Лилия Плесниеце
Лилия Плесниеце (2 апреля 1948 – 27 декабря 2002, Рига, Латвийская Республика) – журналист.
Лилия Плесниеце работала в газете «Земе», Советская молодежь», «Вести сегодня». Для Лилии, или Лили, как ее называли друзья и коллеги, журналистика была не профессией, а образом жизни. Она не жалела ни душевных сил, ни личного времени, а часто и своих средств для того, чтобы помочь тем, кто попал в беду. Не секрет, что самым непопулярным и тяжелым «участком газетного фронта» является отдел социальных проблем, куда обращаются люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации.
В 90-е годы, когда масса русскоязычного населения оказалась на грани выживания, Латвийский комитет по правам человека и газета «Советская молодежь», а позже «Вести Сегодня», стали той последней инстанцией, тем местом, где журналисты вместе с правозащитниками готовы были разобраться в проблемах, довести споры до судов или решить их с помощью чиновников. Именно такими тяжелыми случаями и занималась Лиля – ее героями были жильцы денационализированных домов, оказавшиеся на улице, инвалиды, от которых отворачивалась система здравоохранения, безработные, одинокие старики, многодетные семьи, жертвы тоталитарных сект и заключенные тюрем.
Лиля делала гораздо больше, чем требует журналистская профессия – она не гнушалась посещать ночлежки и притоны, ездила в тюрьмы и в заброшенные уголки Латгалии, организуя сбор средств и вещей вместе со своей близкой подругой благотворительницей Валентиной Островской. Лиля всегда принимала сторону «маленького человека», даже если он сам был виноват в этих бедах. Именно такой подход, по ее мнению, делал профессию журналиста одной из самых гуманистических профессий на свете. Для всех своих коллег эта миниатюрная, очень женственная и обаятельная женщина, была бесспорным моральным и нравственным авторитетом.
Каждая ее статья задевала за живое, потому что писала она всегда сердцем, не скрывая своих эмоций, своего сочувствия или возмущения, а часто вопреки инстинкту самосохранения, с головой погружаясь вместе со своими героями в трагические реалии их жизни. Любая статья даже на бытовую тему превращалась у Лили в очерк, в котором жизненная ситуация обрастала деталями, закономерностями, приобретала эпический размах. Сегодня в Латвии нет журналиста такого уровня!
Лиля сгорела за два года от неизлечимой болезни, отказавшись от операции и болеутоляющих лекарств, избрав народные методы лечения и до конца веря в чудесное исцеление. Мы тоже верили в это, потому что кто, как не Лиля была достойна этого чуда! Но чуда не случилось.
Она была праведницей. Дон Кихотом, не устающим бороться с ветряными мельницами. Почти святой. Ее многолетний друг и духовник, священник Андрей Голиков, на отпевании сказал, что от нас ушла истинная христианка…
Юлия Александрова