов, однако достроить дворец не удалось. Вскоре после смерти императрицы Анны Иоанновны Бирон попал в опалу, был арестован и отправлен на 22 года в сибирскую ссылку. Такой поворот событий остановил стройку. Государевы люди были отозваны в столицу, подготовленные отделочные материалы вывезли в Петербург. Уже установленные элементы – двери, стеновые панели, паркет демонтировали. Лишь в 60-е годы XVIII века Екатерина II прервала ссылку, вернула Эрнсту Иоганну титул и герцогство, а Растрелли получил возможность достроить дворец. Тогда же был упразднен барочный скульптурный декор фасадов и надвратной башни, а парадные комнаты отделали в стиле позднего рококо. Из 138 комнат четвертая часть сохранила первоначальное убранство, поразительное по богатству художественных приемов, разнообразию лепных фрагментов, яркости колорита плафонов и роскоши декоративной пластики. Основные работы по декору проводились в 1765-1767 гг. В это же время было создано новое парадное обрамление главного въезда (снесена высокая надвратная башня), построено два одноэтажных служебных здания – конюшня и каретный сарай, промежуток между ними оформлен в виде пропилеев (замысел Растрелли осуществил архитектор Северин Енсен).

Пышным великолепием отличаются три зала в восточном крыле. Здесь находится Золотой (тронный) или Аудиенц-зал, отделанный синим и розовым искусственным мрамором, позолотой и лепниной. Огромный живописный плафон (площадь 200 кв.м) изображает богов Олимпа, вручающих корону герцогу. Танцевальный (или Белый) зал и Большая галерея (обеденный зал для торжеств) радуют глаз изящным декором, множеством рельефных пасторалей – аллегорий охоты, сельских работ, музыки, других видов искусств. На втором этаже в правом крыле дворца располагалась анфилада приемных залов, в левом – апартаменты герцогини и придворных, посредине – покои герцога, центром которых была спальня.

В конце XVIII века сын и наследник Эрнста Иоганна - герцог Петр Бирон продает свои дворцы и поместья в Курляндии, в том числе и летнюю резиденцию в Руэнтале, императрице Екатерине II, и навсегда уезжает в Силезию. Утративший свое великолепие дворец царица в августе 1795 года дарит графу Валериану Зубову. После его смерти в 1804 году поместье унаследовал последний фаворит императрицы Платон Зубов, брат Валериана. Позже этим палаццо владела его вдова – Текла (Фекла) Валентинович, в 1824 году вышедшая замуж за обер-гофмаршала графа Андрея Петровича Шувалова. Семье Шуваловых дворец принадлежал до аграрной реформы 1920 года, когда вся собственность перешла под контроль государства.

В минувших за два века войнах дворец практически не пострадал. Во время нашествия Наполеона здесь пять месяцев квартировал французский корпус, артиллерийский осадный парк, а после тяжелых боев оборудовали лазарет. В этих стенах содержали и попавших в плен раненых русских офицеров. В период Первой Мировой войны во дворце размещался госпиталь. После 1920 года на территории находилась школа, а в 1924 – Союз инвалидов войны. В 1933 году был сделан ремонт, и здание передали Государственному музею истории, который планировал открыть здесь экспозицию церковного искусства. Во второй мировой войне дворец не пострадал. В послевоенные годы несколько залов переоборудовали под зернохранилище, а потом помещения передали для нужд начальной школы. В парадной белой столовой герцога находился спортивный зал.

К музейной жизни дворец вернулся только в 1964 году, когда здесь начал работу филиал Бауского краеведческого и художественного музея. Через год Советом Министров Латвийской ССР было принято решение о проведении реставрационных работ. В 1972 году Рундальский дворец получил официальный статус музея, и в том же году началось возрождение ансамбля. В первые годы становления музея ему оказывали помощь российские специалисты из пушкинского объединения «Росреставрация» и Московского института реставрации. В столице ткали шелковый штоф, копии печных изразцов изготовили ленинградские специалисты, над хрустальными люстрами трудились белорусские мастера. Сюда приезжали на время летней практики молодые художники, которые возрождали картины, чье состояние находилось в самом бедственном положении. Большой объем работ выполнило латвийское Научно-реставрационное управление. Часть исторических полотен передали в дар дворцу музеи Москвы и Ленинграда. Финансирование же государством программы восстановления здания продолжилось до 1992 года.

Уже 35 лет директором музея является неутомимый энтузиаст своего дела и исследователь Имант Ланцманис. Его изыскания в местных и российских архивах нашли отражение в многочисленных монографиях о Рундальском дворцово-парковом ансамбле. Работа дружного коллектива музея находит поддержку у спонсоров, потомков герцогской фамилии и созданных фондов.

В 2007 году Рундальский дворец был включен в Список культурного наследия Европы.

См.: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010). - Рига, 2010.

Александр Гурин


Источники информации:

1. Центр документации Государственной инспекции по охране памятников. Инвентарный. № 9050/3890 – 5 IV.

2. Памятники культуры Латвийской ССР. – Р. 1968.

3. Гурин А. Русские творцы «Курляндского Версаля». – «Наше время» 1999. 29.01.

4. Ланцманис И. Рундальский дворец. – 2007.

5. Эрнст Иоганн Бирон. 1690-1990. Каталог выставки. Издание Рундальского дворца-музея. 1992.

7. Lancmanis I. Rundāles pils.–  R.1994.

8. В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония. М.1986.

9. Сайт Рундальского дворца-иузея: www.rundale.net.

 

Иллюстрации к теме