Забытое сокровище
Наталья Севидова
1 сентября 2011 («Вести Сегодня Плюс» № 70)
В преддверии 200–летия победы над Наполеоном группа энтузиастов вышла с инициативой — вернуть в рижский пейзаж выдающийся памятник архитектуры первой четверти ХIХ века — колонну Победы 1812 года.
Историки и общественники предлагают оставить в покое
идеологию и вспомнить, что в борьбу с нашествием Бонапарта внесли большую лепту
и жители Лифляндии и Курляндии, и особенно рижане. Напомним, что союзниками
России в этой войне были Германия и Австро–Венгрия. Так что изгнание войск
Наполеона из пределов Российской империи, а затем освобождение от захватчиков
всей Европы стало крупнейшим событием мировой истории.
В минувший вторник в Центре русской культуры Балтийской международной академии историки, общественники и журналисты обсуждали, как подготовиться к юбилею и достойно его отметить.
Сошлись на том, что необходимо в первую очередь увековечить память о событиях двухвековой давности.
Заходи кто хочешь, бери что можешь
В Риге и окрестностях большое количество никак не сохраняемых и никак не охраняемых памятников того периода — остатки военных укреплений, могильных плит и пр. И самый главный мемориал 1812 года — 14,5–метровая гранитная колонна Победы, созданная по проекту знаменитого архитектора Кваренги. Вместе с постаментом она много лет лежит в разобранном виде на так называемом "специальном складе" на задворках Риги. На самом деле этот склад — просто свалка на обочине дороги, возле леса, куда может спокойно зайти кто угодно и при желании распилить и частями вывезти куски ценного шведского гранита. Но и без участия вандалов памятник может быть безвозвратно утрачен, ведь он никак не законсервирован — по граниту уже пошли трещины.
Когда градоначальником Риги был Алфред Рубикс, было принято решение реставрировать исторический монумент и поставить его туда, где он стоял, пока по приказу Карлиса Улманиса не был демонтирован, — то есть на Замковой площади. И уже даже начались работы. Но пришли иные времена. Национально озабоченные горлопаны подняли крик: зачем восстанавливать символ имперской мощи?! Ревизия всех ценностей в годы Атмоды доходила до абсурда — вычеркивались целые страницы истории собственного народа. Ведь все коренное население Латвии, в том числе латыши, доблестно сражалось в 1812 году за свое Отечество или активно помогало армии Кутузова.
Но теперь настроения в латышской части общества, уставшей от оголтелых пропагандистских клише, стали меняться.
Провокация на уничтожение
Юрист Елена Бачинская вместе с небольшой инициативной группой попыталась прозондировать отношение к идее восстановления легендарной колонны в различных госинституциях. Были составлены и разосланы письма в десяток учреждений, отвечающих за культурное наследие. Порадовало, что в целом чиновники к инициативе отнеслись благожелательно, но все они ссылались на отсутствие средств. В Рижской думе предложение энтузиастов также концептуально одобрили, но опять же развели руками: мол, денег нет. Однако дали понять: дума готова пойти на софинансирование, если найдутся и другие источники.
"Главное, что есть понимание: колонна Победы 1812 года очень важна для города и послужит для привлечения туристов. Так что дело не безнадежно!" — уверена Елена.
Отметим, что в официальным ответах статус колонны определен как "охраняемый государством памятник архитектуры". Однако на балансе какой именно структуры числится творение Кваренги, выяснить не удалось. Это означает, что если с этим шедевром что–то случится, юридической ответственности за это никто не понесет, отметил историк Олег Пухляк.
И в таком неопределенном положении монумент находится много лет. Пухляк в бытность его членом Совета по памятникам при Рижской думе, тщетно пытался решить этот вопрос со специалистами. Он считает, что только Божья воля уберегла бесхозное сокровище от грабителей. Но ведь оно и сейчас может запросто превратиться в каменоломню. По мнению Пухляка, нынешний статус колонны — это провокация на ее уничтожение.
А если взяться всем миром?
Депутат гордумы Сергей Журавлев неоднократно говорил об этом на заседаниях думы и Совета по памятникам. Но все упирается в вопрос финансировании. Однако участники "круглого стола" уверены, что при будировании общественного мнения и поддержке СМИ, какую–то сумму самоуправление сможет выделить; возможно, помогут и меценаты, предприниматели, посольства России, Великобритании, Германии, Австрии.
