Авторы

Юрий Абызов
Виктор Авотиньш
Юрий Алексеев
Юлия Александрова
Мая Алтементе
Татьяна Амосова
Татьяна Андрианова
Анна Аркатова, Валерий Блюменкранц
П. Архипов
Татьяна Аршавская
Михаил Афремович
Василий Барановский
Вера Бартошевская
Всеволод Биркенфельд
Марина Блументаль
Валерий Блюменкранц
Александр Богданов
Надежда Бойко (Россия)
Катерина Борщова
Мария Булгакова
Ираида Бундина (Россия)
Янис Ванагс
Игорь Ватолин
Тамара Величковская
Тамара Вересова (Россия)
Светлана Видякина, Леонид Ленц
Светлана Видякина
Винтра Вилцане
Татьяна Власова
Владимир Волков
Валерий Вольт
Константин Гайворонский
Гарри Гайлит
Константин Гайворонский, Павел Кириллов
Ефим Гаммер (Израиль)
Александр Гапоненко
Анжела Гаспарян
Алла Гдалина
Елена Гедьюне
Александр Генис (США)
Андрей Герич (США)
Андрей Германис
Александр Гильман
Андрей Голиков
Борис Голубев
Юрий Голубев
Антон Городницкий
Виктор Грецов
Виктор Грибков-Майский (Россия)
Генрих Гроссен (Швейцария)
Анна Груздева
Борис Грундульс
Александр Гурин
Виктор Гущин
Владимир Дедков
Надежда Дёмина
Оксана Дементьева
Таисия Джолли (США)
Илья Дименштейн
Роальд Добровенский
Оксана Донич
Ольга Дорофеева
Ирина Евсикова (США)
Евгения Жиглевич (США)
Людмила Жилвинская
Юрий Жолкевич
Ксения Загоровская
Евгения Зайцева
Игорь Закке
Татьяна Зандерсон
Борис Инфантьев
Владимир Иванов
Александр Ивановский
Алексей Ивлев
Надежда Ильянок
Алексей Ионов (США)
Николай Кабанов
Константин Казаков
Имант Калниньш
Ирина Карклиня-Гофт
Ария Карпова
Валерий Карпушкин
Людмила Кёлер (США)
Тина Кемпеле
Евгений Климов (Канада)
Светлана Ковальчук
Юлия Козлова
Татьяна Колосова
Андрей Колесников (Россия)
Марина Костенецкая, Георг Стражнов
Марина Костенецкая
Нина Лапидус
Расма Лаце
Наталья Лебедева
Натан Левин (Россия)
Димитрий Левицкий (США)
Ираида Легкая (США)
Фантин Лоюк
Сергей Мазур
Александр Малнач
Дмитрий Март
Рута Марьяш
Рута Марьяш, Эдуард Айварс
Игорь Мейден
Агнесе Мейре
Маргарита Миллер
Владимир Мирский
Мирослав Митрофанов
Марина Михайлец
Денис Mицкевич (США)
Кирилл Мункевич
Тамара Никифорова
Николай Никулин
Сергей Николаев
Виктор Новиков
Людмила Нукневич
Константин Обозный
Григорий Островский
Ина Ошкая
Ина Ошкая, Элина Чуянова
Татьяна Павеле
Ольга Павук
Вера Панченко
Наталия Пассит (Литва)
Олег Пелевин
Галина Петрова-Матиса
Валентина Петрова, Валерий Потапов
Гунар Пиесис
Пётр Пильский
Виктор Подлубный
Ростислав Полчанинов (США)
Анастасия Преображенская
А. Преображенская, А. Одинцова
Людмила Прибыльская
Артур Приедитис
Валентина Прудникова
Борис Равдин
Анатолий Ракитянский
Глеб Рар (ФРГ)
Владимир Решетов
Анжела Ржищева
Валерий Ройтман
Яна Рубинчик
Ксения Рудзите, Инна Перконе
Ирина Сабурова (ФРГ)
Елена Савина (Покровская)
Кристина Садовская
Маргарита Салтупе
Валерий Самохвалов
Сергей Сахаров
Наталья Севидова
Андрей Седых (США)
Валерий Сергеев (Россия)
Сергей Сидяков
Наталия Синайская (Бельгия)
Валентина Синкевич (США)
Елена Слюсарева
Григорий Смирин
Кирилл Соклаков
Георг Стражнов
Георг Стражнов, Ирина Погребицкая
Александр Стрижёв (Россия)
Татьяна Сута
Георгий Тайлов
Никанор Трубецкой
Альфред Тульчинский (США)
Лидия Тынянова
Сергей Тыщенко
Павел Тюрин
Михаил Тюрин
Нил Ушаков
Татьяна Фейгмане
Надежда Фелдман-Кравченок
Людмила Флам (США)
Лазарь Флейшман (США)
Елена Францман
Владимир Френкель (Израиль)
Светлана Хаенко
Инна Харланова
Георгий Целмс (Россия)
Сергей Цоя
Ирина Чайковская
Алексей Чертков
Евграф Чешихин
Сергей Чухин
Элина Чуянова
Андрей Шаврей
Николай Шалин
Владимир Шестаков
Валдемар Эйхенбаум
Абик Элкин
Фёдор Эрн
Александра Яковлева

Уникальная фотография

Хор общества «Баян»

Хор общества «Баян»

Тихоницкий, сын святого Михаила

Наталья Лебедева

 

...20 сентяоря 1918 года по городскому кладбищу города Орлова Вятской губернии в 9 часов вечера вели на расстрел настоятеля местного Казанского собора отца Михаила Тихоницкого.

