Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Василий Барановский
Вера Бартошевская
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Борис Голубев
Юрий Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Андрей Гусаченко
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Валерий Карпушкин
Елизавета Карпова
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Андрей Колесников (Россия)
Татьяна Колосова
Марина Костенецкая
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Николай Никулин
Сергей Николаев
Тамара Никифорова
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
Анастасия Преображенская
А. Преображенская, А. Одинцова
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Павел Тюрин
Михаил Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Храмовой праздник Даугавпилсского собора  св. Александра Невского

Храмовой праздник Даугавпилсского собора св. Александра Невского

Татьяна Владимировна Лавренко

Татьяна Владимировна Лавренко (ур. Правдина)  (22 мая 1919, Рига -  26 мая 2013, Рига) – потомственная рижанка, участница ВОВ, работник прокуратуры.

22 мая 1919 года Ригу сотрясали разрывы снарядов - работала артиллерия с левого берега Двины. Большевики с боем оставляли город под натиском сил ландесвера и белых. Еще никто не мог знать, что открывалась новая, более чем двадцатилетняя глава в истории Риги. На Екатерининской дамбе отчётливо были слышны и взрывы и пулеметная стрельба и тарахтенье немецких аэропланов, кружащих над городом. Здесь, в доме под № 20а в этот день разрешилась от бремени Ольга Федоровна - 30-летняя жена бывшего русского офицера. Вообще, у её мужа Владимира Правдина - отца новорожденной девочки, слишком много оказалось "бывшего": бывший гражданин уже не существующего государства, бывший сын статского советника, бывший прапорщик русской армии, а с этого дня и бывший студент Политехнического института. За оставшиеся 10 лет своей жизни, он так и не смог найти себе достойного места в новой Латвии. Но это будет потом, а теперь, несмотря на ужас, царящий в городе, они с женой радовались  появлению дочери.

Девочку назвали Татьяной и спустя 3 недели окрестили её в Александро-Невской церкви. Первые Танины годы жизни не были омрачены серьёзными лишениями. Несмотря на откровенно бедственное положение её отца, который, ко всему прочему начал искать утешения в алкоголе, оставалась серьёзная поддержка остальных членов семьи Смирновых. Да и хозяйство, которое Федор Михайлович оставил своим детям, приносило какой-то доход.

Усилиями семьи, в особенности Сергея Федоровича Смирнова, Таню определили в частную гимназию О. Н. Лишиной. В 1927 г. она пошла в 1 класс основной школы в составе этой гимназии. Примерно в это же время у Владимира Правдина обнаружилась чахотка и в августе 1929 г. он умер в первой рижской городской больнице. Таня очень любила своего отца. Даже спустя 80 лет она вспоминала о нём с большой теплотой. Его уход для неё был серьёзным ударом.

Во время учёбы Татьяна Правдина сидела за одной партой со Светланой Собиновой - дочерью знаменитого оперного певца. Товарищеские отношения между девочками переросли в многолетнюю крепкую дружбу до глубокой старости. Сам Леонид Витальевич Собинов и его жена очень тепло относились к подруге своей дочери и часто принимали её у себя. Были у Татьяны, конечно же, и другие школьные подруги, среди них: Ираида Горшкова, Лена Клумберг, Нина Утехина, Лида Петцель.

В 1933 г. Татьяна Правдина практически на "отлично" закончила основную школу и перешла в гимназический класс. Учёбу, по-прежнему, оплачивал её дядя Серёжа - Сергей Федорович Смирнов. Однако в Лишинской гимназии она не успела доучиться – её расформировали в 1936 г. Пришлось завершать среднее образование в Рижской правительственной русской гимназии. В апреле 1938 г. Татьяна наконец-то получила латвийское гражданство. До этого у неё и у её матери были так называемые "нансеновские" паспорта. Летом 1939 г. она успешно выдержала вступительные экзамены в Латвийский университет на юридический факультет, однако ей удалось проучиться там всего 3 семестра - до февраля 1941 года.

В 1940 г. для семьи Смирновых настали тяжёлые времена: 2 ноября вся недвижимость по Катрин Дамбис 20 была национализирована. Скорее всего, финансировать Татьянину учёбу Сергей Федорович уже не смог. Ольга Федоровна, до этого жившая на средства от сдачи квартир в отцовском доме, оказалась в тяжёлом финансовом положении. С октября 1940 года Татьяна устроилась машинисткой в Рижское военно-пехотное училище, и это событие во многом определило её дальнейшую жизнь. Судя по всему, она не разделяла вполне объяснимой смирновской неприязни к советской власти. Поэтому, когда началась война, вопрос: "уезжать или оставаться?" перед ней не стоял. 27 июня 1941 года она эвакуировалась из Риги вместе с отступающими советскими войсками. Скорее всего, родных, никто из которых не стал покидать свой дом, она об этом не известила. В газете "Tēvija" от 18 августа 1941 г. от имени матери было размещено объявление о розыске Татьяны Правдиной, якобы уведённой большевиками в качестве медсестры. Когда Ольга Федоровна узнала, что та ушла добровольно, для неё это был настоящий шок. Похоже, простить этого дочери она не смогла до конца жизни.