Можно написать заявки на гранты Русского мира и еврофондов. А затем объявить еще и сбор народных пожертвований. Из таких ручейков, глядишь, и наберется требуемая сумма. В первую очередь на исследование состояния колонны и составление сметы работ.
Если сразу осилить весь объем работ не получится, на первоначальном этапе можно художественно "разложить" фрагменты колонны в парке Песни или на какой–то частной территории и снабдить их разъяснительным стендом. По крайней мере, это обезопасит памятник на ближайшее время.
Отмечу, что подобный подход существует в Европе. Лично я видела летом этого года в боснийском городке Почитель небольшой, но впечатляющий музей под открытым небом — собрание осколков ценных барельефов и скульптур, что были собраны на руинах войны в Югославии в 90–х годах. А Олег Пухляк привел в пример античные останки. От скульптуры Артемиды в Эфесе не осталось ничего, кроме постамента, но и к нему водят туристов.
Колонна 1812 года, которая пока цела, станет местом притяжения рижан и гостей столицы. Ведь наполеоновские войны — для европейцев близкая история.
Найти и сохранить!
Но вообще тема 1812 года шире. Есть опасения за судьбу и других объектов того же периода, например бастионов по течению Даугавы, которые могут быть срыты. Требует реконструкции Триумфальная арка в парке Песни, группа энтузиастов во главе со Светланой Видякиной борется за восстановление усадьбы героя Отечественной войны Якова Кульнева.
На сегодня нужно хотя бы выявить все памятники периода наполеоновских войн и определить, в какой степени каждый нуждается в реконструкции. В газетах, журналах, электронных СМИ, на конференциях нужно развернуть кампанию по популяризации этого исторического наследия. Основой для инвентаризации памятников 1812 года может стать небольшая книга латышского краеведа с перечнем памятников и мест сражений, связанных с 1812 годом. Развернуть широкое краеведческое движение по регионом, привлечь волонтеров — школьников, студентов, любителей истории и просто любознательных и наблюдательных людей, которые могли бы дополнить информацию по забытым объектам.
Сегодня краеведческие исследования ведутся на любой административной территории Латвии. А вот в космополитичном ганзейском городе Риге у власти нет интереса к артефактам "нелатышской" культуры. Отсюда и всем проблемы со статусом памятников. Вторая причина равнодушия официальных лиц — эффект переизбытка памятников культуры в столице начиная с эпохи Средневековья. Не до всех доходят руки.
Это памятник мирового уровня!
Игорь Ватолин, член правления Русской общины Лиепаи, подтвердил, что в Рижской думе созрело решение об установке колонны. "Меня попросили разработать рекомендации. Думаю, надо поднять эту тему на Днях культуры Риги в Санкт–Петербурге, запросить материалы в питерских музеях, например какие–то эскизы Кваренги, если они сохранились".
Ватолин напомнил, что создавали этот ансамбль выдающийся русский скульптор Орловский (памятники Барклаю–де–Толли и Кутузову в Питере — его творения), знаменитый питерский литейщик Василий Екимов; саму колонну и другие гранитные части вытесал легендарный каменотес Самсон Суханов (через него и его мастерскую прошли практически все колонны Санкт–Петербурга — Казанского и Исаакиевского соборов, Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова). Поэтому без всяких натяжек колонну Победы в Риге можно считать памятником искусства мирового уровня.
Ватолин также подчеркнул, что колонна Победы является первым (сохранившимся) мемориалом Риги, предтечей памятника Свободы и ансамбля Братского кладбища. Это аутентичное свидетельство эпохи наполеоновских войн, единственный выдающийся памятник искусства первой четверти ХIХ века в Латвии, а возможно, и во всем балтийском регионе. И в России, и в Европе таких монументов единицы.
Где поставить?
Игорь предлагает установить колонну на площади Екаба. Аргументы: проект реконструкции Замковой площади, где в 1817 году был установлен монумент, не предполагает его возвращения на историческое место. А вот установка памятника на площади Екаба придаст завершенность садово–архитектурному ансамблю, в котором доминируют постройки того же времени в стиле классицизма — Арсенал и дома по улице Екаба.
Восстановление колонны в историческим центре Риги можно планировать поэтапно в течение пяти лет. А фрагменты памятника и информационный стенд, рассказывающий о его истории, разместить на площади Екаба уже к юбилею победы над Наполеоном. Это памятник не имперской мощи России — это уважение к мужеству рижан, проявленному в битвах с наполеонвскими войсками, подчеркнул Ватолин.
