Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь

Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь

Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь. –  Рига, ул. Кр. Барона 126.

Основательницами Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря являются сёстры Екатерина (1861-1926) и Наталия (1868-1934) Мансуровы.

Становление обители стало возможным благодаря подвижнической деятельности семьи Мансуровых, которая имела поддержку многих влиятельных рижан, должностных лиц Санкт-Петербурга и Москвы, императора Александра III. Отец основательниц – Борис Павлович Мансуров происходил из древнего рода потомственных дворян, с 1859 года – член Госсовета, статс-секретарь Его Императорского Величества, сенатор. Опыт, связи и высокое положение способствовали успешной деятельности его дочерей в Риге. Мать основательниц Мария Николаевна, урожденная княжна Долгорукова, кавалер ордена св. Екатерины, фрейлина Ее Императорского Величества была известна своей широкой благотворительностью.

Семья приехала в Ригу в 1887 году (по другим сведениям в 1886 году) в связи с болезнью дочери Наталии, в надежде на рижских докторов (врачи помогли, дочь выздоровела). В Риге М.Н. Мансурова сразу по приезде организовала материальную помощь неимущим, больным, престарелым, заключенным Рижской женской тюрьмы, открыла в Риге Детский дом трудолюбия, создала общедоступную народную библиотеку. Семья щедро благотворительствовала рижским православным храмам. Сестры Мансуровы много сил отдали открытию в Риге частной общедоступной воскресной школы с русским языком обучения, организовали приют для девочек-сирот, богaдельню для стариц. Эта богaдельня послужила основой Свято-Троицкой общины, которая по благословению епископа Рижского и Митавского Арсения открылась в 1891 году, и была учреждена Указом Священного Синода 5 октября 1892 года. Сестры и монахини располагались на частной съемной квартире. Молитвенная жизнь в общине велась по монастырскому чину.

В 1892 году по ходатайству перед Св. Синодом общине был безвозмездно выделен обширный участок земли, принадлежавший духовному ведомству. Тогда это была пустынная местность на окраине города, так называемые «военные огороды», ныне ограниченная улицами Кр. Барона, Пернавас, А. Чака и Эрглю. Проект застройки этой территории был разработан петербургским зодчим Виктором Величко. Согласно генплану, на территории будущего монастыря предусматривалось строительство двух храмов (домового и соборного), колокольни, жилых помещений для сестер, приюта и училища для девочек, кирпичной ограды с надвратной часовней, хозяйственных построек, а также монастырский сад и огород.

Прежде всего на собранные пожертвования был построен двухэтажный деревянный комплекс сестринского корпуса и домовой церкви. Кроме рижан, среди благотворителей были о. Иоанн Кронштадтский, обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев. Император Александр III передал на обустройство общины 29 000 рублей.

Строительство велось по проекту рижского архитектора Юлиуса Пфейфера (1848-1904). Единое деревянное здание с дощатой обшивкой фасадов и скромным декором состояло из двух половин. На первом этаже сестринского корпуса размещались кухня, столовая, приемная настоятельницы, на втором этаже – кельи. Из жилой части по коридорам на обоих этажах можно было пройти прямо в храм, объем которого северной стеной примыкал к жилому корпусу. Двухэтажное пространство храма имело хоры над притвором, граненую апсиду алтаря. Наружные входные двери были акцентированы изящным крыльцом, украшенным резными колоннами и пропильным декором. Проект одноярусного дубового иконостаса был разработан рижским архитектором И.Д. Фельско, иконы – работы русского художника А. Бабушкина.

Храму были пожертвованы утварь и многие святыни, в том числе древние реликвии из Иерусалима. 20 июня 1893 года домовый храм был освящен Преосвященным Арсением во имя св. Сергия Радонежского. Позже объем храма был расширен боковой пристройкой, на южном фасаде которой поместился резной киот с иконой «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому», написанной Ольгой Бенуа в 50-х годах XX века. В пристроенном помещении был размещен список чудотворной Толгской иконы Божией Матери, украшенный сенью на резных столбах.

В 1894 году Екатерина и Наталия Мансуровы приняли иноческий постриг, Екатерина была назначена начальницей общины. В это же время начались хлопоты по обустройству монастырской Пустыни. Для этих целей Министерство Государственных имуществ передало в дар общине участок земли из казенных лесных угодий под Митавой (ныне – Елгава). В 1901 году инокини сестры Мансуровы были пострижены в мантию (малую схиму) с именами Сергии и Иоанны.

15 сентября 1902 году по Указу Св. Синода община была преобразована в Свято-Троице-Сергиев монастырь, а монахиня Сергия (Екатерина Мансурова) возведена в сан игуменьи. Торжественный чин освящения монастыря с крестным ходом по прилегающим улицам был совершен епископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским).

Уже к концу столетия домовая церковь не могла вместить всех молящихся. Место для соборного храма было освящено архиепископом Арсением в 1897 году, но строительство осуществлено лишь в 1902–1907 годах. Из казны, по высочайшему повелению Государя Николая II, были получены 75 000 рублей, более 40 000 рублей составили пожертвования верующих, собранные по всей России. Проект храма был разработан рижским архитектором Константином Пекшенсом (1859-1928), при участии архитектора Александра Ванага. Освящение Свято-Троицкого храма состоялось 18 ноября 1907 года. Праздничное богослужение совершил архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский). На торжества прибыли высокопоставленные гости из Санкт- Петербурга, игумении нескольких монастырей.

