Лиепайский торговый порт

Лиепайский торговый порт

Лиепая как морская гавань, благодаря своим естественным природным условиям, существовала с давних времен и в латинских письменных источниках называлась Portus Liva (Ливский порт). В исторических хрониках второй половины XIII века о разделе Курсы (Курземе) Лива впервые упоминается как епископская гавань.

Главное преимущество этого порта – незамерзающая акватория. Лишь иногда во время сильных и продолжительных морозов здесь появляется корка льда, и то на короткое время. Раньше река Ливас естественным образом соединяла Лиепайское озеро с морем. Постепенно лес, покрывавший берега реки, был вырублен, почва оголилась, и к морю двинулись кочующие пески. За считанные годы гавань обмелела настолько, что стала недоступной судам. Пришлось переносить порт южнее, выкопав для реки искусственное русло. В 1697-1703 годах по воле герцога Якоба на месте засыпанной реки проложили канал и устроили пристань для кораблей. Уже тогда берега его покрылись причалами и складами, канал стал купеческим портом. В 1700 году его посетило уже около 100 кораблей.

Небольшой рыбацкий поселок Лива стал уверенно превращаться в портовый город. Здесь появляются зарубежные торговцы, создается торговая гильдия и открывается первая школа. Из Либавы (Лиепаи) экспортируют зерно, лес, кожу, сельхозпродукты, а ввозят соль, селёдку, стройматериалы, металлоизделия и другие товары.

По прошествии нескольких десятилетий вход в порт вновь оказался перекрытым донными отложениями. Капитальные строительные работы в Либавском порту начались при курляндском герцоге Бироне в 1737 году. Был углублён фарватер и построены два параллельных мола для предохранения акватории от обмеления. Считается, что с этого времени начали действовать первые торговые линии из Балтики в Европу. Однако многие балтийские порты активно заработали гораздо раньше, ещё со времен Ганзейского торгового союза, что давало им определённые преимущества.

В 1795 году, после присоединения Курляндии к Российской империи, заботу о состоянии торгового порта Либавы (как тогда стал называться город) взяло на себя царское правительство. Впрочем широко развернуть работы по реконструкции его сооружений удалось только в царствование Николая I, когда была построена каменная лоцманская башня и произведено очередное удлинение молов. В 1831 году порт получил права гавани первого класса, товары сюда поступали не только из окрестных губерний, но и из Орловской, Калужской, Смоленской, Полтавской и Черниговской, а вывозились в Англию, Германию, Голландию, Бельгию, Швецию, Францию и другие европейские страны. В 1839 году местное купечество даже ходатайствовало, правда, безуспешно, о постройке железной дороги, которая связала бы город с центральными районами России. В 1800-1850 годах стоимость вывезенных, при удачных погодных условиях, из Либавского порта товаров достигала 5-6 миллионов рублей. Росло и население города.

Сильный удар по местной торговле нанесла Крымская война (1853-1856 гг.). Английский флот тогда не только блокировал Либавский порт, но и грабил купцов, отбирая суда вместе с товаром.

Новый этап в развитии Либавского торгового порта и города начался с открытием железнодорожных линий: в 1871 году с Вильно, в 1873 – с Ригой. В 1876 году начала действовать магистраль Либава – Ромны, которая открыла новый выход на зарубежные рынки хлебу северной части Украины и чернозёмных губерний. Торговый оборот порта вырос более чем в четыре раза. У Либавы появилась возможность конкурировать с Кенигсбергом, через который ещё со времен Крымской войны шла значительная часть российского экспорта.

В 1877 году план расширения Либавского торгового порта рассмотрело Особое совещание, под председательством министра путей сообщения, генерал-адъютанта К. Н. Посьета, а 28 февраля 1878 года был заключен соответствующий контракт с Обществом Либаво-Роменской железной дороги, взявшим работы на себя.

К 1881 году население города достигло 27500 человек. В этот период Либавский порт уже смог конкурировать с Рижским. По данным статистических годовых отчётов, хлебное зерно, ввозимое в Ригу из внутренних областей России, в 1879 году составляло 3,5 миллиона четвертей (старинная мера веса), а к 1880 году – только 1,5 миллиона, так как 2 миллиона отошло к Либавскому и Кёнигсбергскому портам. Правда, ассортимент товаров экспорта в Германию, Англию, Голландию, Швецию, Норвегию и Данию, вывозимых из Риги, был пока гораздо шире, чем у либавчан, переваливавших в основном лён, льняное и конопляное семя, льняную и пеньковую пряжу, хлебное зерно и разнообразный лесной материал.

В 1881 году Либавский порт обработал 959 судов, а в 1896 году – 1094. Многие местные купцы осваивали для себя новые профессии, становясь учредителями экспедиторских контор. К этому времени здесь уже действовала собственная верфь, на которой строили как лёгкие суда, так и крупнотоннажные.