Участники встречи согласились с доводами эксперта. А вот парк Песни, где предлагалось дислоцировать памятник, они сочли неподходящим местом — парк может превратиться в мемориальное кладбище, да и ландшафт его изменить уже нельзя, поэтому места для столь внушительного монумента там просто нет.
В итоге дискуссии договорились создать оргкомитет и начинать продвигать эту важную общественную инициативу.
"Вести Сегодня +", № 70.
В минувший вторник в Центре русской культуры Балтийской международной академии историки, общественники и журналисты обсуждали, как подготовиться к юбилею и достойно его отметить.
Сошлись на том, что необходимо в первую очередь увековечить память о событиях двухвековой давности.
Заходи кто хочешь, бери что можешь
В Риге и окрестностях большое количество никак не сохраняемых и никак не охраняемых памятников того периода — остатки военных укреплений, могильных плит и пр. И самый главный мемориал 1812 года — 14,5–метровая гранитная колонна Победы, созданная по проекту знаменитого архитектора Кваренги. Вместе с постаментом она много лет лежит в разобранном виде на так называемом "специальном складе" на задворках Риги. На самом деле этот склад — просто свалка на обочине дороги, возле леса, куда может спокойно зайти кто угодно и при желании распилить и частями вывезти куски ценного шведского гранита. Но и без участия вандалов памятник может быть безвозвратно утрачен, ведь он никак не законсервирован — по граниту уже пошли трещины.
Когда градоначальником Риги был Алфред Рубикс, было принято решение реставрировать исторический монумент и поставить его туда, где он стоял, пока по приказу Карлиса Улманиса не был демонтирован, — то есть на Замковой площади. И уже даже начались работы. Но пришли иные времена. Национально озабоченные горлопаны подняли крик: зачем восстанавливать символ имперской мощи?! Ревизия всех ценностей в годы Атмоды доходила до абсурда — вычеркивались целые страницы истории собственного народа. Ведь все коренное население Латвии, в том числе латыши, доблестно сражалось в 1812 году за свое Отечество или активно помогало армии Кутузова.
Но теперь настроения в латышской части общества, уставшей от оголтелых пропагандистских клише, стали меняться.
Провокация на уничтожение
Юрист Елена Бачинская вместе с небольшой инициативной группой попыталась прозондировать отношение к идее восстановления легендарной колонны в различных госинституциях. Были составлены и разосланы письма в десяток учреждений, отвечающих за культурное наследие. Порадовало, что в целом чиновники к инициативе отнеслись благожелательно, но все они ссылались на отсутствие средств. В Рижской думе предложение энтузиастов также концептуально одобрили, но опять же развели руками: мол, денег нет. Однако дали понять: дума готова пойти на софинансирование, если найдутся и другие источники.
"Главное, что есть понимание: колонна Победы 1812 года очень важна для города и послужит для привлечения туристов. Так что дело не безнадежно!" — уверена Елена.
Отметим, что в официальным ответах статус колонны определен как "охраняемый государством памятник архитектуры". Однако на балансе какой именно структуры числится творение Кваренги, выяснить не удалось. Это означает, что если с этим шедевром что–то случится, юридической ответственности за это никто не понесет, отметил историк Олег Пухляк.
И в таком неопределенном положении монумент находится много лет. Пухляк в бытность его членом Совета по памятникам при Рижской думе, тщетно пытался решить этот вопрос со специалистами. Он считает, что только Божья воля уберегла бесхозное сокровище от грабителей. Но ведь оно и сейчас может запросто превратиться в каменоломню. По мнению Пухляка, нынешний статус колонны — это провокация на ее уничтожение.
А если взяться всем миром?
Депутат гордумы Сергей Журавлев неоднократно говорил об этом на заседаниях думы и Совета по памятникам. Но все упирается в вопрос финансировании. Однако участники "круглого стола" уверены, что при будировании общественного мнения и поддержке СМИ, какую–то сумму самоуправление сможет выделить; возможно, помогут и меценаты, предприниматели, посольства России, Великобритании, Германии, Австрии.
Можно написать заявки на гранты Русского мира и еврофондов. А затем объявить еще и сбор народных пожертвований. Из таких ручейков, глядишь, и наберется требуемая сумма. В первую очередь на исследование состояния колонны и составление сметы работ.
Если сразу осилить весь объем работ не получится, на первоначальном этапе можно художественно "разложить" фрагменты колонны в парке Песни или на какой–то частной территории и снабдить их разъяснительным стендом. По крайней мере, это обезопасит памятник на ближайшее время.