Его юные прихожанки, гимназистки, похолодев от ужаса и не в силах двинуться с места, наблюдали запроисходящим. Вот что написала потом одна из них:

«Отец Михаил шел, как всегда, неспешно, слегка опустив голову, и все молился вслух: «Господи, прости их, они не знают, что делают». Он был одет в рясу, которую потом снял и бросил знакомой прихожанке с просьбой передать домой. Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, при которой была богадельня, батюшка осенил себя крестным знамением и благословил здание. Его привели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. Старец трудился из последних сил, но выкопал не глубоко. Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы...»

Вина 72-летнего отца Михаила состояла лишь в том, что 15 февраля 1918 года на литургии он зачитал послание патриарха Тихона. Вечером того же дня протоиерей был посажен под  домашний арест, а через двое суток следственная комиссия постановила передать дело в Ревтрибунал.

... Священный синод причислил отца Михаила к лику святых 30 июля 2003 года. Но если бы даже он не пострадал за веру, то все равно остался бы в истории русской культуры и образования.

Двое из шестерых его детей стали иерархами церкви. Четверо — учителями. Среди них — Елпидифор Михайлович, русский просветитель Латвии. Ныне имя его увековечено на фасаде рижской школы № 40, где одно время располагалась Русская правительственная русская гимназия. Памятная табличка появилась здесь стараниями руководителя интернет-портала «Русские Латвии» Татьяны Фейгмане.

— Два года назад она по-стучалась в мой кабинет, — рассказывает директор школы Елена Ведищева. — И не без опаски завела разговор о том, что хорошо бы установить на здании мемориальную доску в память Елпидифора Тихоницкого. Она, наверное, не очень верила в успех этого предприятия, но мы ее горячо поддержали. Подключилась и Латвийская православная церковь, а Влад Богов сделал стенды «Русское просвещение Латвии 1920-30-х». Так всем миром и возродили память.

Уроженец Вятской губернии, Елпидифор Тихоницкий объединил в 1920-30-х Россию и Латвию, стал связующим звеном между двумя культурами. Окончив в конце XIX века Казанскую духовную академию со званием кандидата богословия, он пошел по учительской стезе — и судьбами Гражданской войны оказался в Эстонии.

Однако ни в Ревеле, ни в Нарве работы ему не нашлось. Неожиданно в конце 1919 года Елпидифор Михайлович получает приглашение от директора Рижской городской еврейской гимназии Берза занять должность учителя русского языка. 1 января 1920-го он приезжает в Ригу. Сначала он преподавал русскую словесность в еврейской, латышской и русской гимназиях. В 1922-м по его инициативе была создана русская правительственная русская гимназия. Два года он служил её директором, но латвийское гражданство ему не давали - пришлось покинуть пост.

Через год, в 1925-м году, едва обретя заветный паспорт, Елпидифор Михайлович баллотировался выборах во 2-й сейм по списку Блока православных избирателей и общественных организаций.

Тихоницкий всегда защищал интересы русского национального меньшинства, стал членом Просветительской комиссии сейма. Он учредил Рижское русское просветительское общество — здесь были хоры и оркестры, здесь ставились любительские спектакли. Впервые организовал в 1925-м Дни русской культур. Благодаря его усилиям была создана сеть русских культурно- просветительных обществ, появились русские библиотеки в латгальских местечках.

В  1937-м активно участвовал в работе Пушкинского комитета и в подготовке юбилейного издания избранных работ Пушкина для школ. Хотя с 1934 года закрылись десятки русских учебных заведений и даже Русская правительственная гимназия скиталась по разным зданиям!

 

 

Внук Елпидифора Михайловича отец Иоанн Дробот,

дьякон кафедрального собора Святого Александра Невского в Париже.

Известный в довоенной Риге журналист и педагог Генрих Гроссен так писал о нем в воспоминаниях: «Елпидифор Михайлович был гордостью и утешением русского учительства.

Он был с ног до головы идеалист русского земства. Бесконечно влюбленный в свою учительскую деятельность, глубоко любящий и понимающий детскую душу, знаток педагогики, особенно блестящий методист, был верной путеводной звездой русского учительства. Он написал несколько учебников (хрестоматий).

С ним я много беседовал и работал по составлению литературно-просветительной газеты «Русский день», душой которой он был, привлекая к бесплатному участию в ней литераторов и журналистов. Он стоял во главе комитета по организации празднования Дней русской культуры.

Не политический борец, он весь отдался просветительской и общественной работе, за которую русское население должно быть благодарно ему навсегда. Русское просветительское общество, душой которого он был, выпускало сборники сочинений Пушкина и Лермонтова. Эти книги выдавались выпускникам бесплатно в день окончания школы, что имело большое культурное значение, так как полные собрания сочинений русских классиков были для учащихся, да и для населения недоступны».

Его арестовали 14 октября 1940 года: НКВД припомнило, что до революции он состоял в партии народных социалистов, а в Латвии поддерживал связь с Трудовой крестьянской партией в Праге. Тихоницкий был приговорен к расстрелу, но приговор не был приведен в исполнение — он умер в лагере в Казахстане в мае 1942 года.

Его жена Мария Андреевна (Герда-Мария) с дочерью Марианной и сыном Вадимом эмигрировала из Латвии в 1944 году и обосновалась во Франции. Сегодня там живут 64 потомка русского просветителя. Самым старшим представителям рода уже за 80. Среди многочисленных внуков и правнуков Елпидифора Михайловича — духовенство, иконописцы, педагоги. Все они свято хранят память отца и деда.