К началу XX века Либавский торговый порт уже входил в пятерку крупнейших в Российской империи наравне с Петербургским, Одесским, Ревельским и Рижским портами. Этому предшествовали большие работы по дальнейшему строительству и модернизации портового хозяйства. В частности, был прорыт ещё один канал, по берегам которого разместился военный порт, построены ремонтная база с сухими и плавучими доками, ремонтная мастерская и разводной мост. Прямо на набережных старой гавани возвели амбары. Это способствовало убыстрению обработки грузов на судах, соответственно, удешевлялся их фрахт. Укрепили и службу гавани, приобретя ледокол и пароход для управления портовыми работами. Дополнительно были сооружены молы и волнорезы, которые служат до сих пор. Грандиозность их постройки стоит проиллюстрировать цифрами: было использовано 12000 единиц бетонного массива, 114000 кубометров камня, 40000 кубов песка, 18000 кубометров гравия, 80000 тонн цемента.

Пожалуй, интересно взглянуть на припортовый район города Лиепая начала прошлого века. В южной стороне канала, возле железнодорожного моста, расположились «Газовый завод» и «Южная экспедиция товаров». К городскому мосту тянутся амбары и спикеры, и, совсем рядом с ним – жилые кварталы. У причалов оживленно: работают склады, таможня и «Таможенный двор». Сразу за ними – «Завод красильных веществ Эзингера и Ко», у Южного мола – «Большой маяк». На северной стороне канала – товарная станция, у городского моста – «Пивоваренный завод». Дальше – жилой квартал, православное кладбище, амбары Либаво-Роменской железной дороги. К северу от них – завод «Линолеум», «Пробковый завод», «Завод жести». Чуть дальше – складское хозяйство города, по соседству – «Механические мастерские». Ближе к рейдовой набережной обосновались «Нефтяные склады Нобель и Ко» и «Маслобойня Киллер и Ко».

Поступательное развитие этого порта на Балтике продолжалось до начала Первой мировой войны. В 1913 году здесь побывало 1738 судов, и было перегружено 1548119 тонн грузов. Перед началом и во время боевых действий отсюда ушло немало судов, перевозивших эмигрантов. В поисках лучшей доли из Либавы ежегодно отправлялось на Запад до 40000 человек.

По окончании Первой мировой войны и в период обретения Латвией государственной независимости российский транзит через Лиепаю резко уменьшился. До 1929 года средний годовой оборот грузов составлял 240000 тонн в год. Активизации работы способствовало присвоение порту в 1931 году статуса свободного.

Во время Второй мировой войны портовое хозяйство почти не пострадало и после войны он начал действовать уже с 1946 года. В 1967 году Лиепайский торговый порт был ликвидирован, а город, в связи с расположением базы Военно-Морского Флота СССР, обрел статус “закрытого”. Порт обслуживался Отрядом вспомогательных судов Балтфлота.

В 1991 году, после восстановления государственной независимости Латвии,  здесь была создана гражданская администрация – управление Лиепайского порта, а через год в акваторию вошёл первый иностранный торговый корабль под польским флагом.

Чтобы способствовать развитию торговли, промышленности и судоходства в 1997 году по решению правительства Латвийской Республики в порту открыли Лиепайскую свободную экономическую зону. Сейчас здесь переваливают металлопродукцию, насыпные грузы, дерево, минеральные удобрения. Ведутся работы по углублению акватории, с целью сделать порт доступным для судов с глубокой осадкой и существенно увеличить грузооборот.

Анатолий Ракитянский

См.: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010). – Рига, 2010.

 

P. S. Ныне Лиепайский порт входит в тройку крупнейших портов Латвии. Грузооборот этого порта растет. Если, к примеру, в 1996 году он составил 1,6 миллиона тонн, то в 2002 году – 4,7 миллиона тонн, в 2018 году – уже 7,5 миллиона тонн, а в 2022 году – 7,61 миллиона тонн. В ХХI веке в общем объеме грузооборота увеличилась роль зерна.

 

Источники информации:

Гнусин Д.Д. Либавский порт. Материалы для описания русских коммерческих портов. – Санкт-Петербург, 1898.

Живописная Россия. Т.2, ч. 1. Северо-Западная окраина России. – Санкт-Петербург-Москва, 1882.

Фрейберг Г. Первые вымпелы (Гавань янтарного моря). – Лиепая, 1963. С.27.

Отчет по Либавскому торговому порту за 1908 год. – Либава, 1909. С. 3-5.

«Nedēļa» № 12, 1925 (на лат. яз.). К 300-летию Лиепаи.

Туристический путеводитель по Латвии. – Рига, 2001.

С. Корклыш. Лиеавя. – Рига, 1966.

 

У причальной стенки порта. Фото Олега Пухляка