Отмечу, что подобный подход существует в Европе. Лично я видела летом этого года в боснийском городке Почитель небольшой, но впечатляющий музей под открытым небом — собрание осколков ценных барельефов и скульптур, что были собраны на руинах войны в Югославии в 90–х годах. А Олег Пухляк привел в пример античные останки. От скульптуры Артемиды в Эфесе не осталось ничего, кроме постамента, но и к нему водят туристов.
Колонна 1812 года, которая пока цела, станет местом притяжения рижан и гостей столицы. Ведь наполеоновские войны — для европейцев близкая история.
Найти и сохранить!
Но вообще тема 1812 года шире. Есть опасения за судьбу и других объектов того же периода, например бастионов по течению Даугавы, которые могут быть срыты. Требует реконструкции Триумфальная арка в парке Песни, группа энтузиастов во главе со Светланой Видякиной борется за восстановление усадьбы героя Отечественной войны Якова Кульнева.
На сегодня нужно хотя бы выявить все памятники периода наполеоновских войн и определить, в какой степени каждый нуждается в реконструкции. В газетах, журналах, электронных СМИ, на конференциях нужно развернуть кампанию по популяризации этого исторического наследия. Основой для инвентаризации памятников 1812 года может стать небольшая книга латышского краеведа с перечнем памятников и мест сражений, связанных с 1812 годом. Развернуть широкое краеведческое движение по регионом, привлечь волонтеров — школьников, студентов, любителей истории и просто любознательных и наблюдательных людей, которые могли бы дополнить информацию по забытым объектам.
Сегодня краеведческие исследования ведутся на любой административной территории Латвии. А вот в космополитичном ганзейском городе Риге у власти нет интереса к артефактам "нелатышской" культуры. Отсюда и всем проблемы со статусом памятников. Вторая причина равнодушия официальных лиц — эффект переизбытка памятников культуры в столице начиная с эпохи Средневековья. Не до всех доходят руки.
Это памятник мирового уровня!
Игорь Ватолин, член правления Русской общины Лиепаи, подтвердил, что в Рижской думе созрело решение об установке колонны. "Меня попросили разработать рекомендации. Думаю, надо поднять эту тему на Днях культуры Риги в Санкт–Петербурге, запросить материалы в питерских музеях, например какие–то эскизы Кваренги, если они сохранились".
Ватолин напомнил, что создавали этот ансамбль выдающийся русский скульптор Орловский (памятники Барклаю–де–Толли и Кутузову в Питере — его творения), знаменитый питерский литейщик Василий Екимов; саму колонну и другие гранитные части вытесал легендарный каменотес Самсон Суханов (через него и его мастерскую прошли практически все колонны Санкт–Петербурга — Казанского и Исаакиевского соборов, Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова). Поэтому без всяких натяжек колонну Победы в Риге можно считать памятником искусства мирового уровня.
Ватолин также подчеркнул, что колонна Победы является первым (сохранившимся) мемориалом Риги, предтечей памятника Свободы и ансамбля Братского кладбища. Это аутентичное свидетельство эпохи наполеоновских войн, единственный выдающийся памятник искусства первой четверти ХIХ века в Латвии, а возможно, и во всем балтийском регионе. И в России, и в Европе таких монументов единицы.
Где поставить?
Игорь предлагает установить колонну на площади Екаба. Аргументы: проект реконструкции Замковой площади, где в 1817 году был установлен монумент, не предполагает его возвращения на историческое место. А вот установка памятника на площади Екаба придаст завершенность садово–архитектурному ансамблю, в котором доминируют постройки того же времени в стиле классицизма — Арсенал и дома по улице Екаба.
Восстановление колонны в историческим центре Риги можно планировать поэтапно в течение пяти лет. А фрагменты памятника и информационный стенд, рассказывающий о его истории, разместить на площади Екаба уже к юбилею победы над Наполеоном. Это памятник не имперской мощи России — это уважение к мужеству рижан, проявленному в битвах с наполеонвскими войсками, подчеркнул Ватолин.
Участники встречи согласились с доводами эксперта. А вот парк Песни, где предлагалось дислоцировать памятник, они сочли неподходящим местом — парк может превратиться в мемориальное кладбище, да и ландшафт его изменить уже нельзя, поэтому места для столь внушительного монумента там просто нет.
В итоге дискуссии договорились создать оргкомитет и начинать продвигать эту важную общественную инициативу.
"Вести Сегодня +", № 70.