В мае 1942 Татьяна Правдина записалась добровольцем в Красную Армию. Служила в 14 отдельном батальоне ВНОС в должности заведующей делопроизводством, в звании старшего сержанта. В боевых действиях участвовать не довелось. Конец войны встретила в Белостоке, на территории Польши. Демобилизовавшись в августе 1945 года, стала работать народным следователем прокуратуры Лиепайского уезда. Здесь же, в Лиепае, познакомилась со своим будущим мужем - лейтенантом Григорием Лавренко. Встреча была короткой: они оба случайно оказались на каких-то вечерних посиделках. Оба друг на друга произвели сильное впечатление. Дальше Григорий Никитович убыл из Лиепаи по делам службы и, в течение какого-то времени, их роман развивался исключительно в письмах, которые, к сожалению, не сохранились.

В мае 1946 года Татьяна Владимировна перевелась в рижскую прокуратуру. А в январе 1947 Григорий Никитович, демобилизовавшись, приехал к невесте в Ригу. В ноябре этого же года они поженились.

Необходимо отметить, что у Татьяны Владимировны было вполне определённое отношение к браку. К примеру, она очень гордилась тем, что первый и единственный мужчина в её жизни был её муж, с которым она прожила всю жизнь. Она искренне верила, что только так и должно быть. Они с мужем составляли крепкую пару. Оба по-настоящему старались жить друг для друга, и каждый из них был реальной поддержкой и утешением для другого. Нужно сказать, что у каждого из них был непростой характер и весьма сильные волевые качества, однако эти два человека каким-то невероятным образом так слились друг с другом, что им удавалось мирно сглаживать возникавшие противоречия. Это был настоящий тандем.

Поначалу оба попытались овладеть одной и той же профессией. Григорий Никитович, никогда не помышлявший о юриспруденции, глядя на свою жену чрезвычайно заинтересовался этой сферой. Между тем, в 1951 г. Татьяна Владимировна была назначена помощником прокурора Риги. Два года спустя поступила на заочное отделение юридического факультета Латвийского государственного университета, где уже год учился Григорий Никитович.

Однако, в 1955 году учебу и работу в прокуратуре ей пришлось оставить в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Но позволить себе не работать Татьяна Владимировна не могла. Со временем ей удалось как-то восстановиться, но к юриспруденции она уже не вернулась. В дальнейшей её трудовой биографии были должности: контролёра на военном складе, электромеханика, кладовщика, заведующей складом, старшего техника, старшего инженера. После ухода на пенсию в 1974 году — распределителя работ на заводе, мастера ЖЭР, товароведа. Даже когда ей было 90 лет, она выполняла несложную обязанность - осуществляла контроль за включением и выключением ночного освещения на этажах в жилом доме.

Смерть своего мужа в 2006 г. Татьяна Владимировна переживала крайне тяжело. Вдруг оказалось, что она осталась совершенно одна. Отношения с родными не шли ни в какое сравнение, по степени близости, с тем что у неё было с мужем, да к тому же были очень непростые. По её словам, она часто молилась, чтобы её забрали следом за её Гришей. Однако ждать этого ей пришлось долгих 7 лет, и за это время перенести не одно серьёзное испытание. Однако она не сдавалась и до самых последних дней не опускала руки: старалась вести активный образ жизни, а также тренировать память и интеллект.

Свой 94 день рождения Татьяна Владимировна встретила в больнице, а через несколько дней, 26 мая 2013 г. скончалась. Похоронена рядом с мужем и матерью на кладбище «Саркандаугава».

Источники:


ЛГИА Ф. 7427 Оп. 15 Д. 17 Л. 3, ЛГИА Ф. 2996 Оп. 15 Д. 23740, "Красный Север" № 25 от 31 мая 1919 г., "Jaunākās Ziņas" № 197 от 1 сентября 1939 г., "Tēvija" № 42 от 18 августа 1941 г., документы из семейного архива (аттестаты, справки, акты, трудовая книжка и т. д.), личные воспоминания и рассказы родственников.

Страница, посвящённая Лавренко Т. В. (периодически пополняется): http://andreyrepin.com/tag/lavrenko-pravdina-tatyana-vladimiro/

 

Андрей Репин