Игорь Яковлев
Игорь Николаевич Яковлев (20 ноября 1929, Рига, Латвийская Республика – 10 мая 2013, Рига, Латвийская Республика) – музыкант, композитор, педагог, звукорежиссер.
Игорь Николаевич Яковлев родился в Риге. Его отец – Николай Николаевич Яковлев в домашнем кругу любил исполнять русские народные песни, романсы. Умел сам и научил сына играть на балалайке. Мать – Валентина Александровна Яковлева (урожденная Мальцева) в юности обучалась игре на фортепиано. В шесть лет для маленького Игоря нашли педагога, и позже мать с сыном исполняли пьесы на рояле в четыре руки. Игорь Николаевич вспоминал, каким ярким было его впечатление от посещения вместе с отцом концертов оркестра русских народных инструментов Сергея Красноперова. Музыка привлекала его с раннего детства.
После окончания в 1948 году 22-й рижской средней школы поступил на механический факультет Латвийского государственного университета, где проучился три семестра. В 1946 году поступил в Рижскую музыкальную школу им. Язепа Медыня, которую окончил в 1950 году по классу саксофона, став первым дипломированным саксофонистом в Латвии. С 1950 по 1955 изучал теорию музыки в Латвийской консерватории.
С июля 1955 до сентября 1962 года работал на Латвийском телевидении. Игорь Яковлев и композитор Гедерт Раманс были первыми звукорежиссерами Телевизионной студии Рижского телецентра. Работая на ЛТВ, организовал эстрадный ансамбль, который «озвучивал» на латышском языке для теле- и радиопередач песни, написанные композиторами из союзных республик СССР и зарубежными авторами.
Будучи студентом, начал педагогическую деятельность – преподавал музыкальную литературу в музыкальной школе им. Я. Медыня (1953–1955), теорию музыки в музыкальной школе им. Э. Дарзиня (1955–1957) и Латвийской консерватории (1961–1962).
С 1962 года начинается самый продолжительный и, пожалуй, самый значимый период творческой деятельности – работа звукооператором на Рижской киностудии (до 1995 года). За это время Игорь Яковлев принял участие в работе над 42-мя художественными фильмами, многочисленными документальными, более чем 30-ю кукольными и анимационными фильмами. Для многих им написана музыка. Среди художественных фильмов – «Тобаго меняет курс», «Эдгар и Кристина», «Времена землемеров», «Свет в конце туннеля», «Стрелы Робина Гуда», «Слуги дьявола на Чертовой мельнице», «Смерть под парусом», «Театр», «Долгая дорога в дюнах», «Таран», «Дитя человеческое».
Игорь Яковлев четырежды становился лауреатом национальной кинопремии «Большой Кристап» в номинации «Лучший звукорежиссер» – в 1980, 1984, 1986 и 1988 гг.
Параллельно работе на киностудии, познакомившись в Грузии с детским ансамблем «Мзиури», создал в 1976 году вокально-инструментальный ансамбль «Рондино» при Дворце культуры и техники завода ВЭФ. Руководил им до 1988 года. Ансамбль стал первым ВИА в республике, где и вокалистами и музыкантами были школьники. В его репертуаре было около 200 песен и инструментальных произведений. ВИА «Рондино» участвовал в программах Латвийского и Центрального телевидения, выступал в городах Латвии, в Литве, в Грузии, представлял Советский Союз на международном молодежном музыкальном фестивале в Польше (Быдгощ, 1981). В разные годы воспитанниками ансамбля были известные впоследствии музыканты: Дита Кренберга и Илзе Урбане (флейта), Ивар Баярунс (кларнет, саксофон), Нормунд Якушонокс (народные инструменты), братья Иво и Угис Крускопсы, Эдгар Саксонс (ударные), Мария Наумова (вокал) и др.
Большинство музыкальных произведений Игорем Яковлевым написано в 60-х – 70-х годах. Это песни для хора, вариации, прелюдии и экспромты для фортепиано, эстрадные песни (около 60-ти). Он является автором инструментальных произведений, детских песен и обработок народных песен, а также автором музыки для спектаклей Рижского кукольного театра, постановок Латвийской национальной оперы, документальных и мультипликационных фильмов.
После 1995 года Игорь Николаевич продолжал работать – руководил вокально-инструментальным ансамблем в Рижском училище работников пищевой промышленности, был там концертмейстером танцевального ансамбля. Выступал перед учащимися сам, рассказывая о профессии, приглашал на встречи своих бывших коллег – известных актеров и режиссеров: Карлиса Себриса, Эдуарда Павулса, Арнольда Бурова, Алоиза Бренча, Яниса Стрейча и других.
Похоронен Игорь Николаевич Яковлев на Рижском Покровском кладбище.
___________________________
Как вспоминают его близкие, Игорь Николаевич был до конца жизни галантным мужчиной, хорошим рассказчиком анекдотов, всяких смешных историй. Иногда это помогало в работе.
Так, во время съемок очередного фильма на Одесской киностудии, были плохо организованы работы по строительству декораций. У рабочих не было стимула торопиться, они «тянули резину», а съемочные дни заканчивались. Игорь Яковлев отправился на «переговоры», чтобы установить контакт, заинтересовать их участием в творческом процессе. Поговорили о том, о сём, вспомнили, что Рига и Одесса – родственные портовые города. А потом рижский звукооператор вообще заявил, что Одесса – латвийский город, так как название ему дали латыши. – Как так?! – «О, дэса!» означает «О, колбаса!». Шутка у рабочих вызвала понимание. Декорации были быстро возведены, съемки завершились в срок.
Другая история относится к 1950-м годам. Будучи студентом Латвийской консерватории, Игорь в летнее время подрабатывал в клубах санаториев и пансионатов Юрмалы – играл по вечерам на танцах. В Дубулты ему выделили комнатку, где стояла кровать с металлической сеткой. Все-таки – дополнительный заработок плюс возможность проживания на курорте. «Как-то в Юрмале, - вспоминал Игорь Николаевич, – отдыхали Женя Светланов с женой (Евгений Светланов – пианист, композитор, будущий главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра СССР – ред.). Отпуск закончился, из пансионата надо съезжать, а билетов в Москву не достать. Сезон! Я приютил их на три дня в моей каморке. Но у Светлановых и деньги кончились! Тогда я организовал для Жени халтуру: договорился с директором клуба в Кемери. Возвратившись после танцевального вечера, Женя сказал мне, что ему заплатили 150 рублей. Хотя обычная ставка была 80 рублей. Позже я спросил у директора: ну, наверно, вы там все утанцевались, раз так понравилось? Нет, – ответил директор, вообще никто не танцевал. – Как так?! – Все обступили рояль и слушали мастера».
Андрей Яковлев