Место для строительства соборного храма обители было выбрано архитектором В.В. Величко не случайно, с учетом дальнейшего развития города. Этот вывод можно сделать, если посмотреть на карту Риги. Вертикаль собора закрепляла важный узел городской структуры. Храм был построен на территории монастыря, между двумя параллельными прямыми улицами (ныне – Кр. Барона и А. Чака), которые в этом месте «ломались», меняя вектор движения, превращаясь в загородные магистрали. Масса собора замыкала перспективу всех четырех направлений, мощно «вырастая» на пути к центру города. В последующие годы XX века по политическим причинам воплощение этой интересной градостроительной идеи не было продолжено. Ныне собор уже не главенствует над прилегающей территорией, лишь в случайном ракурсе можно увидеть его впечатляющий силуэт.

В архитектуре собора присутствуют черты стиля модерн. Это проявляется в размещении декора на фасадах, в величественном масштабе форм. Здание двухэтажное, с двумя престолами, увенчано пятиглавием. Верхний храм во имя Св. Троицы имеет крестово-купольную конструкцию, план в виде креста. Интерьер решен как единое пространство. Четыре мощные опоры придвинуты к стенам, срастаются с ними, не читаются как столпы. Хоры расположены над притвором.

Нижний храм с престолом в честь Успения Божией Матери, расположенный в цокольном этаже, является усыпальницей. Низкое помещение перекрыто крестовыми сводами. Здесь захоронены статс-секретарь Его Императорского Величества Б.П. Мансуров и М.Н. Мансурова – родители основательниц монастыря. Работы по обустройству интерьеров собора продолжались до середины 1912 года. Все убранство верхнего и нижнего храмов, включая иконостас, киоты, иконы, утварь, облачения, было решено в едином стиле – модерн. Столярные работы выполнялись в Абрамцевских мастерских художественной резьбы по дереву, по эскизам Александра Барышникова, иконы были заказаны иконописцам Троице-Сергиевой лавры. Интерьер верхнего храма украшал стильный одноярусный дубовый иконостас с небольшим праздничным чином, массивные киоты на солее, дубовое паникадило. Через 50 лет после обустройства храма этот иконостас был демонтирован, его заменили на более пышный по декору, перемещенный сюда из закрытого Христо-Рождественского собора. Иконостас выполнен в неорусском стиле, по проекту архитектора В.А. Косякова, изначально находился в Либаве (Лиепае), в Свято-Никольском морском соборе (в начале ХХ века этот иконостас Лиепайскому собору подарил Николай II). В Ригу, в Христо-Рождественский собор этот иконостас был перевезен после 1-й мировой войны, когда вновь обустраивали интерьер поруганного немцами храма. Вероятно, из Христо-Рождественского собора были перемещены большое паникадило в технике прорезного железа, а также крупные пристенные киоты в стиле классицизма. Местонахождение первоначального дубового иконостаса и паникадила Свято-Троицкого собора неизвестно. На солее сохранились два киота с виртуозно выполненной резьбой, еще несколько киотов перемещены в нижний храм. Роспись стен выполнена только на восточной стене и на подпружных арках. Интерьер нижнего храма сохранился в своем первоначальном виде. Одноярусный дубовый иконостас вписан в низкие своды храма-усыпальницы. Резная дубовая сень установлена над гробницей с плащаницей Успения Божией Матери. Убранство дополняют резные поворотные подсвечники на иконостасе, оригинальные аналои и киоты, плиты надгробий, дубовые двери.

Наступила Первая мировая война. В монастыре был организован лазарет, женское трудовое общежитие. В июле 1915 года часть сестер во главе с игуменией Сергией и с частью имущества были эвакуированы в Новгородскую губернию, в Савво-Вишерский монастырь, часть насельниц остались в Риге. Сестры Мансуровы в Ригу уже не вернулись. В независимой Латвии судьба монастыря оказалась перед угрозой национализации. Местными властями были отняты земли и угодья, здания и оборудование, предметы церковного искусства, вся собственность Мансуровых, завещанная ими монастырю. Обитель избежала закрытия благодаря заступничеству архиепископа Иоанна Поммера.  В годы Второй мировой войны монастырь стал пристанищем для многих обездоленных, вызволял детей из концлагерей.

С установлением советской власти в монастыре осталось мало сестер, в основном пожилых, так как с 1957 года прием молодых насельниц был запрещен. Жизнь монастыря была трудной, но свои традиции монастырь хранил. На месте деревянной была выстроена из кирпича новая колокольня (арх. В. Шервинский). В 1963 году соборный храм стал приходским, был преобразован в кафедральный собор епархии. Территория монастыря была сильно урезана, обстроена многоэтажными жилыми домами.

В 1985 году из г. Пушкин (Царское село) в Пустынь были перевезены останки первой настоятельницы монастыря игуменьи Сергии (Мансуровой) и перезахоронены на монастырском кладбище.

До наших дней архитектурный комплекс монастыря сохранился почти без перемен. Двухэтажные деревянные здания добротной постройки, незатейливые, со скромным декором, благодаря хорошим пропорциям создают уютную монастырскую среду, сомасштабную человеку. Летом территория благоухает цветами, здесь отдыхает душа.

В монастыре и Пустыни проживают около 70 сестер. Кроме хозяйственных забот и обслуживания храмов, сестры обители трудятся в швейной мастерской, занимаются церковной вышивкой, выпекают просфоры для церквей Риги, ежедневно готовят бесплатные обеды для 250 человек. Все работы выполняются с молитвой. На богослужениях в монастыре поют два хора. Через опыт молитвенной жизни в рижском монастыре прошли многие поколения монахинь. Многие из них в течение последних 20 лет, когда началось возрождение православных монастырей, получили приглашения из других епархий Русской Православной Церкви и стали настоятельницами восстанавливающихся обителей.

Людмила Клешнина

 

Источники информации :

Демина Н. «Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь», «Pētergailis», Рига 1999.

«Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», «Zinātne», Rīga 2007, с.536 – 551.

Оксана Дементьева. Неугасимая лампада

Иллюстрации к теме