Дом Мухиных в Риге
Ул. Вильгельма Пурвитиса 23 (бывшая ул. Тургенева)
Фото А. Беденко
В старом деревянном доме, что находится неподалеку от Благовещенской церкви, 19 июня (1 июля) 1889 года в известной рижской купеческой семье родилась Вера Мухина. Отец будущего всемирно известного скульптора –Игнатий Кузьмич продолжал семейное дело, успешно торгуя (в том числе с заграницей) льном, пенькой, лесом и смолой. В столице губернии семье Мухиных принадлежали доходные дома в Московском форштадте, гостиница и ресторан, лесопилка на Красной Двине (Саркандаугава), трехэтажные склады (спикеры) на берегу реки у рынка, много земли в центре лифляндской столицы. Двоюродный дед Веры был потомственным почетным гражданином Риги, его имя значится в списках жертвователей Благовещенской церкве. Старостой этого храма долгие годы был и ее отец.
В доме на Тургенева Мухина прожила около трех лет. Девочке отвели здесь отдельную комнату, прозванную «Вериной светелкой», за окном которой шелестел каштан. Ее мать умерла от туберкулеза совсем молодой, когда Вере не было и двух лет. Обеспокоившись здоровьем детей, отец увез ее и старшую сестру Марию из дождливой Прибалтики сначала в усадьбу под Могилевом, а затем на юг, в Феодосию. Рисованием и живописью Вера Мухина занималась с первых классов гимназии. Отец, сам иногда «баловавшийся палитрой», рано заметил способности дочери. Поначалу он заставлял ее копировать работы Айвазовского, затем нанял преподавателя, который обучал ее рисовать карандашом и углем, писать эскизы со скульптурных работ. В этом доме Вера провела лишь ранние детские годы, но он примечателен еще и тем, что являлся типичным для своего времени «родовым гнездом» рижской русской купеческой династии. Здание представляет собой характерный образец рижского деревянного ампира, застройки времен восстановления предместий города после пожара 1812 года.
Вера Игнатьевна за свою жизнь создала немало замечательных произведений монументальной и станковой скульптуры, живописи. Ей принадлежит первенство в создании стальной скульптуры как отдельного направления искусства. Поистине всемирную известность принес ей 24-метровый монумент из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница», установленный в 1937 году у советского павильона на Международной выставке в Париже. Позже он был перевезен в Москву и занял место недалеко от Северного входа на ВДНХ (Всероссийский выставочный центр). Правда, монумент в российской столице представлял собой лишь часть «французского» (при транспортировке в разобранном виде часть фрагментов была утрачена), новые стальные листы были толще, а постамент в три раза ниже. Чтобы доставить скульптуры в столицу Франции, 75-ти тонный монумент разрезали на 65 частей, и поместили в 28 вагонов. Огромная статуя, установленная над павильоном, имела оглушительный успех. Во Франции вовсю продавали сувениры – пепельницы, табакерки, чернильницы с изображением «Рабочего и колхозницы». Власти города предлагали даже выкупить скульптуру у России, но получили отказ.
Этот город не был чужим для известного советского скульптора. Впервые Вера Игнатьевна приехала в Париж в 1912 году. Здесь ей делали несколько пластических операций, устраняя последствия травмы лица, здесь, после учебы в студии живописи Константина Юона и Ивана Дудина, она два года брала уроки у воспитанника Огюста Родена – скульптора-монументалиста Эмиля Бурделя в парижской Академии «Гран Шомьер». В столице Латвии ей довелось побывать два раза – в 1937 году с сыном Всеволодом, возвращаясь с парижской выставки, и в 1945 – когда ее пригласили в качестве эксперта для художественной оценки памятника Свободы, который предполагалось снести. Вопреки мнению партийных функционеров народный художник СССР и пятикратный лауреат Сталинской премии Вера Мухина выступила в защиту памятника, что и определило его дальнейшую судьбу.(Эта версия не подтверждена документами. – Ред.)
В годы войны и послевоенное время она создает галерею скульптурных портретов: полковника Бария Юсупова, генерал-лейтенанта Ивана Хижняка, «Партизанка», балерины Галины Улановой, хирурга Николая Бурденко, работает над созданием памятников Горькому в одноименном городе (ныне г. Нижний Новгород) и Чайковскому в Москве. Скульптор много и плодотворно трудится, находя новые формы пластического выражения своих идей. Так, в 1947 году, на выставке в Русском музее она демонстрирует портрет ученого Николая Качалова, отлитый из матово-голубого стекла. Этот музей, а также Третьяковская галерея, имеют самые обширные коллекции ее работ. Умерла В.И. Мухина от тяжелой болезни сердца, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 30-е годы прошлого века после смерти Мухина-старшего его недвижимое имущество в Латвии по закону должно было отойти дочерям. Однако Вера Игнатьевна, которая и так не раз страдала за «непролетарское» происхождение, отказалась от него. Дом на улице Тургенева в Риге, как и другая собственность отца, отошла ее сестре – Марии Мухиной. Об этом свидетельствует «Список улиц и земельных участков Риги за 1939 год», где фигурирует ее фамилия как владельца здания. В феврале 1940 года дом был национализирован и передан в собственность Прибалтийской железной дороги.
В 1989 году инженер Управления дороги (чей кабинет располагался в мухинском доме) Виктор Грецов по своей инициативе начал собирать материалы для будущего музея известного скульптора. С тех пор сделано немало: была открыта мемориальная комната, образована общественная организация «Фонд скульптора Веры Мухиной», создан сайт в Интернете. В 2007 году здание по улице Тургенева, 23 внесли в список памятников, охраняемых государством как памятник архитектуры местного значения. За полгода до этого решения, дом Мухиных приобрела фирма «Евро-авто» – официальный дилер французского «Рено». Новые владельцы частично обновили его, изменив внешний облик. По инициативе русской общественности было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что датой постройки дома Мухиных следует считать не 1876 год, как предполагалось, а период сразу после пожара 1812 года. По свидетельству ведущего латвийского эксперта по деревянной архитектуре Петериса Блумса, здание в основном сохранило первоначальный облик и детали внутреннего убранства. Русская общественность ходатайствовала перед Инспекцией по охране памятников о признании этого дома памятником культуры государственного значения, и об открытии здесь полноценного музея знаменитой землячки. Звучали предложения создать и разместить здесь российско-латвийский культурный центр имени Веры Мухиной. Пока дальнейшая судьба здания по-прежнему остается неопределенной.
Олег Пухляк
См.: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига, 2010.
P.S. После кончины Виктора Грецова (1945-2014) мемориальная комната памяти Веры Мухиной была ликвидирована.
Источники информации:
1. Воронова О.И. Вера Игнатьевна Мухина. Серия «Жизнь в искусстве». – Москва, 1976.
2. Пухляк О.Н. Сто русских портретов в истории Латвии». – Рига, 2008. С.220.
3. Ватолин И. Не допустить глумления над памятью Веры Мухиной. – Газета «Час», 25. 05.2006.
4. Ватолин И. Вера Мухина обиделась бы... – Газета «Час», 10.01.2007.